[ начало ] [ М ]

Мелиорации сельскохозяйственные

— Под этим термином разумеются всевозможные улучшения как в технике сельского хозяйства, так и в социальных и природных его условиях. В более старых сочинениях М. делят на положительные, которыми увеличиваются производительные силы природы, и отрицательные, которые, совершенствуя орудия производства, дозволяют добывать продукт с меньшей затратой труда. Такая классификация неточна и не выдерживает критики с точки зрения теории трудовой ценности. Природные условия и главным образом свойства почвы, обилие или недостаток влаги, мягкость или суровость климата, являются главными факторами, обуславливающими успешность применения труда в сельском хозяйстве. Приспособить эти факторы к условиям труда является главной задачей производства. Сельскохозяйственная техника достигла в этом отношении весьма многого. В особенности блестящими оказываются ее завоевания в борьбе с неблагоприятными свойствами почвы, происходящими или от ненадлежащего количественного отношения главных составных частей ее, или от присутствия в большом количестве веществ, вредных для произрастания растений, или от недостатка веществ необходимых. Сельскохозяйственная техника делает плодородными такие местности, которые в естественном своем виде производят лишь скудную растительность — почвы каменистые, песчаные, торфянистые, солончаковые и т. п. Недостаток атмосферной влаги может быть, до некоторой степени, восполнен искусственным орошением, а избыток ее устранен осушением. Искусственным разведением лесов в местностях степных, превращением части лесов в другие угодья (в местностях с преобладающей лесной флорой), устройством изгородей, защищающих от суровых ветров, введением соответствующих местным условиям культурных растений и т. п. можно бороться, с большим или меньшим успехом, с неблагоприятными условиями климата. Весьма разнообразны также неблагоприятные социальные условия, с которыми приходится бороться сельскому хозяину, в особенности мелкому, чтобы достигнуть использования даровых благ, доставляемых ему природой. При современном общественном строе в сельском хозяйстве, как и в промышленности обрабатывающей, хозяйства более крупных размеров, могущие использовать наилучшим образом свой мертвый и живой инвентарь и располагающие округленными участками наиболее выгодного размера, имеют сравнительно с хозяйствами мелкими, часто чересполосными, гораздо большую возможность применять машины и орудия, заводить улучшенные породы скота и семян, пользоваться выгодами сельскохозяйственных технических производств, искусственных удобрений, осушения, орошения, лесоразведения. Податная тягота и другие государственные и общественные повинности обыкновенно чувствительнее для мелкого, чем для крупного землевладельца. Первый обладает притом гораздо меньшей кредитоспособностью и, в большинстве случаев, меньшим образованием. Все это имеет последствием постепенное обеднение, а иногда и исчезновение класса мелких землевладельцев и появление сельского пролетариата. Заатлантическая конкуренция, понизившая цены на сельскохозяйственные продукты до крайних пределов, сильная задолженность землевладения и другие условия вызывают длящиеся много лет кризисы, пагубным образом отражающиеся на всем народном хозяйстве. Энергия, знание и обладание оборотным капиталом, при других благоприятных условиях, часто могут помочь единичному сельскому хозяину, в особенности крупному, в его борьбе с неблагоприятными условиями; но еще чаще все его усилия оказываются тщетными. Если целая местность, в которой находится данное хозяйство, подвергается заносу летучими песками, горным обвалам, разрушительному действию периодических и непериодических наводнений и т. п., то с этим редко может бороться единичный сельский хозяин. Точно так же отдельное лицо не имеет возможности уничтожить чересполосицу и длинноземелье, сделать более совершенными условия кредита, пути сообщения, сбыт сельскохозяйственных продуктов и т. д. Чем мельче землевладение, тем труднее для него борьба единичными силами и тем сильнее выступает необходимость в организации. Ввиду вышесказанного, М. в сельском хозяйстве могут быть разделены на три группы: 1) производимые единичными силами отдельных лиц, в пределах одного хозяйства или имения; 2) производимые совокупными усилиями групп землевладельцев известной местности, при прямом или косвенном содействии государства, и 3) производимые, в видах общественного блага, самим государством или по его принуждению.

