[ начало ] [ Л ]

Либаво-Роменская железная дорога

— Почти незамерзающий Либавский порт предназначен был стать конечным пунктом линии Курск-Либава, концессия на постройку которой была дана главному обществу российских жел. дор. в 1856 г.; но линия тогда не была построена, так как главное общество не нашло для нее капиталов. Концессия на постройку железной дороги была дана затем инж. фон-Мекку. Железная дорога выкуплена казною 1-го мая 1891 г. Общее протяжение дороги — 1191 в.; она состоит из следующих линий 1) Либава-Кошедары, 295 вер.; движение открыто 4 сент. 1871 г. 2) Вилейка-Бахмач-Ромны, 711 в.; движение открыто от Вилейки до Гомеля 1 нояб. 1873 г., от Гомеля до Ромен — 25 июля 1874 г. Эти линии разделены 72 в. С.-Петерб.-Варшавской ж. д., что очень затрудняло движение по Л.-Роменской ж. д. до выкупа ее и С.-Петербурго-Варшавской жел. дор. казною. 3) Калкуны-Радзивилишки, 187 в.; движение открыто 1 ноября 187 3 г. В Кошедарах, Вилейке и Калкунах Л.-Роменская жел. дор. соединяется с Петербурго-Варшавской жел. д., в Можейке — с Митавской ж. д., в Минске — с Московско-Брестской, в Бахмаче — с Киево-Воронежской, в Ромнах — с Харьково-Николаевской ж. д. Местность ее по большей части ровная; значительные трудности представляли только реки на участке между Бобруйском и Бахмачем, где большие мосты через pp. Березину, Сож, Днепр и Десну. На этом же участке и болота местами требовали дорогих работ. Л.-Роменская ж. д. входит в пределы черноземной полосы лишь на юге участка Вилейка-Ромны и лишь оттуда может получать значительные местные хлебные грузы; гораздо более их идет с соседних дорог, особенно с участка Ромны-Кременчуг Харьково-Николаевской ж . д., составляющего прямое продолжение Л.-Роменской ж. д. на юг, и с Киево-Воронежской жел. дор. Продолжение последней линии на В (линия Курск-Воронеж) и многочисленные ветви ее должны увеличить хлебные грузы Либаво-Роменской ж. д., дающей им ближайший выход к Балтийскому морю. Менее значительные хлебные грузы идут с Полесских ж. д. и р. Сож в Гомеле и Московско-Брестской ж. д. в Минске. В последние годы хлебные грузы идут по ветви Калкуны-Радзивилишки из Орла и из-за Орла, так как провозные платы на Ригу и Либаву одинаковы. Черниговская и Курская губ. дают грузы пеньки и конопляного семени, многие станции ж. д. — грузы овса. 4/5 Л.-Роменской железной дороги проходят по лесистой местности, отпускающей лес на юг России и за границу, но почти весь лес идет водой, а по Л.-Роменской жел. дороги — лишь от р. Десны к Ромнам и со станций, близких к Либаве и Минску, в эти города. Приводим сведения о финансовом положении дороги и о движении пассажиров и грузов по ней (1893).

 

   

Рублей

 
1891 Основных капиталов металлических

58847988

Кредитных

4735363

Гарантированный доход метал.

2563264

кред.

176026

  Валовой доход Сумма

11679456

на 1 версту

9806

Чистый доход Сумма

5469815

на 1 версту

4593

% валового дохода

46,3

 

Расходы

Сумма

На версту дороги.

Общие расходы

167119

140

Управление дорогою

385997

324

Надзор за путем и зданиями, содерж. и ремонт их в том числе

Зимний ремонт пути

1724135

96241

1448

-

Движение

1338952

1124

Тяга

2399848

2015

Пассажиров 1348309 (в 1890 г. 1085019); сбор с них 1281144 руб.; средний пробег пассажира 88 в.; товаров большой скорости 795541 пд.; сбор с них 129042 руб.; товаров малой скор. 126722973 пд.; сбор с них 9012796 руб.: средний пробег пуда груза 345 верст. В Либаву прибыло вагонов хлеба и других грузов (средняя нагрузка вагона 600 пд.):

 

 

1889 г.

1891 г.

1893 г.

Хлеба

Других

грузов

Хлеба

Других

грузов

Хлеба

Других

грузов

Со станций

Либавской ж. д.

15439

9191

13457

9241

8470

10289

Передано

с других ж. д.

50572

13352

42157

11776

35815

10824

Итого

66011

22723

55614

21017

44285

21113