[ начало ] | [ М ] |
Менцель, Вольфганг
(Menzel) — немецкий публицист и историк (1798—1873); в студенческие годы принял участие в основании буршеншафта и вынужден был на два года удалиться в Швейцарию; потом жил в Штутгарте, в 1830—38 и 1848—49 гг. был членом вюртембергского ландтага. Сначала он оставался верен либеральному направлению, как в литературе, так и в палате, но через несколько лет после революции 1830 г. от его либерализма не осталось и следа; демократический его национализм обратился в консервативный, и М. сделался одним из наиболее выдающихся в Германии представителей крайнего реакционного направления. Он ненавидел всех иностранцев, в особенности французов, этих исчадий революции, и проповедовал шовинизм; в области политической он был безусловным монархистом, в области философско-религиозной — пиетистом. Соответственно с этими воззрениями он продолжал крайне отрицательно относиться к космополиту и язычнику Гёте, на которого прежде нападал за политический индифферентизм, за сервилизм, за холодный эгоизм его произведений. С еще большей злобой относился он к демократическому литературному течению, известному под названием "Молодая Германия" (см.). Плодом первого периода литературной деятельности М. являются его "Streckverse" (Гейдельберг, 1823); переход к новому выразился в издававшихся им вместе с другими "Europ äische Blä tter" (Цюрих, 1824—1825) и в выходившем под его редакцией, начиная с 1825 г., литературном прибавлении к газете "Morgenblatt", а также в книге "Die deutsche Litteratur" (1828; 2 изд., уже значительно измененное не только относительно содержания, но и относительно основных взглядов, Штутгарт, 1836). Эта книга составила М. печальную, но громкую известность. Между тем в это время М. далеко еще не дошел до таких крайностей, как впоследствии; еще спустя два года он относился к Бёрне как к великому писателю и великому борцу за свободу. Но нападки со стороны писателей иного направления ожесточили М.; отвечая им, он не всегда оставался на литературной почве, а добивался полицейских и цензурных мероприятий. Запрещение в Германии произведений писателей "Молодой Германии" (1835) было вызвано отчасти усилиями М., вследствие чего его имя употреблялось Гейне и другими как нарицательное, для обозначения политического доносчика. С 1852 по 1869 г. М. издавал "Litteraturblatt", как противовес журналу того же имени, служившему главным органом разбитой политическими бурями "Молодой Германии". Из поэтических произведений М. известны его сказки: "R ü bezahl" (Штутгарт, 1829) и "Narzissus" (там же, 1830); исторический роман (из эпохи 30-летней войны) "Furore" (Лейпциг, 1851); из научных — "Geschichte der Deutschen" (1824—25, 6 изд., Штутгарт, 1872—73), "Gesch. Europas von 1789 bis 1815" (1853), "Gesch. der letzten 40 Jahre, 1816—1856" (1857; позднейшая переработка последних двух книг появилась после смерти М. под заглавием "Gesch. der Neuzeit", Штутгарт, 1877 и сл.), "Allgemeine Weltgesch." (1862—1863). Наибольшее значение и поныне имеет книга "Geschichte der deutschen Dichtung von der ä ltesten bis auf die neueste Zeit" (2 изд., Лейпциг, 1875). Во всех своих исторических сочинениях М. обнаруживает несомненный художественный талант, вместе с крайней узостью воззрений, мелочностью и придирчивостью критики, часто носящей следы чисто личного озлобления. Из позднейших политических и публицистических работ М. важнейшие: "Preussen u. Oesterreich im J. 1866" (Штутгарт, 1866), "Der deutsche Krieg im J. 1866" (1866), "Unsere Grenzen" (1868), "Was hat Preussen für Deutschland gethau?" (1870), "Gesch. des franzö sischen Krieges von 1870" (1871), "Roms Unrecht" (1871), "Gesch. der neuesten Jesuitenumtriebe in Deutschland" (1873). После смерти М. появились его "Denkw ürdigke iten", изд. его сыном, Карлом М. (Билефельд, 1877), и "Nachgelassene Novellen" (Талвейль, 1885). Из произведений, написанных против М., наиболее известна статья Бёрне: "M. der Franzosenfresser" (Париж, 1837; в русском переводе в "Сочинениях Бёрне", СПб., 1896). В русской литературе имя М. сделал известным Белинский, в ст. "М. — критик Гёте" (1840, "Сочинения", т. III), являющейся, наряду со статьей о Бородинской годовщине, наиболее ярким выражением его воззрений того периода, когда он выдвигал для искусства исключительно эстетические задачи и делал обязательным политический индифферентизм. Белинский нападает на М. как на представителя либерального начала — в области политики и утилитарианского — в области искусства, не зная о совершившемся уже тогда перевороте в убеждениях М. и к тому же сильно преувеличивая определенность воззрений М. в прежнем направлении.
В. В—в.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:52 MSK |