Англия по справедливости считается классической страной земельных улучшений. Производимые издавна, по инициативе и за счет фермеров, они не могли, однако, получить полного развития, вследствие обилия болотистых местностей и разрушительного действия морских приливов. Частные попытки осушения почвы встречаются в Англии с давних пор, наряду с обширными работами по регулированию течения рек и защите берегов от морских наводнений. Забота о последней лежала всецело на правительстве, в силу старинного обычая, по которому король должен защищать страну от моря точно так, как защищает ее от врагов. В случае необходимости в такой защите король назначал особые комиссии (Commission of Sewers), устраивавшие на общегосударственные средства необходимые сооружения. Актом, изданным в 23-й год царствования Генриха VIII, учреждение таких комиссий было упорядочено, а актом 1833 г. комиссии получили право не только исправлять и поддерживать существующие сооружения, но и строить новые, по берегам морей, судоходных рек и их притоков. При согласии на производство таких работ собственников или арендаторов, владеющих 2/3 (по ценности) осушаемых земель, расходы, на то потребные, отчасти раскладывались на всех участников, соответственно получаемым ими выгодам, отчасти покрывались государством. Для облегчения устройства дренажа частными лицами в период времени с 1840 по 1859 г. было издано несколько парламентских актов (самые важные — 1840 и 1846 гг.), которыми правительство было управомочено выдать в ссуду до 4 млн. фунтов стерлингов и учредить компании для производства как дренажа, так и других земельных улучшений. Законом 1861 г. были созданы два рода учреждений для производства осушительных работ и надзора за ними, подчиненных так называемым Enclosure Commission (ныне — Land. Commission). Одни из этих учреждений, правительственные, сохранили старое название Commissions of Sewers — комиссии по осушению; другие, выборные, земские, носят название дренажных округов и бюро (Elective drainage districts and Drainage Boards). Для учреждения дренажной комиссии требуется просьба 1/10 числа землевладельцев, нуждающихся в осушении местности, и удостоверение в необходимости предполагаемых работ через правительственного инспектора. Расходы по работам несут все заинтересованные; в тех случаях, когда затрата превышает 1000 фунтов, комиссия обязана испросить согласие парламента. Согласие парламента нужно также для утверждения земских дренажных округов и бюро, если при этом на производство работ изъявят согласие 3/4 владельцев. На основании закона 1883 г. каждые 20 собственников или владельцев земли, ценностью не менее 2 тыс. фунтов стерлингов, расположенной в бассейне какой-либо реки, могут просить об учреждении бюро, уполномоченного производить, за счет просителей, всякие работы по урегулированию течения воды и по устранению наводнений и разрушительного действия воды. Парламентский акт 1864 г. (The improve m ent of Land Act) разрешает мелиорационные займы: 1) для дренажа, 2) для возведения плотин и дамб в защиту от морских волн и речных наводнений, 3) для устройства изгородей, заборов и размежевания полей, 4) для удобрения почвы, 5) для проведения подъездных путей и устройства судоходных каналов, 6) для расчистки лесов, 7) для постройки и улучшения рабочих и фермерских домов и др. сельскохозяйственных построек, 8) для разведения защитных насаждений, 9) для постройки складов для машин, водяных колес, лесопильных заводов, мельниц, мостов, шлюзов и других сооружений, возвышающих ценность имения, 10) для постройки и улучшения морских и речных пристаней и гаваней, улучшения способов перевозки скота и других сельскохозяйственных произведений и удобрений и 11) для исполнения вообще всех тех работ, которые, по мнению правительственных комиссаров, необходимы для повышения ценности имения и извлечения из него возможно большей выгоды. Займы на М. производятся частными лицами или названными выше учреждениями, либо у правительства, из предназначенного для этой цели капитала, либо у компаний для земельных М., часто принимающих на себя и исполнение работ, либо в общих банках и у частных лиц. Характерными чертами мелиорационной ссуды являются: 1) разрешение ее правительственным учреждением (Commission of enclosure) и надзор его агента как за производством работ, так и за их результатами, до возвращения ссуды; 2) долгосрочность ее — ссуды выдаются на срок от 25 до 31 года и погашаются ежегодными взносами, не превышающими 6,2% с занятой суммы; 3) обеспечение ссуды ипотекой, ложащейся на имения, в которых производятся М., и 4) приоритет этой ипотеки перед всеми другими, равно как и перед большинством общественных повинностей и перед всякими иными обязательствами. По приблизительному расчету, на М. было выдано ссуд правительством, кредитными учреждениями и частными лицами за время с 1847 по 1893 г. 16370000 фунтов стерлингов, из которых 8951000 фунтов стерлингов употреблено на дренаж, 533000 фунтов стерлингов — на улучшение и постройку усадеб землевладельцев, 117000 фунтов стерлингов — на участие в сооружении железных дорог, 93000 фунтов стерлингов — на древесные насаждения. Производство М. играло важную роль в деле урегулирования законодательным путем отношений между собственниками и арендаторами как в Англии, так и в Ирландии, законодательство которой по предмету М. во многом аналогично с английским. Бедственное положение ирландских арендаторов и каттеров побудило правительство создать для них в двадцатых годах текущего столетия ссудные общества, открывающие кредит в размере не более 10 фунтов на одно лицо в год, за поручительством 2 благонадежных лиц, и продающие в рассрочку земледельческие орудия и машины. Эти общества объединяются дублинским центральным комитетом, служащим органом надзора за их действиями. Той же политики развития М. держатся колонии Англии, в особенности Австралия и Индия. Так, закон создал в Австралии товарищества землевладельцев для производства ирригации и открыл им широкий кредит. В Индии, где государство является верховным поземельным собственником и владельцем всех вод, правительство учредило центральное управление водами и затрачивает огромные суммы на устройство прудов, оросительных каналов и т. п. С 1867 по 1878 г. на ирригацию в Индии затрачено более 17 млн. фунтов стерлингов, полученных путем выпуска 5%-х бумаг, и на эту сумму орошена была площадь в 11688000 акров, много раз уже окупившая сделанные затраты.

