[ начало ] | [ М ] |
Метр, стихотворный размер
(греч. μέτρον, мера, размер) — в русском языке означает, в более широком
смысле, стихотворный размер (см. Стихосложение), в более тесном — неделимую
ритмическую единицу, с определенным расположением долгих и кратких слогов или же
с акцентом (ударением) на подлежащем месте. В этом последнем значении М.
отождествляется со стопой (см.), а потому и метрическое стихосложение
иначе называется стопным .
В языках количественных (квантитативных), каковы древнегреческий, латинский,
санскритский и др., в основание М. полагается определенная мера времени, а
именно время, потребное для произнесения короткого слога (χρόνος
πρώτος, т. е. первоначальное
основное время); продолжительность долгого слога принимается при этом за
двойную или двухвременную. Краткость обозначается знаком
, долгота
знаком —. Так как "основное время" служило мельчайшей частью ритма и единицей
ритмической меры, то по числу его называлась не только стопа (метр), но и весь
стих. Таким образом, сочетание слогов долгого с кратким
составляло
трехвременный М., долгого с двумя краткими (или, вместо того, с другим долгим) —
четырехвременный М., долгого с тремя краткими — пятивременный М., двух долгих с
двумя краткими — шестивременный М. Количество стоп,
из которых составлены стихи и
колена поэтического произведения, обуславливает собой ритмический род
последнего (γενος ρυθμικόν),
а именно ритмы трохеический
,
дактилический
,
пэонический
и
ионический
.
Простейшая и древнейшая строфа во всех родах ритма и у всех народов есть
двустишие (distichon);
она содержит в себе четыре
колена. По числу метров в стихе последний именуется диметром, триметром,
тетраметром, пентаметром, гекзаметром; к этим названиям присоединяются названия
ритмических родов (например, диметр трохеический). М. в языках квантитативных
совпадает с их просодией, и долгота слогов отвечает ритмическим ударениям или
иктам (ictus); при этом зачастую грамматические (иначе — прозаические)
ударения или акценты не согласуются с ритмическими, и последние могут
падать на неударяемые слоги. В отличие от этого греческого М. некоторые ученые
(Олесницкий, Сокальский и др.) допускают понятие "вольного М.", как материальной
неделимой единицы, необходимой для проявления ритма в песенной речи. Конструкция
"вольного М." разнообразна, как разнообразны свойства языков; главная цель его
состоит в том, чтобы "давать такие ощутимые для слуха части, которые могли бы
служить для целей ритма, т. е. сочленяться в известные группы низшего и высшего
порядка, а для этого достаточно даже одного акцента или особой интонации в
каждой части на каком-либо слове или слоге" (П. Сокальский, " Русская
народная музыка", стр. 238). Ср. Метрика, Ритм, Стопа, Стихосложение.
А. Деревицкий.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:52 MSK |