[ начало ] | [ М ] |
Майя, племя*
(Maya, множеств, число Mayab) — наименование населения полуострова Юкатан и отчасти других областей Мексики, Гватемалы, Гондураса и С. Сальвадора. До прихода испанцев в стране М. существовало большое количество мелких владений; поселение Майяпан под управлением династии Коком имело, по преданию, как бы гегемонию в общем союзе. По словам туземцев, оно было разрушено за 125 лет до прихода испанцев. Весь образ жизни М. в доиспанское время был сходен с мексиканским, только приноровлен к гораздо более теплому климату. Дома были просторны и легки, покрыты соломой или пальмовыми листьями и с большим навесом. Одежда мужчин состояла из повязки для прикрытия наготы, у женщин — из платка, обмотанного вокруг бедер (ср. взятые из дрезденского манускрипта изображения, фиг. I и II).
Фиг. I Фиг. II
М. стискивали головы детей между досками, чтобы дать им длинный, сплющенный вид. Они заостряли точением зубы, пробуравливали носовую перегородку и татуировали верхнюю часть тела. Календарь их в существенных чертах был тождествен с мексиканским, равно как и авгурское искусство; лишь имена знаков и картин — иные, хотя относительно большей их части можно доказать, что они вытекают из тех же представлений, как и соответствующие мексиканские. Картины у М. получили значение письменных символов. М. далеко оставили за собою мексиканцев в изобилии архитектурных памятников и в развитии иероглифического письма. Как и другие среднеамериканские народности, М. не умели возводить сводов. Их крутые пирамиды, длинные, низкие фасады дворцов с узкими, кверху треугольником сходящимися отверстиями для дверей, не представляют красоты линий или композиции. Зато в декорации М. достигли многого. Она состоит из несколько раз переплетенных или как бы вдвинутых друг в друга орнаментов, образцами которых были узоры тканей, особенно сеткообразных. Война с испанцами заставила М. разбрестись по лесам. Ср. Stoll, "Die Sprahe der Ixil-Indianer. Ein Beitrag zur Ethnologie u n d Linguistik der Maya" (Лпц., 1887); его же, "Die Mayasprache der Pokomgruppe" (Вена, 1888). Иероглифы М. сохранились в 4 рукописях (в Дрездене, Париже и Мадриде); они дают или изображения фигур (см. фиг. I и II), или соединены в группы а 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Над разъяснением их работали прежде всего de Rosny ("Essai sur le d échiffrement de l'écriture hiératique de l'Amé rique centrale", П., 1876) и Cyrus Thomas ("A study of the Manuscript Troano", Вашингтон, 1882). Система цифр благодаря Э. Ферстеманну ("Erl äuterungen zur Maya: Handschrift der Königl. ö ffentlichen Bibliothek zu Dresden", 1886) совершенно разъяснена. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в "Zeitschrift für Ethnologie", 1886) и Зелер (в "Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft", 19 марта 1887 г., и в "Zeitschrift für Ethnologie", p. 231 сл.). Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога, и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога. Самые иероглифы — не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Ср. "Die Maya-Handschrift der K önigl. ö ffentlichen Bibliothek zu Dresden" (изд. F ö rstemann, 2 изд., Дрезден, 1892); Seler "Der Charakter der aztekischen und der Maya-Handschriften" ("Zeitschrift fur Ethnologie", Б., 1888, 1891); Schellhas, "Die G öttefges talten der Maya-Handschriften" (там же, 1892).
Page was updated:Saturday, 26-Nov-2016 22:08:33 MSK |