[ начало ] | [ М ] |
Мальцовский заводский округ
— обнимает собою сев. часть Брянского у., Орловской губ., среднюю и южную часть Жиздринского, Калужской губ., и восточную часть Рославльского, Смоленской губ., сосредоточиваясь, главным образом, по р. Болве (притоку р. Десны, впадающему в нее близ г. Брянска), затем по р. Жиздре с притоками, и составляя полосу в 120 в. дл. и 100 в. шир. Всей земли считалось во владении С. И. Мальцова 238000 дес., в том числе около 150000 дес. леса; почти половина всех земель приходилась на Жиздринский у., 2/5 на Брянский у. и около 1/10 на Рославльский. В пору наибольшего развития заводской деятельности здесь существовали 22 больших завода, которые давали работу 100000 чел. Развитие заводской промышленности началось около 200 лет тому назад, под влиянием неплодородной почвы, богатства ископаемых и прекрасных естественных путей сообщения: pp. Болва и Десна давали сплав к Киеву, а Жиздра и Ока — к Москве и Нижнему. В 1755 г. Евдоким Демидов построил Людиновский завод (рабочие выселены сюда с Урала — "Люди Новы"). В 1788 г. Иваном Акимовичем Мальцовым были куплены при сел. Радице стеклянный и хрустальный заводы, а в 1790 г. хрустальный завод перенесен в с. Дятьково. Владения Мальцова постоянно расширялись, число заводов увеличивалось. С 40-х годов заведование заводами перешло к сыну И. А. Мальцова, Сергею Ивановичу, настолько расширившему заводское дело, что оно в 1886 г. было оценено в 15760000 р. Для своих лесов С. И. Мальцов установил сорокалетний срок рубки, а по отношению к некоторым лесам — еще более продолжительные сроки, до 100 лет; неустанно искал каменного угля, который действительно и нашел в собственных владениях (у Буды); в 1877 г. построил узкоколейную ж. дор., легкого типа, с 8-фунтовыми (в 1 футе) рельсами (вагончики с подъемной силой 500 пуд., локомотив без тендера, с боковой нагрузкой воды и дров). Эта Мальцовская ж. дор. начинается у ст. Радица Вагонная Орловско-Витебской линии и проходит вдоль р. Болвы на север, через Любохну, Дятьково, Людиново, Сукремль, на Песочню, всего протяжением 104 вер. Кроме того, из Людинова проведена ветвь на Шахту, близ с. Усты, на бер. р. Жиздры, дл. 30 в., а из Дятькова ветвь на Ивоть, дл. 20 вер., и др. Общая длина всего железнодорожного пути -204 вер. Ж. дор. обошлась Мальцеву по 9500 p. за версту, вместе с подвижным составом, что составляет сумму около 2 млн. р. Ж. дор. много облегчила доставку сырых и полуобработанных материалов с одного зав. на другой. Подвижной состав: 26 паровозов, 461 товарных вагонов, 52 пассажирских вагона, 142 платформы. Шоссейные дороги, протяжением в 130 в., соединяют все главные заводы. Р. Болва была временно судоходной до Сукремля, но среди лета мелела. Построенные Мальцовым шлюзы, бассейны, плотины для задержки воды и образования прудов создали возможность постоянного судоходства по Болве от Сукремля до Брянска, на протяжении до 100 верст, с падением воды в 5 саж. При Людиновском чугунолитейном заводе устроены сталеварочные печи и громадная механическая мастерская на 196 станков; это позволило принимать от казенных и частных железных дорог заказы на изготовление паровозов, вагонов, локомобилей, рельс и проч. В промежуток времени с 1870 до 1881 год сооружено 373 паровоза и 11 тыс. вагонов, всего на сумму в 24 млн. рублей. Для подготовки населения к подобной деятельности Мальцов устроил училища с ремесленным характером, в том числе Техническое, открытое в 1876 г.; курс учения 5-летний; цель — выпускать хорошо подготовленных мастеров, особенно механиков и слесарей. Преподавались черчение и рисование, простейшая механика, краткий курс химии и минералогии. Учителей было 7, учеников 60-65. Из начальных училищ особенно хорошо было поставлено Людиновское, с библиотекой и гимнастическим залом. В 1876 г. было учреждено ссудосберегательное товарищество, уже в 1880 г. имевшее 900 членов и капитал в 75 т. руб. Когда казенные заказы, с 1878 