[ начало ] | [ Л ] |
Леру
(Pierre Leroux) — французский писатель (1797-1871). Воспитанный в деревне, Л. до 18-ти лет ничему не учился, но затем окончил курс в лицее. Недостаток средств заставил его стать за прилавок, потом сделаться на время каменщиком, наконец наборщиком и корректором в типографии, где он изобрел машину для набора и усовершенствованный способ отливки шрифта. С 1824 г. Л. участвует в газете "Globe". Он подписывает протест против ордонансов Карла Х и, окруженный своими наборщиками, оказывает вооруженное сопротивление полиции, явившейся арестовать его. При Людовике-Филиппе "Globe" делается органом сенсимонизма (см.), а К. — его ревностным апостолом, пока не расходится с Анфантеном по вопросу о реабилитации плоти. 1848 г. Л. как представитель дпт. Сены занимает место в национальном собрании на крайней левой. Сторонник широкой государственной помощи безработным, он ревностно отстаивает "национальные мастерские". Декабрьский переворот 1851 г. выбрасывает Л. за пределы Франции; он поселяется на о-ве Джерсей, испытывает страшную нужду, но не покидает научных занятий, заинтересовывается агрономией и делает удачные опыты применения гуано и др. удобрений. Падение Империи позволяет ему вернуться в Париж, где он и умирает, в разгаре коммуны. В своих философских убеждениях Л. прошел через атеизм, рационализм и деизм; отрицание всякого культа сменилось у него культом Разума, уступившим место культу верховного существа. Заключительным этапом всего этого процесса была собственная оригинальная система пантеизма и спиритуализма, развитая в сочинениях: "De l'Humanit é ", "Du Christianisme" и "De l'Egalit é ". "Бог заключен в мире — говорит Л., — или, вернее, мир в Нем, ибо мы не можем жить иначе, чем в Боге". Единство Бога имеет своим продолжением единство рода человеческого. Христианство, выдвинувшее эту идею, сделало из нее, однако, неправильный вывод, обратившись к пропаганде милосердия (противоречащего нашей эгоистической природе), а не солидарности (выгодной людям). Другой ошибкой христианства было то, что оно поставило рай вне жизни и Бога поместило не на земле, а на небе. Философия (Л. имел в виду французскую философию его времени, главным образом Кузена) не сумела сохранить того истинного, что было в еврейской религии. Она рассматривает человека как единицу, тогда как он только часть целого. Мысли, чувства, убеждения человека не рождаются в его собственной голове, но получаются им извне, от окружающих. Человек, по Л., есть "животное, перерожденное разумом и тесно связанное со всем человечеством". Семьи, общины, нации суть составные части целого, не могущие от него отделиться, не насилуя разума и не порождая зла. Люди — частицы вечного существа, все проникающей единой мировой души. "Современные люди — те же люди, которые жили в прошлом и будит жить в будущем". Таким образом Л. приходит к учению о переселении душ, на котором он строит свою веру в прекращение войн и наступление братских отношений между народами. Прогресс есть постепенное приближение к равенству и свободе. В нем надо различать три стадии (Л. во всем склонен видеть троичность), освобождение от семейного рабства (от власти патриархальной семьи, касты), от рабства государству (кастового характера) и от тирании собственности (кастовой исключительной, привилегированной). Лишенные "кастового" характера семья, государство и собственность будут служить одному благу, между тем как теперь они часто являются главными источниками зла. Тирании семьи надо противопоставить полную эмансипацию женщины, тирании государства — самоуправление гармонически сложившихся общин, тирании собственности — приобщение к ней всего общества, уничтожение бедности. В критике существующей экономической формы Л. не проявил оригинальности, воспользовавшись замечаниями Фурье и Сен-Симона. Влияние тех же писателей сказалось и на его построении идеального общества, на началах выборной администрации, обязательного общего труда и вознаграждения сообразно способностям, труду и потребностям. Интересна полемика Л. против учения Мальтуса: он отрицал не только наличность, но и возможность перенаселения, утверждая, что в мире существует постоянный круговорот материи, не иссякающий и вечный. Уже одним своим удобрением человек в достаточной мере обеспечивает себе пропитание. Л. имел мало последователей. Некоторые романы Ж. Занд написаны под непосредственным влиянием идей Л. ("Consuelo" иллюстрирует учение о переселении душ, "Le Compagnon du tour de France", "Le P éché de Mr. Antoine" и др. носят на себе отпечаток несколько сантиментального, мистического социализма Л.). Младшие братья Л., Ахилл и Жюль, занимались под его влиянием социалистической пропагандой (последнему принадлежит ряд брошюр), и оба за это подверглись изгнанию из отечества. Кроме названных выше соч., Л. написал еще: "De l' égalité" (1838); "Discours sur la situation actuelle de la société et de l'é sprit humain" (1841, 2 изд. 1847); "De l'humanit é, de son principe et de son avenir" (1840, 2 изд. 1845); "R éfutation de l'éclectisme" (1841); "D'une religion nationale ou du culte" (1846); "Projet d'une constitution démocratique et sociale fondée sur la loi même de la vie" (1848); "De la Ploutocratie" (1848); "Malthus et les économistes" (1849); "Doctrine de l'humanité" (1848); "Du christianisme et de son origine dé mocr." (1848) и др. О нем ср.: Breynat, "Les socialistes modernes" (1850); Marschal, "P. S. Proudhon et P. Leroux" (1850); Bobert (Du Var), "El éments de philosophie sociale, rédigés d'après les écrits de Leroux" (1841-1842); Eugène de Mirecourt, "Pierre Leroux" ("Les contem porains", 1869); Ferraz, "Etude sur la philosophie en France au XIX s." (1877); Flint, "Historical philosophy in France" (1893); Adam, "Philosophie en France au XIX s." (1894); Щеглов, "История социальных систем" (т. II, 1889).
Н. Водовозов.