[ начало ] [ Л ]

Лекки

(Вильям Эдуард Гартполь Lecky) — английский историк; род. в 1838 г. Его первый труд "The leaders of public opinion in Ireland" (Л., 1861; 2 изд. 1872) появился анонимно. Большую известность он приобрел своей "History of the rise and influence of the spirit of rationalism in Europe" (1865; 5 изд. 1872; русский перевод А. Н. Пыпина: "История возникновения и влияния рационализма в Европе", т. I, СПб. 1871 [перевод этот послужил поводом к процессу: издатель его, Н. П. Поляков, обвинялся в непредставлении книги на предварительное рассмотрение духовной цензуры. Окружный суд признал издателя не подлежащим наказанию, но самую книгу определил передать целиком на рассмотрение духовной цензуры. Спб. судебная палата ограничилась передачей на предварительное рассмотрение духовной цензуры только некоторые места книги Л. Со стороны защиты выступал В. Д. Спасович. Ср. "Голос" (1871 г., 254-256, 326, 327 и 330)]). Это — рассказ о постепенном ходе секуляризации мысли, искусства, права и власти, в котором проявились уже все выдающиеся особенности Л. как историка: изящный слог, способность классификации и обобщения, беспристрастное отношение к борьбе мнений. В этом же труде Л. высказал мысль, что "до крестовых походов христианство было чистым благодеянием, безо всякой примеси": если рационализм дал миру интеллектуальную свободу, то христианство принесло ему нравственный закон. Доказательству второго положения Л. посвятил свою "History of European morals from Augustus to Charlemagne" (1869; 3 изд. 1877). В введении к этому труду (русский перев. введения в "Беседе" 1871 г., № 10, под загл.: "Основные начала нравственной философии") Л. дает разбор различных систем нравственности, которые он сводит к двум школам, борющимся и в современной Англии: идеалистической и утилитарной. Сам Л. выступает приверженцем первой школы, которую он называет интуитивной. В "Истории нравственности" Л. проводит параллель между обеими системами в том виде, в каком они развились в последний период языческой цивилизации и в первые века христианской культуры, и вместе с тем излагает причины, приведшие к торжеству христианства в Европе. "History of England in the XVIIIth Century" (Л., 1878-90) представляет собой первый по времени опыт философской истории этой страны за тот период времени, когда создалась аристократическая и свободная Англия. Др. соч. Л.: "Poems" (Лондон, 1891); "А history of Ireland i n the XVIIIth Century" (Лонд., 1892). Главные соч. Л. переведены на нем. яз.