М. в Германии составляли издавна заботу ее правителей. Важные осушительные работы были произведены, при посредстве солдат и наемных рабочих, за счет прусского правительства Фридрихом-Вильгельмом I и в особенности Фридрихом II, принимавшим личное участие в составлении проектов и планов работ и в контроле за их исполнением. Мелиорационная деятельность в Пруссии, почти совершенно прекратившаяся во время Наполеоновских войн и в период освобождения крестьян, в 1-й четверти текущего столетия, возобновилась около середины нынешнего столетия. В 1848 г. издан закон об устройстве плотин, в силу которого правительство давало техников для составления планов и выполнения работ, средства же обязаны были доставлять владельцы прилегавших местностей, путем уплаты ежегодных взносов, взимаемых вместе с налогами, т. е. преимущественно перед всякими другими обязательствами. Благодаря этому плотинным союзам (Deichgenossenschaften, Deichgemeinden), существовавшим и раньше, сделался возможным широкий кредит для получения единовременно необходимых сумм. До 1867 г. на работы по устройству плотин было затрачено 48 млн. марок, из которых не более 9 млн. было принято на счет казны; около 750000 гектаров земли были защищены от наводнений. В 1850 г. в бюджет прусского министерства земледелия было внесено 150 тыс. марок для образования центрального фонда для М. К 1875 г. этот фонд возрос до 3224850 марок и был передан в ведение отдельных провинций. Небольшая часть его истрачена на выдачу безвозвратных пособий для М., а остальное роздано мелиорационным товариществам, получившим стройную организацию по закону 1 апреля 1879 г. Товарищества, имеющие прямое или косвенное значение для развития земледельческой культуры, разделяются на: 1) свободные, учреждаемые по соглашению заинтересованных лиц, порядком, общим для всех торгово-промышленных корпораций, и 2) публичные, образуемые особым порядком, с разрешения правительства. Свободные товарищества ответственны по обязательствам круговой порукой и своим имуществом; если же последнее оказалось бы недостаточным, то назначаются сборы со всех участников. Вышедший из товарищества отвечает по его обязательствам еще 2 года. Публичные товарищества учреждаются по ходатайству большинства землевладельцев местности, нуждающейся в М., министром земледелия, по представлении доказательств общественно-хозяйственного значения цели, которую они себе ставят. Публичные товарищества превращаются в принудительные для всех местных землевладельцев, если большинство докажет, что предположенная земледельческая М. иначе осуществлена быть не может. Сборы в пользу публичного товарищества распределяются и взимаются в том же порядке, как и налоги с отдельных участков, соответственно выгодам и преимуществам, которые получает каждый из участников. Управление товариществ приближается по характеру своему к управлению общин и состоят частью из выборных, частью из назначаемых правительством лиц. Число мелиоративных товариществ в отдельных государствах Германии считается сотнями. Так, в Пруссии в 1881—87 гг. было учреждено 116 товариществ, в Баварии в 1884—88 гг. — 314 и т. д. К числу публичных принудительных товариществ следует отнести узаконенные в 1877 г. лесоохранительные товарищества, учреждаемые в местностях, страдающих от занесения полей сыпучими песками, от горных обвалов, наводнений, морских ветров и т. п. Весьма многочисленны в Германии так называемые централизованные и нецентрализованные сельскохозяйственные общества и союзы (см.), кредитные, производительные, для сбыта и покупки сельскохозяйственных продуктов и машин, для покупки скота, для выдачи ссуд на покупку семян и орудий и т. д. Специально мелиорационные банки стали возникать с 1861 г. В Саксонии, Гессене, Баварии, Ольденбурге эти банки — учреждения государственные; в Пруссии учреждение их предоставлено отдельным провинциям. Средства банков образуются путем выпуска облигаций (Landeskulturrentenscheine). Ссуды выдаются на М., перечисляемые в уставах банков, как общинам и публичным мелиорационным товариществам, так и частным лицам. Если на земле частного лица, просящего ссуду, уже лежит ипотека, то для получения ссуды требуется предварительное согласие прежних кредиторов. Размер ссуды не может превышать 25-кратной суммы кадастрового дохода или половины ценности улучшаемого имения; впрочем, банкам предоставлено принимать во внимание повышение ценности имения от М. и выдавать ссуды в большем размере. Ходатайство о ссудах возбуждается не перед банками, а в том ведомстве, в котором они состоят, и разрешаются последним лишь после тщательного местного исследования правительственными агентами (техниками, инженерами, агрономами) выгод, могущих произойти от предполагаемых М. Эти же лица наблюдают за тем, чтобы ссуда была употреблена на тот предмет, на который она испрошена, а также за производством работ и за состоянием произведенных улучшений до погашения ссуды, которое совершается в срок от 28 1/2 до 58 лет. Платежи (срочные) по этим ссудам взыскиваются вместе с налогами, пользуются в большинстве случаев приоритетом перед другими обязательствами и не превышают обыкновенно (с погашением) 5% годовых.

