[ начало ] [ М ]

Машины (в экономическом отношении)

— Еще до XVIII в. были изобретаемы М., увеличивавшие производительность труда, например водяные и ветряные мельницы для хлеба, валяльные М., толчеи для дробления руды и т. п.; но эти единичные случаи не оказывали влияния на строй хозяйственной жизни; применение М. было очень ограниченно, часто даже запрещалось и подвергалось гонению в видах устранения конкуренции. Так, ленточная и чулочно-вязальная М. долго подвергались преследованию, а Моллер, изобретатель первой из них, был даже утоплен жителями Данцига. Ограниченность применения М. объясняется как мало распространенным сбытом, так и отсутствием двигательной силы, развиваемой в произвольных размерах. Положение дел изменилось к концу XVIII в. Рынок приобрел международный характер; Джемс Ватт изобрел паровую М.; ряд лиц изобретает М. в области ткацко-прядильного производства — Гаргривс создает прядильную М. "Jenny", Аркрайт изобретает прядильную М. "Mule", Кромптон комбинирует выгоды той и другой, Робертс заключает эти изобретения устройством самодействующей M. "Selfactor"; Картрайт, наконец, изобретает механический ткацкий станок. Немного позднее изобретаются М. в сфере транспортирования (паровозы и пароходы); затем следует широкое развитие машиностроительного производства. Новые орудия производства были могущественным средством для развития капиталистического строя народного хозяйства, который начал складываться в Западной Европе с XVII-XVIII вв. На место мануфактур с ручным трудом выступили фабрики, с употреблением паровых двигателей и М. Первое время рабочие, видя, что М. сильно сокращают спрос на ручной труд, относились к ним настолько враждебно, что сплошь и рядом разрушали фабрики, ломали М., (в Англии это движение в начале XIX в. получило назв. Луддитского, см. соотв. статью), а некоторые изобретатели, напр. Гаргривс, Кромптон, должны были спасаться бегством от разъяренных рабочих. Лишь постепенно рабочие классы поняли различие между техническим значением М. и общественными условиями ее применения. Выгоды М. относятся главным образом к сфере производства. Машина может развивать силу в таких размерах (и притом без всякого утомления), о которых не может и думать человек со своими слабыми мускулами. Далее, М. чрезвычайно увеличивает быстроту производства, а вместе с тем в громадных размерах повышает производительность труда. Например ручная швея делает 50 стежков в минуту, ножная швейная М. с челноком — 480-720 стежков, а паровая М. Виллера и Вильсона — до 1200-1500 стежков; булавочная мануфактура времен А. Смита при 10 рабочих выделывала в день 48000 булавок, а теперь на фабрике 1 работница, управляя 4 М., вырабатывает до 600000 булавок в день. Это ведет к значительному удешевлению производимых товаров; так, напр., в Англии 1 фн. бум. пряжи № 100 стоил в XVIII в., при ручном труде, 39 шил., а в 1835 г., при машинном производстве -3 шил.; ремесленное производство стальных перьев доставляло гросс по 7 фн. стерл., машинное производит гросс по 2-6 пенс. Удешевление продуктов отражается на. расширении потребления, развивает среди населения новые потребности и дает возможность лучше удовлетворять их; распространение, напр., хлопчатобумажных изделий повело к развитию вкуса и привычки к чистоте. Далее, при машинном производстве достигается большая прочность изделий (если, конечно, не практикуется фальсификация), что объясняется правильностью, регулярностью и непрерывностью действия М. В то время, как в ручной льняной пряже исследования дали разницу между слабейшими и прочнейшими местами в 2:7, в машинной пряже разница была только 1:2. Насколько точно и аккуратно работает М., можно видеть на делительной М. Рейхенбаха, которая делает ошибки при отсчитывании делений не более 1/25000 дюйма. Вообще, М. дают возможность достигать больших экономических результатов при меньших затратах