[ начало ] | [ Л ] |
Линовальное мастерство
— получило начало лишь в начале XVIII столетия. В настоящее время Л. производство обыкновенно соединяется с переплетным и отчасти с типографским (для нумерации страниц и для заголовок) в так называемых фабриках конторских книг. Первую Л. машину устроил в Париже в 1709 г. Дюпон: бумага укреплялась на столе особой рамкой, а перо с многими остриями надо было от руки обмакнуть в чернильницу и вести по бумаге, пользуясь поперечинами рамки для направления линий. Лет через сто после машины Дюпона появилась уже конструкция Л. машины с перьями, употребляемая и в настоящее время для наиболее чистой работы. В таких машинах бумага кладется на особую доску, свободно ходящую по двум рельсам под поперечным горизонтальным зажимом с перьями. Работник проталкивает доску с листом вперед, опускает перья и, протащив лист назад, кладет его для просушки в сторону. Перья приготовляются из тонкой рольной латуни: из полоски в 5 см шириной вырезывают подобие гребенки с трапецеидальными зубцами, средние линии которых совпадают с заданной линеатурой. Потом в особой машинке, состоящей из тупого ножа на рычаге, как в домашней машинке для раскалывания сахара, и неподвижной части с желобком, куда острие этого ножа входит, сгибают каждый зубец этой гребенки в желобок с почти параллельными краями. Укрепив такое перо в Л. машину, протаскивают через нее много раз лист наждачной бумаги, пока нижние поверхности перьев не оботрутся и не станут хорошо прилегать к бумаге. Тогда кисточкой вводят в верхнюю часть каждого пера чернила, накладывают на эти места полоску фланели, обильно смоченную теми же чернилами, и приступают к линованию. Гораздо скорее линует машина с роликами, придуманная не очень давно Г. Бриссаром в Париже, однако черты всегда выходят местами несколько прерывистыми. Конструкция эта заимствована от скоропечатных машин: рамки из латуни нанизываются на вал вперемежку с кружками — шпациями, имеющими ширину заданных расстояний между линиями. Чернила накатываются на поверхность роликов каучуковым вальком, получающим запас чернил от смоченной полосы из ткани. Бумага проходит под роликами на бесконечном сукне, натянутом на валах, и накладывается работником или особым самодействующим механизмом, совершенно как в скоропечатных станках. В более сложных машинах помещают одну за другой две системы, линующие двумя различными красками. Для конторских книг, вертикальные линии не проходят через весь лист, а прерываются у одной строчки; на ручных Л. машинах с перьями это достигается соответственным положением упора, ограничивающего движение доски с листом, а у роликовой машины вся система роликов приподнимается в назначенном месте. Поэтому за один проход можно проводить только линии, ограничивающиеся общей поперечной прямой; на ручной машине с перьями более сложные перерывы линий достигаются подкладыванием шаблонов из тонкой латуни. Производительность машин с роликами от 15 до 120 стоп в 10 часов работы; последнее число относится только к линовке строк с двух сторон. Такие "американские" машины изготовляются у Е. С. H. Will, в Гамбурге.
В. Л.