[ начало ] [ Л ]

Либава

(Любава, Libau, по-латышски Leepaja) — портовый город Курляндской губернии, на берегу Балтийского моря, на песчаной косе, отделяющей Либавское озеро от моря. По своему торговому значению занимает третье место в Прибалтийском крае. Начало города относится к глубокой древности. Л. существовала задолго до прибытия меченосцев в Пруссию, которые в 1300 г. построили здесь собор, а в следующем году соорудили укрепленный замок и самый город обнесли каменною стеною. Как морская гавань город Portas Liva упоминается в 1263 г. В 1418 г. Л. была сожжена литовцами, при чем погибло все население. Спустя 4 года под возобновленный город подступил польский король Ягелло, но, не взяв замка, отступил. В 1560 г. Кеттлер отдал Л. в залог прусскому герцогу Альбрехту, но в 1609 г. город был возвращен герцогу курляндскому. В конце XVII в. здесь были уже фирмы с миллионными оборотами. Город состоит из 2 частей, Старой и Новой Л.; в последней сосредоточилась фабрично-заводская промышленность города: фабрики красочная, капсюльная, бумажных приводных ремней и канатов, табачная, 2 спичечные, 2 сельскохозяйственных машин, мебельная, заводы: 4 винокуренных, 5 искусств, минер, вод, мыловаренный, 3 пивоваренных, маслобойный, железопрокатный (пудлингование), жестяной, 3 чугунолитейных, пробочный, пудретный, корабельных снастей, для производства линолеума, лесопильный, 4 паровых мукомольных млнц., 4 типографии, 8 книжных лавок с библиотеками, 2 ежедневных нем. и еженедельная латышская газета; 5 гостиниц; отделения государственного банка с сберегательною кассою, моск. междун. торг. банка, рижского и московского коммерческих банков, агентство минского коммерческого банка, биржевой банк; 40 агентских контор, 20 комиссионных, 4 маклерские, нотариальная, 9 экспортных, 1 экспедиционная и комиссионная; 30 портовых складов. Всех торговых и промышленных заведений было 1435 (1890). Производство фабр. и зав. более чем на 6 млн. ежегодно. Склады, как и многие другие жилые здания в Л., построены из дерева и кирпича; обширные хлебные магазины по обоим берегам гавани, все каменные. Церкви православная, римско-католическая, 2 лютеранские. Либавское общ. для призрения вдов и сирот (сущ. с 1795 г.), мариинская богадельня с двумя приютами для мальчиков и девочек. Городская больница на 80 кроватей. Мужская гимназия, прогимназия, мореходные классы, высшее женское училище, двухклассное мужское училище, начальное училище с преподаванием на латышск. языке, реальное училище, православные приходские мужское и женское училища, казенное еврейское училище 1-го разряда, 8 частных школ. Городская публичная библиотека, 2 рынка, 6 площадей. Обширный и тенистый городской сад. Жителей 43734 (21175 женщ.): православных 9485, католиков 3170, протестантов 19988, евреев 1086 0, прочих исповеданий 231. Русских 9133, поляков 986, немцев 10210, литовцев 2184, латышей 9945, евреев 10860, прочих — 416. В 1893 г. доходы города равнялись 471914 р. долги 262000 руб., запасный капитал 110696 р., недоимок 3617 р. Городу принадлежат 2300 дес. земли. Л. имеет троякое значение — как портовый город, как военная гавань и верфь и как курорт. Либавская гавань замерзает только в самые сильные морозы; навигация открывается здесь ранее, чем где-либо на балтийском побережье (см. ниже, Либавский порт). Обороты порта весьма значительны и находятся в периоде возрастания. За последнее десятилетие в Л. прибывало в среднем 1819 судов емкостью 273186 ластов; в 1894 г. — 2062 судна, емкостью 372986 ластов, в том числе из иностранных портов 1357, из русских 3 04, каботажных 401 судно. Увеличение судоходства отчасти объясняется тем, что либавский биржевой комитет заботится об устройстве удобных амбаров, элеваторов и приобрел ледокол. Кроме того, портовый канал в Л. углублен до 19 фт., а устья порта до 22 фт., вследствие чего Л. стали посещать суда большей емкости (до 1575 peг. тонн). В 1894 г. навигация не прерывалась ни на один день. Наибольшее число судов в 1894 году прибыло, как обыкновенно, из Германии (470), затем из Дании (342), Англии (231), Швеции (230). Из Л. отправилось в 1894 г. 2051 судно — в заграничные порты 1855, из них в Англию, как и прежде, наибольшее число, 379, затем в Данию 311, в Германию 249. Средняя цифра вывоза Л. за последнее десятилетие — 36 млн. руб. (100 лет тому назад, в 1794 г., она равнялась 2 1/2 млн.), в 1894 г. — 40060300 руб. Главный предмет вывозной торговли Л. прежде составляла рожь, теперь овес; вывоз пшеницы совсем прекратился. Подвозимая по железной дороге пшеница перерабатывается на муку для обратного вывоза во внутреннюю Россию. Всего вывезено муки из Л. в 1894 году 724112 пд. а за десятилетие в среднем 713290 пудов. С 1893 г. начали вывозить из Л. сено; вывоз его в 1893 г. был 331620 пуд., в 1894 г. — 399430 пуд., из них в Англию 392439 пд. Средний вывоз льна за десятилетие был 817216 пд., в 1894 г. — 630727 пд. Спирта вывезено (преимущественно в Германию) в 1894 г. 975201 ведро (против средней за 10-летие 908552 в.). Вывоз яиц в 1894 г. достиг 44 1/2 млн. шт. (против средней за 10-летие 24 млн. и 56 млн. в 1890 г.), несмотря на то, что в Л. существует с 1889 г. свинобойня, могущая убивать в месяц до 6000 штук свиней и снабженная холодильными машинами и ледниками, дающими возможность убивать и экспортировать животных в течение всего года, вывоз мяса, преимущественно свинины, в 1894 г. был только 34879 пуд., меньше наполовину против 1893 г. (70426 пд.) и далеко ниже средней за десятилетие (51278). За десятилетие 1885-94, в рублях:

 

 

Вывоз

Привоз

Англия

13006219

8129702

Германия

7063913

5426830

Бельгия

3412232

1319420

Франция

3411947

390243

Голландия

3018500

160937

Швеция

2627147

641416

Дания

2625086

214085

Норвегия

1143943

176883

Как верфь, Л. исстари славится искусством судостроения; на городской верфи ежегодно выстраиваются 5 кораблей, преимущественно дальнего плавания (бриги, шхуны, пароходы). В качестве курорта значение Л. падает с каждым годом, несмотря на прекрасный кургауз, хороший берег и слабый прибой. Еще в 1871-84 г. число приезжавших на купанье бывало от 1500 до 2000 человек, в настоящее время оно едва достигает 500. Первоклассная таможня; окружный суд. Ср. К. К. Случевский, "По северу России" (т. III, стр. 93-100).

Л. В. и К. Вр.