[ начало ] | [ Л ] |
Лагарп, Жан Франсуа
(Jean Francois de La Harpe) — известный французский критик, член французской академии (1740—1803). Сначала хотел стать поэтом и неудачно дебютировал в излюбленном тогда жанре "героид". Его трагедия "Warwick" представлена была, в 1763 г., с громадным успехом; в печати Л. предпослал ей письмо к Вольтеру, которое обратило на себя внимание философа своей смелостью и повело к дружеским отношениям между Л. и Вольтером, длившимся до самой смерти последнего. Трагедии Л. "M é lanie" и "Philoct è te", поэмы "Tangu et F é lime" и "R é ponse d'Horace" (ответ на Вольтеровскую Epitre à Horace) слабы и риторичны. Более на своем месте Л. оказался в журналистике. Критика его отличалась большой резкостью; он не щадил ближайших друзей, когда дело шло о вопросах художественного вкуса, и разыгрывал Аристарха, создающего эстетический кодекс. Смерть Вольтера в 1778 г. сделала положение Л. очень тяжелым; отсутствие авторитетной защиты придало смелость многочисленным врагам Л. Его осыпали эпиграммами по поводу трагедии "Barm é cide", поносили за то, что вскоре после смерти Вольтера он осмелился произнести строгий приговор одной трагедии своего умершего покровителя и, несмотря на его сдержанные и вполне разумные оправдания, принудили его выйти из редакции "Mercure". Престиж Л. был восстановлен в 1786 г., когда он сделался профессором литературы в новооткрывшемся лицее, предназначенном быть Сорбонной светского общества. Из его чтений, собранных потом в "Cours de Litt ératur e", самыми блестящими были лекции о Расине, проливающие яркий свет на причины того культа, которым окружали имя Расина в XVIII в. В общем Л. оказался в этих лекциях, составляющих его главную литературную заслугу, не столько проницательным критиком, сколько ясно и оживленно излагающим свой предмет профессором. Он развил и применил на практике основные принципы Вольтера и, не обладая блеском и оригинальностью мысли своего учителя, унаследовал отчасти его уменье быть ясным и убедительным. Революция произвела большой переворот в настроении Л. До 1793 г. он был ярым республиканцем, все его идеи носили революционный характер; но, попав в тюрьму во время террора, он вышел из нее "обращенным", сделался верующим христианином и, возобновив лекции в 1794 г., стал громить "врагов совести и нравственности, искусства и литературы". Эта вторая часть лекций слабее первой.
З. В.