В Италии ранее, чем в других странах, появились всякого рода М. В средние века весьма деятельными устроителями осушения и орошения почвы являлись монастыри. Водные сооружения в долине реки По, первые в Европе судоходные каналы и водооросительные и водоосушительные товарищества, густой сетью покрывавшие страну в течение XI—XVII вв., указывают, насколько сильна была здесь мелиорационная деятельность. Но лишь после объединения Италии выработалась сколько-нибудь строгая система производства М. Внимание правительства было обращено в особенности на работы по осушению маремм, почти негодных для земледельческой культуры и служивших источниками злокачественных лихорадок. До 1882 г. работы по осушению происходили главным образом под руководством правительства и на общегосударственные средства и дали прекрасные как санитарные, так и хозяйственные результаты. В 1882 г. был издан закон, разделивший мелиорационный работы на 2 категории: 1) имеющие целью значительное гигиеническое или земледельческое улучшение; средства на такие работы даются в размере 50% стоимости работы государством, а остальные доставляются провинциями, общинами и собственниками; 2) имеющие более местное значение некрупные предприятия по осушению и орошению, выполняемые собственниками или союзами их, так называемыми синдикатами, с пособиями от казны и местных учреждений. Законодательство 1883—86 гг. изменило изложенные правила в том отношении, что правительство, вместо затраты капиталов на мелиорационные работы, гарантирует им известный доход. В 1887 г. был издан закон, предоставивший ссудам на М. некоторые льготы перед другими ипотеками; но так как специальных учреждений мелиорационного кредита в Италии нет, то сколько-нибудь крупного значения в деле развития М. закон этот не имел.

Во Франции первые попытки прочно поставить осушительные работы относятся к 1856 г., когда правительству был открыт кредит в 200 млн. франков для раздачи в ссуду землевладельцам, производившим работы такого рода. В обеспечение ссуды устанавливалась ипотека на 26 лет на доход от улучшаемой земли, на самую землю или на излишек дохода, происходящий от М. В 1 858 г. правительство отказалось от ведения этого дела, и оно было передано обществу поземельного кредита (Cr é dit foncier), которому предоставлено было право выдавать ссуды на земледельческие улучшения департаментам, общинам и синдикатам (associations syndicales). Главные работы по осушению и орошению выполнены во Франции компаниями, с пособием от правительства. Для расходов по надзору и организации работ, на уплату гарантии обществам, которым поручается проведение каналов, осушка болот и т. д., в смету министерства земледелия вносится ежегодно некоторая сумма: в 1895 г. — 4560000 франков. Весьма плодотворной оказывается деятельность так называемых сельскохозяйственных синдикатов (Syndicats agricoles), возникших по частному почину. Учреждение их урегулировано законом 1884 г. и число их в настоящее время превышает 2000. Сельскохозяйственные синдикаты — добровольные союзы сельских хозяев и рабочих для целей взаимной и притом профессиональной помощи. Стремясь содействовать всеми возможными способами развитию хозяйства, эти союзы ставят себе, между прочим, целью служить посредниками для продажи земледельческих продуктов, для приобретения удобрений, машин, орудий, семян, скота и проч. Сумма оборотов их превышает 100 млн. франков в год (см. Сельскохозяйственные товарищества). Из акционерных компаний, занимающихся во Франции мелиорационными работами с субсидией от правительства, особенное значение имеет Compagnie des canaux agricoles, деятельности которой большая часть страны обязана весьма важными оросительными сооружениями.

В Австрии, как и в Венгрии, издавна господствует система правительственного содействия М. В 1869 г. издан закон, объявивший все текучие воды собственностью государства и наложивший весьма серьезные ограничения на те, которые оставлены в частном обладании. Этот же закон упорядочил образование водных товариществ, организовав их наподобие германских, в добровольные и принудительные. Правительство выдает как этим товариществам, так и другим учреждениям и лицам субсидии из специального фонда, если М. общегосударственного значения имеют целью или защиту от наводнений, или осушение, или орошение. Выдача субсидий из специального фонда для других целей требует каждый раз особого законодательного постановления (закон 1884 г.). В Австрии нет частных кредитных учреждений, занимающихся исключительно выдачей мелиорационных ссуд; последняя входит в круг операций земельных банков и ссудосберегательных касс. Первые выдают ссуды городам, общинам и обществам (товариществам), для предприятий, имеющих целью улучшение земли, водных и сухопутных путей сообщения, или под залог имущества, или под поручительство общин, гарантирующих исправность платежа своими доходами. По закону 1889 г. ссуда водному товариществу не может превышать 12-кратного чистого дохода, определенного кадастром, и может быть увеличена лишь в особых случаях до 50% специальной оценки земли товарищества. Такие займы гарантируются правительством и подлежат его контролю. Правительственные агенты рассматривают проекты работ и следят за их исполнением; недоимки по ссудам, выданным товариществам банками, уплачиваются правительством, взыскивающим их затем таким же порядком, как и налоги. Банкам, занимающимся операциями мелиорационного кредита, предоставлено право выпускать особые мелиорационные закладные листы. Ссудосберегательные кассы в деле М. имеют совершенно второстепенное значение, так как получение из них долгосрочных ссуд очень затруднено разными формальностями.

