[ начало ] | [ Н ] |
Налоги местные
— Под общим названием местных Н. подразумеваются различные денежные сборы, взимаемые органами местного самоуправления на удовлетворение их местных нужд и потребностей: провинциальные, земские (губернские и уездные), городские, сельские и т. п. В зависимости от того или другого устройства органов местного самоуправления, от большей или меньшей их самостоятельности находится большая или меньшая своеобразность системы местных Н. Субъектами и объектами Н. общегосударственных и местных являются, в большинстве случаев, одни и те же лица, имущества и доходы; всегда необходимо, поэтому, иметь в виду возможность двоякого, троякого и т. д. обложения. Этим обуславливается более или менее тесная связь между общегосударственными и местными финансовыми системами. До известной степени независимой система местных финансов может быть только в таком случае, если из системы общегосударственной выделены некоторые объекты специально для целей местного обложения. Такие случаи сравнительно редки, потому что государство обыкновенно не оставляет незатронутыми какие-нибудь существенные объекты обложения. Если иногда, на первый взгляд, и кажется, что некоторые объекты облагаются почти исключительно местными Н. — например, у нас в России земля, мало облагаемая государственным поземельным Н., но несущая на себе главное бремя Н. земских, — то в действительности это далеко не совсем так, потому что громадное большинство государственных Н., и прямых, и косвенных, уплачивается нашим сельским населением все-таки с дохода, получаемого от земледелия. Нельзя сказать, притом, что услугами местного общественного хозяйства земля пользуется гораздо больше, чем торговые и промышленные предприятия: последние также извлекают различные выгоды от проложения дорог и других отраслей деятельности местных органов самоуправления. С точки зрения получаемых услуг местными H. должны быть, по справедливости, облагаемы не только частные имущества, но и казенные, свободные от Н. общегосударственных. Существуют попытки обосновать систему местных Н. на особенности права обложения ими. Утверждают, что в данном случае применима так называемая относительная теория Н., вместо абсолютной (см. Налоги), так как в местном хозяйстве реальнее или заметнее непосредственная связь между платежом Н. и целями (расходами), ради которых они взимаются. В иных случаях это действительно так и бывает — но тогда мы имеем дело не с настоящим понятием Н., а с тем, что следует называть сборами в научном или тесном смысле слова, т. е. платежами, идущими на определенные цели и потому представляющими собой как бы прямую плату за известные услуги. Вообще к местным Н. применяются почти всецело общие руководящие принципы податной политики, из которых на первом плане должно стоять согласование Н. с платежной силой субъектов и объектов. В этом отношении система местных Н. имеет много преимуществ в сравнении с общегосударственной. Местным органам самоуправления, в более узких районах их действия, значительно легче определять различные мелкие или индивидуальные особенности плательщиков Н., между тем как при обложении Н. общегосударственными приходится руководствоваться более общими принципами или даже шаблонами. Местное обложение может более приближаться к обложению так называемого хозяйственного или действительного дохода, а не только финансового, т. е. определяемого с помощью общих приемов. На правильность системы местных Н. особенное влияние может иметь большая или меньшая равномерность и обеспеченность представительства различных групп местного населения. При перевесе сил на стороне одних групп другие могут быть обложены несоразмерно тяжелее, чем первые. Ввиду этого необходимо установление заранее известных общих норм и пределов для обложения местными Н. различных объектов или податных источников. Это — задача высшей государственной законодательной власти, которой право обложения местными Н. как бы делегируется местным органам самоуправления. Фактически, однако, дело нередко сводится к тому, что высшей государственной власти остается как бы только санкционировать проектируемые местными органами самоуправления основания обложения. Интересы местности всего правильнее могут быть оценены и удовлетворены именно учреждениями, призванными