[ начало ] | [ Л ] |
Лучиано
(Себастиано Luciano) — итальянский живописец, получивший в последние 16 лет своей жизни прозвище Фра Бастиано дель Пиомбо (Fra Bastiano del Piombo); род. в Венеции около 1485 г.; учился там сперва у Джов. Беллини, а потом у Джорджоне и вначале подражал этим мастерам. В 1510 г. был приглашен в Рим знаменитым банкиром Агостино Киджи для украшения живописью его виллы, известной теперь под названием Фарнезинской. Здесь были написаны им сцены из "Превращений" Овидия и др. Эти фрески вышли неудачно, вследствие чего Л. был устранен от дальнейших работ. Тем не менее, он остался в Риме, примкнул к партии Микеланджело, враждебной Рафаэлю, и старался соединить в своем творчестве энергию и выразительность форм великого флорентийца с силой и блеском колорита венецианцев, причем, однако, бессознательно для себя подвергся влиянию Рафаэля. Таким образом он вскоре сделался одним из замечательнейших портретистов и историческим живописцем-эклектиком, на которого многие из его современников смотрели как на нового Мессию живописи. В действительности же это был художник чрезвычайно способный, прекрасно владевший рисунком, техникой кисти и красками, но не наделенный ни большим даром композиции, ни тонкостью чувства; красота женских лиц и фигур в его картинах — слишком материальная, чувственная. В 1527 г. нашествие немецко-испанского войска на Рим заставило Л. удалиться в Венецию, где он написал несколько картин, между прочим, удивительный портрет Андреа Дориа (наход. в галер. Дориа, в Риме) и превосходное "Несение Креста" (в Мадрид. музее, повторение — в Имп. Эрмитаже в СПб., в Дрезден. галерее и в Базельском музее). По возвращении своем в Рим получил от папы Климента VII в 1531 г. доходную должность хранителя и прикладывателя свинцовых печатей к папским буллам и грамотам (отсюда его прозвище "дель Пиомбо"; il рiоmbо = свинец) и по этому случаю произнес обет монашества. Под конец своей жизни занимался почти исключительно портретами и упражнялся в стихотворстве. Ум. в Риме 21 июня 1547 г. Из многочисленных картин Л. особенно хорошо характеризуют его талант и ход развития следующие: "Жена-блудница" (у лорда Нортвика в Англии) и "Неверие ап. Фомы" (в црк. Сан-Николо, в Тревизе), относящиеся обе к ранней поре деятельности художника и написанные в манере Джов. Беллини, "Апофеоза св. Иоанна Златоуста" (в црк. С.-Джованни Кризостомо, в Венеции), также ранней поры и отзывающаяся влиянием Джорджоне; далее "Св. Семейство" (у М. Т. Баринга, в Англии), "Спаситель, снятый со Креста" (в Имп. Эрмитаже, в СПб.), "Плач Богоматери над телом Спасителя" (в црк. С.-Франческо, в Витербо), "Бичевание Спасителя" (в црк. С.-Пьетро-ин-Монторио, в Риме), "Преображение" (там же), "Бог-Отец" (в ц. C.-Mapиa-дель-Пополо, в Риме), "Рождество Богородицы" и "Воскрешение Лазаря " (в Лонд. национ. гал., лучшее из всех произведений Л.), все восемь выражающие, как и вышеупомянутое "Несение Креста", направление художника в эпоху зрелости его дарования, когда он, оставаясь венецианцем по колориту, подражал в рисунке и композиции Микеланджело и отчасти Рафаэлю; наконец, "Мадонна с Младенцем" (в неаполитанском музее), представляющая прямое заимствование от Рафаэля. В числе портретов работы Л. главные — молодой женщины, который прежде считали произведением Рафаэля, изображающим его любовницу Форнарину (в галл. Уффици, во Флоренции), Тебальдо (в собрании Скарпа), приписывавшийся также Рафаэлю, папы Адриана VI (в неаполитанском музее), папы Климента VII (в гал. Питти, во Флоренции), Джулии Гонзага (в Лонд. национ. гал.), кардинала Поля (в Имп. Эрмитаже), Катарины Медичи и др. Ср. J.-P. Richter, "Sebastiano del Piombo" (в R. Dohme, "Kunst und K ü nstler Italiens", III т., LXIV, Лпц., 1879).
А. С-в.