[ начало ] | [ Н ] |
Накладная
(Frachtbrief, lettre de voiture, bill of lading) — по определению нашего закона (ст. 55 Общего устава российских железных дорог) служит вместе с ее дубликатом "доказательством взаимных прав и обязанностей сторон, участвующих в договоре перевозки". К этому определению необходимо добавить, что Н. употребляется лишь при договорах перевозки клади сухим путем или по рекам и внутренним водам; если перевозка совершается морем, Н. заменяется коносаментом (см.); в речном сообщении у нас употребительны также квитанции, выдаваемые перевозчиками отправителям. Н. (собственно дубликат ее) относится теорией торгового права к разряду распорядительно-товарных бумаг: распоряжение бумагой есть в то же время распоряжение предметом ее — товаром. Правильному держателю дубликата Н., которая может быть именной или на предъявителя, транспортер обязан на месте назначения выдать означенный в ней товар, при условии очистки получателем груза от всех лежащих на нем платежей и уплаты стоимости провоза. Н. составляется самим отправителем или, по его указанию, станцией отправления; отправитель груза отвечает, поэтому, за правильность помещенных в Н. сведений и заявлений. В накладных должны быть обозначены: место и время составления; станция отправления и назначения; имя и фамилия получателя или обозначение, что груз отправляется на предъявителя; сведения о грузе (ценность, вес, место); скорость (большая или малая); наименование сопроводительных бумаг; провозная плата (если она внесена при отправлении); издержки, произведенные железной дорогой за счет грузохозяина; наложенный платеж; путь следования груза; имя и фамилия отправителя и показание его о состоянии упаковки. С момента принятия станцией отправления груза вместе с Н. договор перевозки считается заключенным. В случае утраты дубликата груз может быть выдан на месте назначения только после амортизации утерянного или уничтоженного документа, через публикацию в газетах и по истечении известного срока. Изложенные постановления содержатся в Общем уставе российских железных дорог; в уставе торговом и торгового судопроизводства о Н. вовсе не упоминается. На Западе Н. прежде пользовалась значительно большим распространением, чем в настоящее время; теперь она часто заменяется квитанцией, выдаваемой перевозчиком отправителю (R écépissé, Ladeschein). В германском законодательстве Н. — один из четырех документов, употребляющихся во фрахтовом договоре (см. Перевозка); содержание ее определено законом, аналогично указанному выше постановлению русского законодательства.
М. Т.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:59 MSK |