[ начало ] [ Л ]

Лабрюер

(Jean de La Bruyè re) — знаменитый французский моралист (1645—1696). Был воспитателем герцога Бурбонского, внука Конде, при дворе которого сохранил место и после женитьбы своего ученика. Жизнь среди придворного блеска давала Л. возможность наблюдать развитие человеческих страстей, возбуждаемых погоней за земными благами, честолюбием, интригами, близостью к "великим мира сего". Этими наблюдениями Л. воспользовался для литературных целей, но в жизни он держался вдали от людей, среди которых принужден был вращаться, и сильно страдал от своего зависимого положения в доме Конде. Научившись отказываться от всего и сдерживать свои чувства и порывы, он находил удовольствие лишь в чтении и работе. Свой жизненный опыт он облекал в форму размышлений, эпиграмм, кратких портретов. Так составилась, мало-помалу, обширная книга, издать которую он предложил, как бы шутя, своему приятелю, книгопродавцу Мишалле. Последний рискнул на издание и заработал на нем 300000 фр. Первое издание книги Л. вышло в 1687 г., под скромным заглавием: "Les Caract ères de Théophraste, traduits du grec, avec les Caractères ou les Moeurs de ce siè cle"; успех книги был громадный, и ободренный этим автор прибавлял к каждому новому изданию новые размышления и новые портреты. В 1694 г. вышло 8-е, окончательное издание, в которое включена была речь Л. во франц. академии, членом которой он избран был в 1693 г. "Caract è res" Л., единственное произведение всей его жизни, состоят из 16 глав, из которых две посвящены церковному красноречию и свободомыслию; здесь Л. является верующим христианином, противником атеистов и скептиков. Во всех остальных главах Л. не затрагивает ни религиозных, ни чисто философских вопросов. Он не вносит в жизнь своих идеалов, а прилагает к поступкам и характерам людей мерило существующих условий. Цельного миросозерцания, философской системы в его книге найти нельзя; он показывает только смешную сторону какой-нибудь моды, гнусность того или другого порока, несправедливость какого-нибудь мнения, суетность человеческих чувств — но эти разрозненные мысли не сведены к одной основной идее. В области житейских наблюдений Л. обнаруживает большую тонкость понимания, отмечает оттенки чувств и отношений; глава "о сердце" свидетельствует о том, сколько нежности и любви таилось в этом созерцателе. Многие из его характеристик написаны в ожесточенном, саркастическом тоне; автор, очевидно, много страдал от предрассудков общества, и Тэн не без основания сравнивает его в этом отношении с Ж. Ж. Руссо. Особенность книги Л. — портреты: это — цельные типы и полные драматизма эпизоды. Особенно знамениты типы Эмиры — высокомерной кокетки, Гнатона — отталкивающего эгоиста, Меналька — рассеянного человека, Федона — приниженного бедняка. Все эти портреты обнаруживают в Л. богатую фантазию, уменье усиливать характеристики обилием жизненных подробностей, громадное мастерство и колоритность языка. Современники узнавали в большинстве портретов разных выдающихся людей того времени, и до сих пор исторический интерес книги Л. значителен, благодаря точности изображения людей и нравов эпохи; но еще выше ее психологический, общечеловеческий интерес и ее чисто литературные достоинства. См . La Harpe, "Cours de Litté r." (2-ая ч.); D'Olivet, "Eloge de L." (1729); Suard, "Notice sur L." (1781); Vict. Fabre, "Eloge de L."; Chateaubriand, "Genie du Christ." (3-е ч.); Sainte-Beuve, "Portraits Litt éraires", "Lundis", "Nouveaux Lundis". Caboche, "L." (1844); Walckenaë r, "Etudes et Remarques sur L." (в изд. 1845); Silvestre de Sacy, "Vari étés morales et littéraires"; Taine, "Nouveaux Essais de Critique et d'Histoire" (1865); Vinet, "Moralistes des XVI et XVII s."; Prevost-Paradol, "Moralistes français" (1865); Damien, "Etudes sur L. et Malebranche" (1866); Fournier, "La Comé die de L. etc.". На русский язык "Характеры" переведены Н. Ильиным (М., 1812).

З. В.