охранять эти интересы. С точки зрения пригодности отдельных Н., для местного финансового хозяйства преимущество должно быть отдано Н. прямым перед косвенными, так как последние требуют более сложных способов взимания и многочисленного, дорогостоящего административного персонала: никаких серьезных неудобств не представляет только добавочное обложение косвенными Н. (т. е. взимание их одновременно в пользу местности и государства), или же уступка государством части своего дохода от косвенных Н. на местные нужды. Иногда, впрочем, практикуется особое местное обложение некоторых товаров в разные моменты их передвижения — например, ввоза в пределы данной местности, в черту города и т. п. Такие Н. особенно часто встречаются во Франции, в виде различных octrois, находящихся там в связи с применением их в системе общегосударственных Н. И в той, и в другой системе они имеют один крупный недостаток — необходимость существования внутренних таможенных застав, стесняющих свободное передвижение товаров и представляющих собой подлежащий устранению остаток глубокой старины. Главным источником местных доходов прямые местные Н. служат в особенности в таких государствах, где общегосударственная система Н. построена преимущественно на обложении косвенными Н., как, например, в Англии и у нас в России. Важнейшую, но не исключительную роль в местном обложении играют и должны играть Н. поземельные: для органов местного самоуправления сравнительно легко определять ценность и доходность земель, лежащих в пределах данной местности, хотя бы даже при отсутствии общего земельного кадастра. Рядом с этим следует, по возможности, привлекать к обложению и различные промысловые источники доходов. Из других прямых Н. всего лучше приспособлены для целей местного, особенно городского обложения Н. подомовый и квартирный, основания которых всего удобнее могут быть определены местными органами самоуправления; домовладельцы и квартиранты наиболее, притом, извлекают выгод из услуг городского управления. Личные Н. настолько же непригодны для системы местных финансов, как и для государственной. Фактически они применяются здесь иногда в форме вступных денег, при приписке к местным обществам, при прописке паспортов, при выдаче различных удостоверений, приближаясь иногда к пошлинам, — а также в виде разных местных сословных Н. Подоходный Н., являясь вообще одним из наиболее совершенных прямых Н., может служить и для целей местного обложения, если оклад его в смысле государственного не слишком высок. Где подоходного Н., как государственного, совсем нет, там он может быть вводим в качестве местного: для местных органов, вообще, сравнительно легко определять доходы близко им известных лиц.
Обложение местными Н. в отдельных иностранных государствах (для России — см. Земские финансы, Земские учреждения, Город, Доходы городские, Мирские повинности). Наиболее типичными являются системы местных Н. в Англии и во Франции. В Англии местные Н. все прямые и представляют собой наиболее типичный пример того, что называется в узком смысле слова сборами, т. е. платежей, идущих на определенные цели. Сообразно этим целям, Н. и носят различные названия, а не по податным источникам или объектам обложения. Н. взимаются отдельно по приходам (низшая инстанция) и графствам (высшая) и отдельно в городах. Приходские сборы: 1) налог в пользу бедных (poor rate), 2) дорожный, 3) на содержание погребальных учреждений, 4) на устройство освещения и содержание стражи, 5) на цели санитарные, 6) на меры против заразных болезней домашних животных, 7) на сельскохозяйственные улучшения, 8) на городские улучшения, 9) на содержание церквей и 10) на общие нужды прихода. Главное место принадлежит Н. для бедных, идущему, между прочим, и на предметы, к призрению бедных никакого отношения не имеющие. В общей сложности все входящие в состав этого Н. сборы составляют около 3/4 всей суммы местных Н. Большинство остальных сборов взимаются на основании раскладки, установленной для Н. в пользу бедных, или постепенно входят в состав его. Н. графства первоначально шли только на содержание суда и полиции, и лишь с 30-х годов прошлого столетия получили более местное назначение, например на постройку мостов, тюрем и т. п. Специально городские сборы идут главным образом на содержание городской