[ начало ] | [ Л ] |
Луини
(Бернардо Luini) — итальянский живописец, ученик Амброзио Боргоньоне, развившийся далее под влиянием Брамантино, значительнейший из последователей Л. да Винчи. Род. в Ловино, на Лаго-Маджоре, между 1475 и 1480 гг.; трудился в Милане, а также в Саронно, Павии и Лугано; умер, вероятно, позже 1533 г. В своих фресковых работах отличается искренностью выраженного в них чувства, грациозностью фигур, красотой лиц и теплым, гармоничным колоритом. Большое количество его произведений в этом роде, происходящих из церквей в окрестностях Милана, находится теперь в тамошней галерее Брера; в их числе особенно замечательна "Мадонна со св. Антонием и Варварою" (1521). Как на лучшие фрески Л., должно, сверх того, указать на "Увенчание Христа тернием" в Амброзианской библиотеке в Милане, на "Бичевание Христа" и на сцены из жития св. Екатерины в церкви св. Маврикия (Монастеро-Маджоре) там же, на "Страсти Христовы" в церкви C.-Mapиa-дельи-Анджели в Лугано, на "Поклонение волхвов", "Сретение Господне", "Св. Аполлония", "Св. Екатерину" и пр. в церкви монастыря Пелеринаджио в Саронно. В станковых картинах Л. особенно хороши изображения Мадонны и вообще молодых и отроческих фигур: он придавал им своеобразный тип, который поэтому известен у любителей живописи под названием "Луиневского" (luinesco), удивительную миловидность, экспрессию девственной чистоты и обворожительную улыбку. Из числа подобных картин наиболее мастерскими могут считаться "Поклонение волхвов" и "Мадонна" в Комском соборе, алтарный образ в главной церкви г. Леньяно и "Мадонна со святыми и жертвователями" в Брерской галерее в Милане. Кроме этого города и соседних с ним мест, произведения Л. встречаются во многих европейских музеях. В Имп. Эрмитаже, в СПб., имеются четыре несомненные картины этого художника: "Богоматерь с Младенцем-Спасителем", "Св. Екатерина с двумя ангелами", "Св. Севастиан" и "Портрет молодой женщины с пучком цветов в руке" (так наз. "Коломбина"). Сыновья Бернардо Л., Аурелио и Эванджелиста, были также живописцы: первый страдал маньеризмом, а второй занимался почти исключительно орнаментальными работами.
А. С-в.