г., стали уменьшаться, это повлекло за собой соответственное уменьшение производства на Людиновском заводе, упавшего с 5 млн. в 1876 г. до 800 тыс. р. в 1891 г. Мальцовское торгово-промышленное товарищество, основанное в 1875 г., имело складочный капитал в 6 млн. руб.; рабочим и служащим предоставлено было участие в прибылях. Ряд неудач, болезнь Мальцова и отъезд его за границу привели в 1885 г. к учреждению казенного управления (администрации). Все долги предприятий составляли в это время до 10 млн., в том числе казне 3 млн. В четыре года казенного управления долг казне возрос до 7700 тыс. и все заводы пришли в полный упадок. В 1889 году учреждено конкурсное управление, под председател. юрисконсул. мин. фин. Н. И. Беллюстина; заведование делом перешло к горному инженеру Норпе. Закрытые заводы понемногу открываются, но население, несмотря на наделение землей (1890), мало поправляется; заработная плата падает с 170 р. в год до 90 р., многие уходят на сторону, смертность увеличивается, рождаемость уменьшается. С 1893 г., благодаря крупным правительственным заказам и требованиям соседнего Брянско-Бежецкого завода, деятельность Малцовских заводов снова усиливается. В 1892 г. добыто чугунной руды (бурый железняк) для всех 5 чугунолитейных заводов 2176714 пд. Выплавлено чугуна: в штыках 347913 пд., чугунного литья в деле в виде посуды и др. -774049 пудов, на сумму приблизительно 1189198 р. Железа выработано в 1892 г. в с. Людинове: пудлинговых кусков 197872 пд., полосового и сортового 66 т. пд., листового 7355 пд. Металлических изделий: чугунных 124 т. пд. и эмалированной посуды 112420 пд. Стекла и хрусталя в том же 1892 г. выработано на 5 заводах на сумму свыше 1 млн. руб. Среди рудных месторождений М. района различаются две полосы (обе в Жиздринском у.; см. соотв. статью): сев., или Маклаковская, лежащая под широтой 54°, и Шахтинская, или Устовская, лежащая верст на 20 южнее. В первом рудные полосы раскинуты преимущественно вдоль р. Которянки, около селений Котырь, Маклаки, Зимницы, Пустынка и Слободка. Руды представляют два типа плотного бурого железняка: одна разность значительно кремниста и почти не содержит фосфорной кислоты, другая — фосфористые руды; сера находится в обеих разностях в небольшом количестве. Первая разность идет на выплавку чугуна, переделываемого на железо, вторая — для чугунных отливок. Выход чугуна в среднем от 40 до 45%. Во второй полосе руда лежит не глубоко, саж. на 3-4, не пластами, а флецами (гнездовинами), выполняя иногда карманы и образуя утолщения до 2 арш. Средняя толщина залежи -0,5 арш. Для стекольного и хрустального производства в М. окр. требуются чистый кварцевый песок, хороший поташ и известь. Первый материал добывается на Будском хуторе, близ Устов, на глубине свыше 10 саж. Поташ привозится из Вятской губ.; известь прежде выжигалась из белгородского мела; с недавнего времени мел берется в Даманове. Каменный уголь, вследствие землистости, теперь заброшен. Огнеупорные глины, особенно химически чистые, прежде выписывались из Англии и обходились по 1 р. 30 к. за пуд на месте; теперь часть глин выписывается из Германии (Кассель), другая добывается там же, где и стекольные пески. Фаянсовая глина для Песочинского зав. добывается на месте, около самого завода. Не утилизируются в М. окр. фосфориты, которых много около Славинки и Шибенца на Болве, серный колчедан (особенно много близ Марьина по Болве), охры (на верховьях Болвы), жерновые песчаники (близ Шахты) и лигнит (в Рославльском у.). Всего в М. округе числится: 15 крупных заводов, 12 других фабрик и заводов, 2 арендованных чугунолитейных, 43 мельницы, 13 лесопилен, 12 кирпичных заводов 13 хуторов, 26 угольных печей. Из крупных заводов отдельно уже описаны Дятьковский (см. соотв. статью), Знеберский (см. соотв. статью) и Людиновский (см. соотв. статью); см. еще Сукремль, Песочня, Радица и Ресета.
Н. К.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:49 MSK |