труда. Однако, эта выгода значительно ослабляется многими отрицательными явлениями в сфере распределения богатств и в социальной жизни, которые создаются М. Прежде всего, М. делают излишней массу ручного труда и таким образом ведут к уменьшению числа занятых в производстве рабочих. Часть рабочих увольняется и образует безработное, "избыточное" население. Правда, часть освободившихся рабочих рук с течением времени находит себе приложение в той же промышленности, расширившейся благодаря усилению спроса на удешевившиеся товары, или в других отраслях, связанных с ней (напр. в добывании сырого материала для этой промышленности, в производстве самых М. и т. п.). Однако, если это и происходит, то в ограниченных размерах [Николай -он в "Очерках пореформенного общественного хозяйства" доказывает цифрами, что рост производства в обрабатывающей промышленности происходит в России быстрее, чем рост числа занятых рабочих. То же подтверждает Маркс относительно западно-европейских стран ("Капитал", I т., гл. IV. 4)]; кроме того, категория безработных непрерывно пополняется вновь, вследствие постоянных усовершенствований машинной техники и, след., составляет в том или ином размере неизбежное зло современной капиталистической промышленности [По данным английских рабочих союзов, безработные члены их составляют от 6 до 8%]. В некоторые исторические моменты, когда замена ручного труда машинным происходила сразу в грандиозных размерах, действие ее принимало острый, разрушительный характер. Так, напр., введение механического тканья в Англии, Ост-Индии и отчасти Германии в первой половине XIX в. поставило ручных ткачей в отчаянное положение; заработки их спустились ниже нормы самых скудных средств существования, что сопровождалось голоданием и усиленной смертностью. При медленном распространении М. их действие является менее губительным, но принимает хронический характер. С другой стороны, М. составляют могущественнейшее орудие крупного производства для победы над мелким. Самостоятельные мелкие производители весьма многих отраслей промышленности не в состоянии конкурировать с крупным производством, пользующимся дорогими и сложными М., вынуждены оставлять свое дело и поступать наемными рабочими на фабрики. Этот процесс, если он проявляется в грандиозных размерах, составляет, несомненно, отрицательное явление, так как усиливает социальное неравенство и рознь классовых интересов. Далее, М. изменяют самый характер труда. Вместо искусного и ловкого мануфактурного рабочего, на фабрике требуется только простой надзорщик за М.; машина уравнивает все разнообразные виды труда и обращает рабочего как бы в часть М. Труд надзора и управления М. часто очень прост и легок; на рабочем рынке выступают, поэтому, новые конкуренты — женщины и дети, удовлетворяющиеся меньшим вознаграждением и понижающие заработную плату мужчин. Помимо этого, заработная плата взрослых рабочих понижается и потому, что определяется почти исключительно их личными потребностями, а не суммой потребностей всей рабочей семьи, так как члены последней содержат себя собственным трудом. В результате такой усиленной конкуренции и существования класса безработных цены на рабочие руки падают настолько, что сумма заработных плат всех членов семьи нередко оказывается в настоящее время ниже прежней заработной платы одного главы семьи. В социальном отношении привлечение детского и женского труда на фабрики ведет к целому ряду печальных результатов. Употребление детей в промышленности вызывает физическую слабость и недоразвитость организма, препятствует правильному школьному образованию, ведет к умственному и нравственному отупению и одичанию. Вследствие фабричной работы женщин разрушается семейная жизнь, происходит отчуждение членов семьи друг от друга, понижается уровень нравственности и усиливается в чрезвычайной степени смертность маленьких детей, лишенных ухода матери.

