[ начало ] | [ М ] |
Мадьяры
— господствующее племя в Транслейтанской части Австро-Венгерской монархии
(Королевство Венгрия). Главная масса этого племени живет в Средней Венгрии, по
обоим берегам Дуная и Тисы; на З. их поселения доходят почти до самой границы
королевства; в восточной части Трансильвании живут также принадлежащие к этому
племени секлеры (см.). Общее число представителей мадьярского племени (1890)
доходит в землях венгерской короны до 7426730, что составляет 42,80% общей суммы
населения. По областям это число распределяется так: на Венгрию с Трансильванией
приходится 7356874 ч. (48,61% всего
населения), на одну Венгрию — 6658929 (51,69%), Трансильванию отдельно — 697945
(31%), Реку (Fiume, город и область) — 1062 (3,94%), Хорватию и Славонию — 68794
(3,15%). Кроме того, М. живут еще в Буковине (1890 г. — 81 3 9
ч.) и в Румынии. Все эти цифры несомненно гораздо выше действительности, потому
что народные переписи ведутся пристрастно: при общем приеме всех народных
переписей в Австро-Венгрии отмечают не народность, а разговорный язык, в Венгрии
в число М. (т. е. вернее — признающих своим родным или разговорным языком
мадьярский язык) попадают все желающие считаться мадьярами (см. Мадьяроны).
Иногда занесение в число людей немадьярского происхождения совершается и без их
ведома, порой даже и против их воли. Католиков между М. около 55%, евангеликов —
гельветического исповедания 30%, лютеранского 4%. К греческому исповеданию
принадлежат преимущественно омадьярившиеся и забывшие свой язык и национальность
русские. Сравнительно-лингвистические исследования привели к призванию финского
или, точнее, восточно-финского (финно-уральского) происхождения М. (о языке М.
см. Венгерский язык). Некоторые ученые (напр. Вамбери) готовы считать М., их
язык и древнюю культуру результатом смешения финно-угорских элементов с
турецко-татарскими (V àmbéry, "Die primitive Cultur des tü rko-tatar.
Volkes auf Grund sprachl. Forschungen", Лпц., 1879) или принятия турецким
племенем (торкским или хазаро-торкским), покорившим финское племя, финского
языка (Куник, "Ученые зап. Акад. наук", т. III, 1855, стр. 728-729).
Сохранившиеся в мадьярских хрониках воспоминания о Великой Угрии где-то на
Востоке очень рано (еще в XIII в.) побудили М. искать в этом направлении свою
родину и своих языческих родичей. Начались путешествия (преимущественно
монахов), в результате
которых получилось установление того факта, что в Волжской Болгарии живет народ,
говорящий на понятном для М. языке. Эти путешествия не прекращались до
позднейшего времени, и многие мадьярские ученые давно уже пришли к убеждению в
родстве М. с некоторыми финно-уральскими племенами. Но это мнение встречало
сильный отпор со стороны поборников других теорий (напр. о происхождении М. от
гуннов Аттилы, о турецко-татарской народности М.), и только в последнее время,
преимущественно на основании филологического анализа мадьярского языка,
установлено с достаточной твердостью, что прародина М. лежит вдали от Северного
океана, к Ю. от остальных югорцев, первоначальная территория которых лежала по
обеим сторонам р. Иртыша, от pp. Печоры, Камы и среднего течения Волги на З. до
р. Оби и верхнего течения Яика на В., почти от 56° до 67° с. ш. В этой Югории,
Югарии или Югорской земле мадьяры жили на Ю. и Ю.В., в непосредственном
соседстве с тюркскими народностями. Мадьярами (Magyar) издавна себя называл сам
народ, а уграми (,
оугри; польская форма — венгры, Węgry) прозывали их, кажется, искони славяне
(русские), от которых уже заимствовали это имя и западные народы. Латинский и
германский Запад стал называть их Ungri, Ungari, Hungari, Onogari, а византийцы
— Τούρκοι, рядом с гораздо менее употребительным Ούγγροι (также Ούννοι). Оба
названия — М. и венгров или угров — стараются объяснить теперь на основании
финских наречий. Для Magyar получается значение "дитя земли" или "горец" (т. е.
житель Уральского хребта). Имя угры бесспорно находится в
непосредственном родстве с нашей "Югрою" и "югричами" наших летописей, т. е.
предками вогулов, остяков и др. Зыряне и до сих пор называюсь вотяков и остяков
J ö gras, мн. число J ö grajass.
Кроме собственно М., в состав нынешнего мадьярского народа вошли слившиеся с ним
куманы, половцы, печенеги, языги и др., прежде кочевавшие в южно-русских степях
и затем или приставшие на пути к проходившей мадьярской орде, или же перешедшие
в образовавшееся мадьярское королевство и получившие от венгерских королей земли
для поселения. Мадьярский язык не имеет сколько-нибудь значительных
диалектических разновидностей: только по произношению и по некоторым
провинциализмам разговорной речи различаются палоцы (мадярск. P àlò cz,
мн. ч. Paloczok, половцы русских летописей), в комитатах Неоградском, Гевешском,
Боршодском и Гёмерском, и собственно куманы (мад. Kun), в равнине. М. в Венгрии
живут главным образом в Великой венгерской равнине, тянущейся от Пешта до
границ Трансильвании и от Токая до Белграда и носящей название Alf ö ld
("низменность"), в отличие от прикарпатских областей на севере Венгрии, которые
называются "возвышенностью" (Felf ö ld).