администрации, судей, полиции, а также на городские хозяйственные нужды. Субъекты и объекты местных налогов в Англии с точностью не определены. В основе системы лежит обложение каждого самостоятельного представителя хозяйства, как владельца земельной или недвижимой собственности, которая и является главным объектом обложения, под названием видимой доходной собственности (visible profitable property), лежащей в приходе. Непосредственным плательщиком Н. является не собственник, а владелец или съемщик (occupier); недоимки, при переходе имуществ, остаются на прежнем владельце. Допускается освобождение от платежа Н. известного минимума дохода, а именно ниже 6 фунтов стерлингов. Главной местной основной единицей для раскладки Н. служит приход, но при более широких задачах несколько приходов соединяются между собой или образуют особые союзы, например для призрения бедных. Учреждениями для заведования местным финансовым хозяйством являются приходские советы, мировые судьи (единолично и в форме съездов), надзиратели над бедными, образующие особые управы (board of poor guardians), и оценочные комиссии. Главной гарантией правильности оценок является гласность всего делопроизводства и право апелляции в съезд мировых судей. Сборы сперва определяются общей суммой необходимых расходов, а затем раскладываются сообразно величине доходов и ценности имуществ. На собственников прямо падает около 1/3 сборов, а на съемщиков — остальные 2/3. В Шотландии сравнительно большая часть сборов падает на собственников. В Ирландии местные Н. вообще сравнительно выше, чем в Англии и Шотландии. В финансовом хозяйстве Соединенного королевства местные налоги играют огромную роль, так как ими покрываются не только местные, в тесном смысле слова, нужды, но и расходы общегосударственные. Это видно из следующего расчета: местные Н. дают общую сумму дохода немного меньшую половины общегосударственного бюджета, а из последнего больше 3/4 идет на содержание войска и флота и на платеж процентов по государственным займам. Значит местное финансовое хозяйство оказывает стране почти вдвое больше услуг, чем средства общегосударственного бюджета. Во Франции средствами для покрытия департаментских и общинных расходов служат главным образом добавочные или накладные сантимы, взимаемые вместе с некоторыми прямыми государственными Н. Обязательными из числа этих надбавок являются те, которые идут на общегосударственные нужды, как, например, в департаментах — содержание зданий центрального управления, главных дорог, производство переписей населения, в общинах — содержание мэра и его канцелярии, полиции, сельской лесной и полевой стражи, отправление воинской квартирной повинности, призрение больных и сумасшедших, устройство дорог и т. п. Соответственно этому местные доходы слагаются в департаментах из следующих видов накладных сантимов: 1) обыкновенные или обязательные, 2) необязательные, 3) чрезвычайные и 4) специальные. Нормы, в пределах которых могут налагаться добавочные сантимы, определяются законом, а именно не более 55 сантимов на 1 франк казенных Н. Обязательными сантимами облагаются только два прямых Н. — личный и поземельный, а остальными — и подомовый, и промысловый. По отдельным видам сантимов существуют также свои пределы или максимумы. Община в финансовом отношении имеет еще менее самостоятельное значение. Ее доходы слагаются точно так же главным образом из накладных сантимов, которые здесь делятся на 3 вида: 1) обыкновенные, 2) специальные и 3) чрезвычайные. Ими облагаются на тех же основаниях, как и в департаментах, государственные прямые Н.; в общей сумме они достигают 51 сантима на 1 франк казенных Н., а вместе с департаментскими — 1,06 франка на 1 франк государственных Н. Местное обложение может, таким образом, даже превышать прямое государственное.
Литература: профессор В. А. Лебедев, "Местные налоги" (СПб., 1886, полное указание литературы предмета); Ивановский, "Опыт исследования деятельности органов земского самоуправления в России" (Казань, 1881, стр. 38—146); Bilinsky, "Die Gemeindebesteuerung" (1878); R e itzenstein, "Das Kommunale Finanzwesen" (в "Handbuch" Шенберга, 2-e изд., 1886); С. Г—н, "Земские расходы" ("Новое Слово", декабрь 1896).
В. Яроцкий.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:59 MSK |