[ начало ] | [ К ] |
Кульман Квирин
(Kuhlmann) — мистик, род. в 1651 г. в Бреславле, в семье купца-лютеранина. Религиозное настроение К. сказалось уже в первых его стихотворениях, написанных когда ему еще не было и 15 лет. Познакомясь в Голландии с сочинениями Иакова Бема (см.), он сделался убежденным последователем его теософии и развивал ее в своем сочинении "Neubegeisterter B öhme" (1674). Восполнение теософии Бема К. нашел в пророчествах чешских хилиастов — Христофора Коттера, Николая Драбика (Драбиция) и Христины Понятовской. Путем разного рода выкладок и толкований своего имени К. пришел к убеждению, что он призван проповедовать о близком падении "Вавилона" и наступлении "иезуелитского царства". В 1678 г. К. прибыл в Константинополь, для обращения турок в христианство, но, по-видимому, не добился свидания с султаном, который приказал дать ему сто ударов по пятам. Позже К. скитался по Англии и Голландии, работая над своим "Прохладительным псалтырем" (K ü hl-Psalt, Амстердам, 1684-86). Здесь он встретился с живописцем Отто Гениным; отец которого был служилым человеком в Москве. От него К. узнал о "северном народе" и составил обращение к моск. царям, основанное на пророчествах Драбяка; оно издано под заглавием: "Drei und Zwanzigstes K ühl-Jubel ausz dem ersten Buch des Kü hl-Salomons an Ihre Czarische Majestaten" (Амстерд. 1687). После неудачных попыток доставить это воззвание моск. царям через Отто Генина, отправившегося в Москву, К. в апреле 1689 г. сам прибыл туда и с восторгом встречен был последователями Бема, жившими в немецкой слободе; главным его поклонником сделался купец Кондратий Нордерман. Пастор лютеранской церкви в Москве, Иоахим Мейнеке, ввиду сильного брожения, вызванного в немецкой слободе приездом К., обратился за защитой к патриарху. Московскому правительству сделалось известно и о воззвании К. к царям, в котором усмотрели политический замысел. К. и Нордерман были взяты в посольский приказ; несмотря на жестокие пытки; они не отказались от своих упований. 4 октября 1689 г. К. и Нордерман, как еретики, были в Москве сожжены в срубе. Некоторые писатели, хотя и без достаточного основания, приписывают проповеди К. влияние на возникновение наших духоборческих учений. Н. С. Тихонравов напеч. в "Русском Вестнике" 1867 г. №№ 11 и 12 монографию о К., которую затем значительно дополнил для отдельного издания, не вышедшего, однако, в свет; с дополненного экземпляра сделан немецкий перевод пастором Фехнером (Рига, 1873). Подлинное розыскное дело о К. (которое у Тихонравова имелось в неполной копии) напеч. Д. Цветаевым в " Чтениях Общества Истории и Древн. России" (1883 г., кн. З).
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:40 MSK |