В процессе производства М. отражаются неблагоприятно тем, что увеличивают опасность для рабочих, особенно когда скорость движения М. доводится предпринимателями до крайней степени. Нередко ухудшается и вся гигиеническая обстановка труда. Работа при М. отличается однообразием и утомительностью, что отражается самым пагубным образом на физическом здоровье и умственном развитии рабочих. Количество труда при машинном производстве очень часто увеличивается посредством удлинения рабочего дня или повышения напряженности труда. В первое время после введения М. и позднее, в те периоды, когда имела место быстрая смена вновь совершенствуемых М., фабриканты, ради скорейшего использования М., удлиняли рабочий день до чрезвычайных размеров (до 15-16 и даже иногда 18 час. в сутки) и вводили ночной труд. С течением времени это зло было несколько смягчено фабричным законодательством. Тогда фабриканты обратились к другому средству быстрого использования М. — к увеличению быстроты их движения и к увеличению числа М., которыми должен управлять один рабочий, т. е. к повышению интенсивности труда. Напр. в Англии в 1815 г. рабочий, наблюдавший за 2 прядильными машинами, проходил в день 8 миль, а в 1821 г. -20, вследствие ускорения движения М., в 1825 г. прядильщик делал в течение 12 час. 1640 выдергиваний, в 1844 г. — уже 4800; с введением в Англии закона о 10-часовом рабочем дне, в 1847 г., скорость веретен была увеличена фабрикантами на 1/5-1/10. Наконец, М., составляя самое могучее средство расширения производства, содействуют перепроизводству товаров и, следовательно, кризисам и сопряженным с ними бедствиям. Таковы выгоды и невыгоды машинного производства. Последние вытекают не из самой сущности М., которые сами по себе должны составить великое благодеяние для человечества, уменьшая количество труда, необходимого для производства хозяйственных благ. Они обусловливаются всецело существующим строем капиталистического производства, при котором выгоды от М. достаются на долю капиталистов, а не работающих лиц. В какой бы степени М. ни являлись технически совершенными орудиями производства, однако, они могут быть употребляемы далеко не всегда. Для того, чтобы было выгодно ввести М., необходимо, чтобы она стоила меньше чем труд, сберегаемый благодаря ее приложению. Если, напр., М. стоит 100 дней труда и при ее помощи продукт требует, напр., 50 дней труда, вместо прежних 200 дней ручного труда, то М., несомненно, выгодна. В капиталистическом строе производства М. выгодна в том случае, если ценность ее меньше цены замещаемых ею рабочих сил (заработной платы вытесненных рабочих). Этим объясняется тот факт, что пользование многими М. оказывается невыгодным там, где заработная плата низка (напр. многие М., пригодные для английской промышленности, невыгодны в России). Помимо указанного основного условия, употребление М., всегда значительно увеличивающее производство, возможно только там, где есть налицо достаточный сбыт для увеличенной массы продуктов. Наконец, М. применимы только в тех отраслях промышленности, где процесс производства может быть разложен на ряд простых и однообразных действий, способных к механизированию. Ввиду указанных условий применения М., ряд производств не может пользоваться ими; сюда относятся производства предметов роскоши (напр. гобеленов, кашемировых шалей, некоторых кружев и т. д.), производства, в которых рабочие услуги носят индивидуальный характер или отличаются индивидуальным творчеством и искусством, и пр. За последнее время заметно стремление применить М. в мелком производстве. Техника изобретает так наз. М. малой силы (Kleinkraftmaschinen). К ним относятся моторы, приводимые в движение водой, горячим воздухом, газом, электричеством. Многие экономисты, в своем увлечении новыми изобретениями, полагали, что эти М. могут пересоздать весь экономический строй, дав мелким производителям в распоряжение такие же технические средства, какие существуют у крупных фабрикантов. Однако, эти М., понижая до известной степени издержки в мелком производстве, могут принести пользу только там, где ремесло может удержаться по общим экономическим условиям. В общем, они не в состоянии сделать мелкое производство способным к конкуренции с крупным, потому что не изменяют хозяйственных условий сбыта, кредита и т. п., а также потому, что расходы на каждую лошадиную силу при М. малой силы почти всегда больше расходов при больших паровых М. Нередко случается даже, что изобретение М., доступных для мелких ремесленников, ухудшает их положение, так как создает усиленную конкуренцию и принуждает всех малоимущих производителей обзаводиться новой М. Так было, например, при изобретении швейной М.

М. Соболев.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:51 MSK