Громадные пространства земли, имеющие совершенно степной характер и носящие
название пуст (puszta; ср. русское пустыня, пустошь), только отчасти
распаханы под посевы, частью же представляют богатые пастбища, на которых
пасутся громадные стада крупного и мелкого рогатого скота, свиней, табуны
полудиких лошадей, под надзором полукочевых пастухов. Мадьярский
крестьянин страстно любит свою
"пусту" и неохотно расстается с ней надолго. Недаром ей посвящены мадьярскими
поэтами такие высокопоэтические произведения, как Kis-Kuns à g
(Малая Кумания) Петёфи или его же поэмы "A puszta Telen" ("Степь зимою") и "A G òlya"
("Журавль"). Важную черту в
характере М. составляет национальная гордость, обусловливающая собой
высокомерное отношение к другим народностям; напр. о своих ближайших соседях —
словаках М. говорит: "Kasa nem etel, T ò t
nem ember" ("Каша не еда, словак не человек"). Во всей фигуре и в выражении лица
мадьярского крестьянина проглядывает чувство собственного достоинства и
спокойствие, не позволяя даже и подозревать, какую буйную энергию способен он
проявить во время возбуждения. М. — большие любители танцев; простой народ
танцует почти исключительно чардаш (cz àrdà s).
Эти танцы сопровождаются музыкой (скрипкой), но музыкантами бывают обыкновенно
цыгане; сами М. музыкой не занимаются; только пастухи играют порой на особого
рода свирели (tilinka). Костюм мадьярского крестьянина состоит из узкой холщовой
рубахи, с широкими рукавами и белых холщовых штанов немного ниже колен; на ногах
высокие сапоги, часто со шпорами, на голове широкополая поярковая шляпа. По
праздникам к этому прибавляется куртка (преимущественно синего сукна) и длинные,
очень узкие штаны, заправленные в сапоги. Щеголи шляпу свою украшают по
праздникам цветами. Женский наряд состоит из рубахи с широкими рукавами и юбки с
передником; на плечах нередко платок, на ногах русские сапоги, тоже нередко со
шпорами, как у мужчин. Волосы у девушек заплетаются в одну косу и украшаются
лентами; у женщин голова покрывается косынкой. Верхней одеждою для мжч. и жнщ.
служит короткий овчинный тулуп, расшитый шелком и цветными нитками; в сильные
холода надевают длинную овчинную шубу. Отдельные части костюма мужского и
женского меняются, смотря по местности. Мадьярские жилища отличаются
однообразием: дом выходит на улицу двумя окнами; под ними устроена скамья,
"носительница слов", на которой собираются кумушки посплетничать. Дома большей
частью одноэтажные, с высокой, покрытой камышом, соломой или гонтом кровлей.
Стены домов всегда выбелены; некоторые части окрашены в яркие цвета (зеленый,
голубой, темно-красный). Полы в домах глинобитные. Вообще в отношении костюма и
жилища М. имеют много общего с соседями, такими же обитателями степи, напр.
валахами и даже молдаванами. Мадьярские семьи редко бывают многочисленны, а
часто и вовсе бездетны; в таком случае М. иногда покупают себе мальчика у
какого-нибудь бродячего словака или
же принимают в семью вывозимых
правительственными комиссарами из Сев. Венгрии сирот, преимущественно тоже
словаков.
Литература. Hunfalvy, "Etnographie von Ungarn"; "Die ungarische Sprachwissenschaft"; Fessler, "Die Geschichte d. Ungarn u. ihrer Landsassen" (Лпц., 1816); Европеус, "Об угорском народе, обитавшем в средней и сев. России" ("Ж. М. Н. Пр.", 1874); "К вопросу о народах, обитавших в средн. и сев. России до прибытия туда славян" ("Ж. М. Н. Пр.", июль, 1866); V àmbéry, "Die primitive Cultur des türko- tatar. Volkes auf Gr.-sprachl. Forschungen" (Лпц., 1879); Jerney, "Keleti utaz àsa a'magyarok öshelyeinek kinyomozàsa vé get. 1844-1835" (Пешт, 1851); Toldy, "Culturzust ände der Ungern vor d. Annahme des Christenthums" (1850); Földvàry, "Les ancêtres d'Attila, é tude historique sur les races scytiques" (П., 1875); Cassel, "Magyar. Alterth ü m." (Берлин, 1848); Auguste de G é rando, "De l'origine des Hongrois" (Париж, 1844); Mailath, "Gesch. d. Magyaren" (1852); Грот, "Моравия и мадьяры" (СПб., 1881); Петерсен, "Венгрия и ее жители" (русский перевод СПб. 1883); Bergner, "Ungarn. Land und Leute" ("Woerl's Reisehandb ücher", 1888).
Ир. П.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:48 MSK |