В России еще со времен Петра Великого предпринимались весьма разнообразные меры для развития сельского хозяйства, введения улучшенных орудий, скота и т. д. Общая точка зрения преобразователя выразилась в словах одного из его указов: "понеже что добро и надобно, а новое, то наши люди без принуждения не сделают..." Энергии в проведении мер не содействовала прочность их результатов. Замена серпа косой, столь настойчиво рекомендованная Петром Великим, не совершилась до сих пор; более усовершенствованные орудия и машины только теперь делают свои первые завоевания, а вековое трехполье заколебалось лишь в продолжение текущего 25-летия, оставаясь все-таки господствующей системой полеводства. Средние урожаи всех главнейших зерновых хлебов в России почти не изменились в истекающем столетии сравнительно с прошлым и далеко ниже западноевропейских. Так, средний сбор с десятины (в четвертях) пшеницы в России — 4,5, во Франции — 11,4, в Пруссии — 11,4, в Австрии — 9,5, в Великобритании — 33,9 [Сравнение оказывается не в пользу России, если взять даже экстенсивное хозяйство Соединенных Штатов Америки: урожайность овса, ячменя и кукурузы в Соединенных Штатах в два раза больше русских, ржи и пшеницы — на 20—25%, лишь картофель в России дает более высокие средние урожаи, чем в Северной Америке]. Такое же явление наблюдается и относительно всех остальных хлебов. Введение в обиход нашего хозяйства некоторых новых культурных растений (табака, картофеля, свекловицы, хлопка, кормовых трав) и разведение так называемых улучшенных пород скота составляют относительные новинки в нашем сельском и по преимуществу "помещичьем" быту на протяжении 2-х последних столетий. При существовании крепостного права какие бы то ни было М. мало интересовали наших помещиков. Правительственные мероприятия были направлены преимущественно на улучшение хозяйства в имениях казенных и удельных: здесь устраивались образцовые запашки, заводились сады, питомники, улучшенный скот. Некоторые отрасли сельского хозяйства, например тонкорунное овцеводство, возникли в России по инициативе правительства. Кроме разнообразных поощрений, привилегий и премий, раздававшихся для поощрения отдельных отраслей сельского хозяйства (см. книгу г-на Пономарева "Исторический обзор правительственных мероприятий к развитию сельского хозяйства в России от начала государства до настоящего времени", СПб., 1888), правительством были положены начала поземельного кредита (см.) и таких М., как осушение и орошение, еще в дореформенную эпоху. За последние 35 лет наше частновладельческое хозяйство бесспорно очень улучшилось, но столь же несомненно и то, что лишь сравнительно небольшая часть сделанного им в это время громадного долга пошла на улучшения. Что касается до крестьянского хозяйства, то, не говоря уже о недостаточности наделов и обременительности лежащих на них платежей, развитию его мешают, главным образом: 1) значительная скученность населения в больших селах, особенно в южной части России, вследствие чего крестьянские наделы нередко растягиваются на 10, 20 и даже на 30 верст, 2) крайнее дробление, в видах "уравнительности", земельных участков крестьян и частые их переделы в тех местностях, где платежи, на них лежащие, превышают их доходность, и 3) сильное развитие ростовщичества. Первые попытки к устройству мелкого сельского кредита в России относятся к 1803 г., когда было установлено, чтобы все общественные доходы новороссийских иностранных поселенцев употреблялись на улучшение земледелия и связанных с ним сельскохозяйственных производств. Доходы эти образовали специальные капиталы (овцеводства, садоводства, богоугодный, оброчный, продовольствия и винного откупа), слившиеся впоследствии в один, под названием "общественный капитал поселенцев южной России". Ссуды из этого капитала выдавались с непременным условием улучшить какую-либо отрасль хозяйства. В 1820 г. графом Аракчеевым был основан в его имении Грузино заемный банк, с основным капиталом в 10 тыс. руб., для выдачи ссуд его крестьянам не только по их просьбам, но и принудительных, по распоряжению волостного головы, на покупку лошадей и коров для тех крестьян, у которых число голов скота было меньше положенного вотчинной конторой. Характерной чертой этого банка было то обстоятельство, что ссуды выдавались бедным крестьянам без специального поручительства и из меньшего %, чем крестьянам среднего достатка и зажиточным, представлявшим поручителей. Общая круговая порука и воля владельца обеспечивали исправность взносов. После смерти графа Аракчеева Грузино перешло сначала в военное, а затем в удельное ведомство. В 1857 г. основной капитал грузинского банка был равен 57 тыс. руб. О дальнейшей