[ начало ] [ Л ]

Ленбах

(Франц von Lenbach) — один из лучших портретистов новейшего времени, род. в Баварии в 1836 г. В начале был определен в ландсгутское ремесленное училище, а затем перешел из этого заведения в аугсбургскую политехническую школу. Посещая последнюю, часто ездил в Мюнхен и знакомился с памятниками живописи, хранящимися в тамошней пинакотеке. Они развили в нем любовь к рисованию и живописи, в которых он не без успеха упражнялся уже в эту пору. После того в течение некоторого времени Л. находился в учениках у мюнхенск. резчика из дерева Зекингера. После смерти своего отца в 1856 г. окончательно решился посвятить себя живописи и стал посещать классы мюнхенск. акд. худ., но через два года, будучи недоволен преподаванием в ней, вышел из нее и поступил в мастерскую Грефле, от которого вскоре перешел в ученики к Пилоти. В это время его привлекал к себе больше всего жанр, и первая выставленная им картина изображала "Крестьянское семейство, застигнутое бурей". Уже в ней выказался редкий талант художника как колориста. В 1858 г. Л. отправился вместе с Пилоти на несколько месяцев в Рим. Там написал он вид форума с окружающей его местностью — картину, которая потом произвела в Мюнхене большое впечатление своей поразительной верностью натуре и удивительной силой красок. Почти вслед за тем Л. впервые выступил перед публикой со своей портретной работой (портретом одного медика), в которой изображенное лицо было передано с полнейшей реальностью, без малейших прикрас, но с ярко выраженным характером и с необычайной пластической энергией. Другие подобные произведения Л., следовавшие за этим и в которых он до некоторой степени подражал старинным мастерам, в особенности Рембрандту, хотя и были прекрасны, но не обеспечивали художника, еще не вошедшего в славу, с материальной стороны; поэтому он с охотой принял в 1860 г. приглашение на должность преподавателя художественного училища с Веймаре, от которой, однако, вскоре отказался главным образом потому, что благодаря бар. фон-Шаку представилась ему возможность осуществить свою мечту вторично побывать в Италии. Здесь, в Венеции, Флоренции, Риме и других местах он внимательно изучал и копировал древних мастеров. Затем, выставив в Мюнхене великолепный портрет живописца Л. ф.-Гана, в 1867 г. отправился в Испанию, откуда присылал бар. ф.-Шаку копии с некоторых из перлов мадридской картинной галереи. По возвращении своем в Мюнхен быстро приобрел известность искуснейшего из всех немецких портретистов. Заказы посыпались к нему со всех сторон, так что у него едва доставало времени для их исполнения. В 1872-74 гг. он жил в Вене, в 1875 г. сделал поездку в Марокко и в Египет вместе с Макартом. Ныне живет и трудится в Мюнхене. Число написанных им портретов очень значительно. Независимо от своего художественного достоинства, многие из них интересны в том отношении, что увековечивают черты современных художнику царственных особ и выдающихся деятелей на различных поприщах, каковы, напр., портреты императоров Вильгельма I и Франца-Иосифа, короля Людвига II Баварского, кн. Бисмарка, гр. Мольтке (в берлинской национ. галерее), гр. Андраши, Р. Вагнера, Фр. Листа, Деллингера, физика Гельмгольца, князя и княгини Мингетти-Актон, Гладстона, Шопенгауера, проф. Швенингера, граф. Шлейнца, бар. Шака, Фр. Лахнера и др.

А. С-в.