[ начало ] | [ К ] |
Курско-Харьковско-Азовская железная дорога
— часть магистральной линии, соединяющей Москву с Крымом, портами Азовского моря и Кавказом; идет от ст. Курск Московско-К. ж. д. до Ростова-на-Дону (765 в., и ветвь от ст. Славянск до Соляных заводов — 18 в.) В 1894 г. к К.-Х.-А. ж. д. присоединены часть Донецкой ж. д. (участки: Краматорская — Варварополье — 102 в., Лисичанск - Попасная — 40 в. и Константиновка Ясиноватая — 48 в.) вся Лозово-Севастопольская (569 в.) и Джанкой-Феодосийская ж. д. (109 в.). В этой ст. сведения приводятся только о линии Курск — Ростов; о Лозово-Севастопольской линии см. особую статью. Концессия на постройку была дана С. С. Полякову, который и после образования акционерного общества остался главным акционером и фактическим хозяином жел. дор. В 1891 г. она выкуплена казной. Ни туннелей, ни больших мостов нет и лишь на небольших пространствах значительные насыпи и выемки. Линия проведена очень извилисто, особенно между Славянском и Таганрогом, для избежания больших работ. К.-Х.-А. ж. д. соединяется, кроме Московско-Курской ж. д.: в Курске — с линиями Курск — Киев и Курск — Воронеж и ветвью в гор. Курск; в Харькове и ст. Мерефе — с Харьковско-Николаевской ж. д.; на ст. Лозовой с Лозово-Севастопольской линией; в Ростове — с линией Козлово-Ростовской юго-восточных ж. д. и Владикавказской ж. д.; на ст. Краматорская, Константиновка и Никитовка — с быв. Донецкой ж, д.; на ст. Харцызской — с Екатерининской ж. д.; в Марьине — с Обоянской ж. д. В Таганроге дорога касается Азовского моря. Кроме того, к ней между Славянском и Таганрогом примыкает много ветвей частного пользования, от каменноугольных и др. рудников и копей. Проходя на всем пространстве по хлебородной местности, ж. д. отправляет хлебные грузы с большинства станций. Вследствие изменчивости цен и особенно ж. д. тарифов, направление движения хлебных грузов довольно различно в разные годы. Они подвозятся и к Азовским портам — Таганрогу и Мариуполю (к последнему — по ветви Екатерининской ж. д., от ст. Константиновки), к Севастополю (от ст. Лозовой), к Николаеву (от Харькова), а также идут на З, через Харьков и Курск, и на С — через Курск. После неурожая 1891 г. весь хлеб по К.-Х.-А. ж. д. шел в последнем направлении. Донецкий кряж дает К.-Х.-А. ж. д. большие грузы каменного угля как со своих станций, так и с соседних ж. д., быв. Донецкой и Екатерининской. Меньшая часть этих грузов идет в Азовские порты, гораздо большая доходит до Харькова, главного складочного пункта донец. угля; много потребляется на месте, часть идет на ЮЗ и 3 по Харьковско-Николаевской ж. д. и на С по К.-Х.-А. ж. д., доходя до Москвы и ее окрестностей. Соль идет с славянских солеваренных зав. и с копей в окрестностях Бахмута, ртуть — с единственного в России завода, близ ст. Никитовки. Вся местность по К.-Х.-А. ж. д. очень бедна лесом; он подвозится к Курску из Брянского у., к Харькову из Кременчуга, к ст. Харцызской из Екатеринослава, к Ростову — сплавом по Волге и Дону. Харьков и Ростов — значительные промышленные города, дающие большие грузы разных изделий: чугунного литья, машин, муки, табака и т. д. По всем этим причинам, грузы по К.-Х.-А. ж. д. гораздо разнообразнее, чем по большинству ж. д., проходящих по черноземной полосе. Ниже даны сведения из отчета К.-Х.-А. ж. д. за 1893 г.