судьбе этого оригинального мелиорационного банка нам ничего не известно. Так называемые коммунальные кассы Белостокской области, кассы Прибалтийского края, сельские банки удельного ведомства, кассы государственных крестьян, ссудосберегательные товарищества и другие учреждения этого рода создавались для удовлетворения населения в краткосрочном кредите, но в силу требований жизни превращались фактически в учреждения долгосрочного и притом мелиорационного кредита, далеко не удовлетворяющие, однако, потребностям населения. Многие уездные и губернские земства открывали отдельным крестьянам, крестьянским обществам и товариществам крестьян кредит на: 1) покупку земель (тверское), 2) устройство огнеупорных построек (симбирское), 3) уплату податей (крестецкое), 4) покупку скота, семян, удобрительных туков, сельскохозяйственных орудий и машин (очень многие), 4) устройство смолокурен (казанское, олонецкое), 5) осушительные работы (черниговское), 6) артельные сыроварни (ярославское) и проч. Некоторые земства устраивают склады земледельческих орудий для продажи их по заводским ценам, другие продают эти орудия из складов в рассрочку и т. д. Вообще деятельность земств в деле улучшения крестьянского хозяйства очень разнообразна и дает хотя небольшие (за недостатком средств), но весьма полезные результаты. Главнейшие из учреждений, открывавших мелиорационный кредит по преимуществу частновладельческому хозяйству: 1) Польский банк, учрежденный в Варшаве в 1828 г.; выдавал ссуды, кроме обыкновенных ипотечных, на покупку сельскохозяйственных машин, удобрений, рабочего скота, кирпича для построек и проч. Недоимки заемщиков взыскивались тем же порядком, как подати. Этот банк, имевший 10 отделений в разных городах Царства Польского, прекратил свою мелиорационную деятельность в 1870 г., с преобразованием его в обыкновенный коммерческий. 2) Новороссийский капитал сельской промышленности, образованный в 1815 г., по представлению герцога Ришелье, путем продажи 840 тыс. десятин казенной земли в Мелитопольском и Днепровском уездах Таврической губернии. Вырученные деньги (895 тыс. руб. ассигнациями) были назначены для содействия распространению сельской промышленности в губерниях Херсонской, Екатеринославской, Таврической и с 1849 г. — Бессарабской. В 1839 г. капитал этот, возросший до 500 тысяч руб., передан в заведование министерства государственных имуществ и поделен между названными губерниями, причем Таврическая губерния получила 235 тыс., Херсонская — 150 тыс., Екатеринославская — 90 тыс. и Бессарабская — 25 тыс. Капиталы эти находятся под управлением особых попечительств, состоящих из губернатора (председатель), губернского предводителя дворянства и управляющих казенной палатой и государственными имуществами. Ссуды, в размере до 1500 pуб. с разрешения попечительств и до 5000 руб. с разрешения министра государственных имуществ, из 4%, выдаются не иначе как с обязательством произвести какое-либо сельскохозяйственное улучшение на своей или на чужой земле. Срок ссуд — 5 лет. Наблюдение за исполнением обязательств заемщиков возложено на попечителей и сельскохозяйственного инспектора южной России. Для получения ссуды заемщики должны представить залоги, на которые и обращается взыскание в случае неуплаты процентов — в конце каждого года, и всей капитальной суммы — в конце срока займа. 3) В 1870 г. были утверждены правила выдачи ссуд из капитала на производство обводнительных работ в Крыму, составленного из средств, ассигнованных для этой цели земством (30 тыс. руб.) и правительством (30 тыс. руб.). Правила эти, измененные в 1876 г., действуют и в настоящее время. Ссуды из этого капитала выдаются губернской земской управой (при участии управляющего государственными имуществами Таврической губернии), определяющей (при участии избранного земством техника) полезность предполагаемой работы как отдельным лицам, так и целым обществам владельцев, земствам и сельским обществам и городам, исключительно на обводнительные работы, могущие принести пользу одному или нескольким землевладельцам, селениям или местностям, в размере не свыше 5 тыс. руб., из 4%, сроком от 1 года до 10 лет. Частные лица получают ссуды под залог имений, земства и города — обязавшись вносить в свои сметы определенные суммы на уплату % и капитала; сельские общества обеспечивают возврат ссуд мирскими приговорами и круговой порукой. Специального контроля за работами правила не устанавливают, но губернская управа обязана давать ежегодный отчет о состоянии капитала, выдаче ссуд и ходе обводнительных работ губернскому земскому собранию и министерству государственных имуществ. К 1 января 1894 г. из этого капитала было выдано ссуд на сумму 40260 руб.

6 мая 1896 г. утвержден закон о ссудах на сельскохозяйственные улучшения, общий для всей Империи. Для выдачи ссуд образуется особый капитал, причисляемый к специальным средствам министерства земледелия и государственных имуществ и пополняемый ежегодными ассигнованиями из средств государственного казначейства и % роста и погашения по выданным ссудам. Заведование операцией выдачи ссуд возложено на отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики министерства земледелия. Выдача ссуд разрешается министром земледелия и государственных имуществ, по обсуждении дела в совете министра с участием представителей от министерства финансов и министерства внутренних дел. Ссуды выдаются на осушительные, обводнительные и оросительные работы, на укрепление берегов рек, оврагов и сыпучих песков и на разведение плодовых садов и виноградников: 1) земствам — если предположенные М. имеют значение для целых губерний или уездов, — в размере и на условиях, определяемых в каждом отдельном случае соглашением министров земледелия и государственных имуществ, финансов и внутренних дел, 2) отдельным землевладельцам и 3) сельским обществам — или непосредственно с разрешения министра земледелия и государственных имуществ, или через посредство земских учреждений, ходатайствующих установленным порядком об отпуске нужных сумм из упомянутого выше специального капитала. Земские управы при выдаче ссуд должны руководствоваться одобренным земским собранием и утвержденным министром земледелия и государственных имуществ, по соглашению с министром внутренних дел, планом действий, в котором в точности указываются: a) род улучшений, для коих выдаются ссуды, b) высшие размеры и сроки ссуд, c) порядок надзора за выполнением принятых заемщиками на себя обязательств, d) порядок счетоводства и отчетности по выданным ссудам и e) условия, при которых ссуда может выдаваться на руки заемщику. Срок ссуд определяется для каждого рода улучшений соглашением министра земледелия и государственных имуществ с министром финансов и не может быть больше 20 лет; размер ссуд не должен превышать 3/4 стоимости улучшения; по выданным ссудам заемщики уплачивают 4% роста и погашение, соразмерное сроку ссуды. Ссуда может быть обеспечена имением, в коем вводится улучшение, а также другим недвижимым имуществом или процентными бумагами, принимаемыми в обеспечение исправности казенных подрядов. Ссуды, выдаваемые сельским обществам, обеспечиваются или вненадельной землей их, или мирским приговором о взаимном друг за друга ручательстве. По ходатайству желающего получить ссуду, план и смета предполагаемых работ составляются чинами министерства земледелия за установленную по таксе плату. Министерство берет на себя производство осушительных, обводнительных и оросительных работ, а также укрепление берегов рек, оврагов и сыпучих песков, преимущественно в тех местах, где такие же работы производятся на казенных землях. В этом случае расходы на технический надзор за производством работ относятся на кредиты, отпускаемые в распоряжение министерства, расходы же по составлению плана и сметы работ по предпринимаемому улучшению относятся на счет заемщиков. Изложенный закон издан на три года, с тем чтобы в это время был "подвергнут соображению" вопрос о том, на какие М., кроме указанных, представлялось бы удобным выдавать ссуды и на каких именно основаниях, и чтобы в государственный совет сделано было по истечении трех лет представление о дальнейшем сохранении в силе этого закона и о тех изменениях, которые окажутся в нем необходимыми.

Отметим в заключение те крупные М., которые были произведены в России правительством или при его содействии в продолжение текущего столетия, главным образом по осушению и орошению земель. Первые осушительные работы были предприняты в 1818 г., преимущественно с санитарными целями, близ СПб., и производились под руководством особой канцелярии, за счет государственного казначейства. В 1842 г. канцелярия эта была присоединена к министерству государственных имуществ. К 1854 г. в окрестностях СПб. было осушено до 1500 десятин болот, из которых около 1000 десятин было обращено в сельскохозяйственное пользование. Между 1845 и 1872 гг. осушительные работы производились правительством в губерниях Псковской, Витебской и Смоленской, но имели довольно случайный характер. Лишь в 1873 г. министерство государственных имуществ приступило к обширным работам по осушению болот по предварительно выработанному общему плану и организовало для того две экспедиции — западную и северную. Первая направлена была в так называемое "Полесье" — обширную площадь (8 млн. десятин) в пределах треугольника, вершинные точки которого находятся в городах Брест-Литовске, Могилеве и Киеве. К исходу 1893 г. в этой местности было проведено 3731 верста каналов, 132 версты новых дорог, построено 438 деревянных мостов и 17 полушлюзов для задерживания воды во время засухи; около 320 тыс. десятин болот, прежде недоступных, превращены в луга, около 470 тыс. десятин мокрых зарослей и лесов, подгнивавших от постоянного затопления, получили правильный рост и стали ближе к сплавным путям; около 570 тыс. десятин хороших лесов прорезаны сплавными каналами; около 105 тыс. десятин земли превращены в хорошие пахотные угодья и около 1095 тыс. десятин поставлены в лучшие, чем прежде, условия эксплуатации. Стоимость произведенных работ = 3160 тыс. руб., из коих 2930 тысяч руб. израсходовано казной и до 230 тысяч руб. поступило от частных лиц. Та же экспедиция производила работы в губерниях Рязанской, Владимирской, Московской и Тверской. К исходу 1893 г. в этих местностях было проведено 818 верст магистральных и боковых канав, построено 51 гать, 178 мостов и т. д. Площадь, подлежащая осушению в этих губерниях, равна 660 тыс. десятин. Стоимость 1 версты осушительных каналов — до 700 руб., осушение 1 десятины — от 6 до 8 руб. Северная экспедиция работала в губерниях С.