Рублей. |
||
Основных капиталов |
в металлич. валюте в кредитной |
6092974 18603168 |
Гарантированный доход |
в металлической в кредитной |
2670299 845910 |
Валовой доход = |
Сумма на 1 версту |
13709977 17945 |
Чистый доход |
Сумма на 1 версту |
6105181 7991 |
% валового дохода |
44,5% |
Расходы.
Сумма |
На версту дороги |
В % от общего расхода |
|
Расходы центрального управления |
229076 |
300 |
3,0 |
Доля расходов по содержанию управления казенных ж. д. |
73800 |
- |
- |
Управление дорогой |
301118 |
394 |
4,0 |
Надзор за путем и зданиями, содержание и ремонт их |
1659216 |
2172 |
21,8 |
Зимний ремонт пути |
272641 |
- |
- |
Движение |
1398164 |
1830 |
18,4 |
Тяга |
3435128 |
4496 |
45,2 |
Остальные |
582094 |
- |
7,6 |
Движение и выручка. | |||
Число перевезенных платных пассажиров |
1661916 |
- |
- |
Общая выручка с перевозки всех платных пассажиров |
2473940 р. |
- |
- |
Общая выручка со всех перевозов большой скорости. |
2862663 " |
- |
- |
Общая выручка с перевозки грузов малой скорости попудно и по — вагонно |
9733138 " |
- |
- |
Далее показана перевозка разных грузов малой скорости в тысячах пудов.
Всех грузов малой скорости |
174797 |
В том числе по направлению от Ростова к Курску |
119156 |
Зерновые хлеба |
27176 |
В том числе: Пшеница Ячмень Овес Рожь |
12697 7479 3195 2557 |
Мука |
4993 |
Маслян. семена и выжимки |
2510 |
Овощи |
2073 |
Шерсть |
1371 |
Рыба |
2290 |
Сало |
3163 |
Соль |
15968 |
Дрова |
2016 |
Строевой лес и лесн. изделия |
10820 |
Каменный уголь |
71947 |
Руда |
2137 |
Чугун, железо и сталь не в деле |
5309 |
Рельсы |
4317 |
Другие изделия из чугуна, железа и стали |
2634 |
Камни |
5781 |
Земля и глина |
2237 |
Гончарные изделия |
1914 |
Мануфактурный товар |
1889 |
Ниже показано движение товаров по главным станциям. Для узловых станций показано еще количество грузов, принятых с соседних ж. д. или переданных им.
Тысячи пудов |
|||
Отправлено. |
Прибыло. |
||
Курск-гор. |
610 |
508 |
|
Курск Московско-Курской ж. д. |
12034 |
41889 |
|
Курск Киево-Воронежской ж. д. |
334 |
3466 |
|
Белгород |
3717 |
3391 |
|
Харьков |
4127 |
16242 |
|
Харьково-Николаев. ж.
д.: через Харьков через Мерефу |
3190 4340 |
3647 37067 |
|
Лозовая |
1405 |
301 |
|
Лозовая Лозово-Севастопольской ж.д. |
14345 |
15145 |
|
Славянск |
4380 |
2392 |
|
Никитовка |
3638 |
662 |
|
Донецкая ж.д.: через
Краматоровку через Константиновку через Никитовку |
31100 22038 13367 |
1704 2950 968 |
|
Ханженковская |
4119 |
285 |
|
Харцызская |
9800 |
452 |
|
Харцызская Екатерин. ж. д. |
5765 |
991 |
|
Таганрог и Азов гавань |
3191 |
14061 |
|
Ростов |
1642 |
4190 |
|
Ростов Коз.-Вор.-Рост. ж.д. |
2899 |
4486 |
|
Ростов Владикавказской ж. д. |
2762 |
10363 |
Здесь ясно видна разница между станциями, откуда идет каменный уголь (Никитовка, Харцызская, Ханженковская), и большими городами (Харьков, Таганрог): первые отправляют много, а получают мало грузов, вторые — наоборот. Для Ростова это менее заметно, потому что он получает топливо, строевой лес и пищевые продукты еще по двум ж. д. и по Дону.
А. В.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:41 MSK |