-Петербургской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Олонецкой, Ярославской, Лифляндской и Курляндской. Из общей площади осушения — 340687 десятин — осушено 73115 десятин, на что израсходовано 607488 руб., в том числе казной — 3 25187 руб. В 1882 г. изданы были правила, по которым министерство государственных имуществ принимает на себя выполнение необходимых (при осушительных работах) сооружений, при участии в расходах частных лиц. Согласно этим правилам, все боковые каналы и разветвления канализации на частновладельческих землях проводятся всецело за счет частных владельцев; лишь в тех случаях, когда осушка частных земель может принести пользу казенным, казна принимает на себя от 1/2 до 1/4 стоимости работ. Частновладельческие земли осушаются всецело за счет казны, когда это необходимо для осушения казенных. Участие крестьян в осушке их земель ограничено взносом от 5 до 12 руб. с каждого надела на двор, с рассрочкой уплаты на 2—4 года или же исполнением соответственных работ в натуре. Первые правительственные оросительные и обводнительные работы производились на окраинах, в Крыму, на Кавказе и Средней Азии, и были не особенно удачны, хотя стоили больших денег. В 1880 г. при министерстве государственных имуществ была образована экспедиция по орошению юга России, на которую была возложена обязанность произвести общие изыскания по орошению в Екатеринославской, Таврической и северной части Астраханской губернии; в 1881 г. этой же экспедиции поручено было производство ирригационных работ в Саратовской и Самарской губерниях; наконец, в 1892 г., ввиду постигшего страну неурожая, ассигновано было на производство общественных работ по обводнению и орошению 1117 тыс. руб., из которых 492 тыс. руб. должно было пойти на обводнение в системе реки Иргиз, 25 тыс. руб. на орошение Уральской области и 600 тыс. руб. на работы по обводнению в бассейне реки Дон. Общая площадь казенных земель Европейской России, могущая пользоваться выгодами орошения, не превышает в настоящее время 10 тыс. десятин. Официальные отчеты придают особое значение водным сооружениям, произведенным в 1892 г. на крестьянских землях Николаевского и Новоузенского уездов. Цепь этих сооружений может, по словам отчета, послужить основанием для дальнейшего распространения обводнения и орошения этих уездов на площади в 6 млн. десятин. Оросительные и обводнительные работы в Европейской России не вышли пока из пределов опытов. Официальные отчеты свидетельствуют, что они могли бы быть распространены с пользой на 1/20 часть площади юга России. Стоимость орошения десятины земли колеблется от 8 до 400 руб. Заведование оросительными и осушительными работами сосредоточено ныне в отделе земельных улучшений министерства земледелия и государственных имуществ. Громадным тормозом для развития такого рода М. служит почти полное отсутствие у нас водного законодательства (см. Водовладение).

Литература. G. G. Kennedy, "The Law of land drainage and sewers" (Л., 1884); E. Nasse, "Agrarishe Zust ä nde in England" (Лейпциг, 1884); A. Buchenberger, "Agrarwesen und Agrarpolitik" (Лейпциг, 1892); A. Meitzen, "Der Boden und die landwirthshaftlichen Verh ä ltnisse des preussischen Staats" (Б., 1868); G. Schober, "Die Landeskultur-Rentenbanken in Preussen, Sachsen und Hessen" (B., 1887); A. Nieberding, "Wasserrecht und Wasserpolizei im Preussischen Staate" (Бреславль, 1889); Karl Peyrer, "Das Oesterreichicshe Wasserrecht" (Вена, 1880); A. Bonna, "Les irrigations" (П., 1890); Comte de Rocquigny, "Les Syndicats agricoles et le socialisme agraire" (П., 1893); Eheberg, "Agrar ische Zustä nde in Italien" (Лейпциг, 1886); Smith, "Italian irrigation" (Л., 1852); Markus, "Das landwirtschaftliche Meliorationswesen Italiens" (Вена, 1881); Блиох, "Мелиорационный кредит" (СПб., 1888); Пономарев, "Исторический обзор правительственных мероприятий к развитию сельского хозяйства в России" (СПб., 1888); "Стенографический отчет о совещаниях при Императорском Московском обществе сельского хозяйства с 18 по 22 декабря 1892 г. по общественным работам по обводнению юго-восточной части России" (М., 1893); M. Я. Герценштейн, "К вопросу о мелиоративном кредите" ("Русская Мысль", 1894, кн. XII); И. Н. Миклашевский, "Водное право и водное законодательство в России" (там же, 1896, кн. VI и VII); А. Ходский, "Поземельный кредит в России".

И. Н. Миклашевский.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:52 MSK