[ начало ] | [ Н ] |
Народное продовольствие (дополнение к статье)
(см. Продовольствие народное). — — 12 июня 1900 г. изданы "Временные правила по обеспечению продовольственных потребностей сельских обывателей", действие которых распространено на 46 губерний Европейской России (34 земских и 12 неземских). Они не представляют собой полного продовольственного устава, а лишь вносят в систему Н. продовольствия некоторые изменения. Заведывание продовольственным делом изъято из ведения земских учреждений и комиссий Н. продоводьствия (последние упразднены) и возложено на крестьянские учреждения, с земским отделом во главе. Для заведывания делопроизводством по продовольственной части в составе губернских и губернских по крестьянским делам присутствий учреждены должности непременных членов. Реформа мотивировалась тем соображением, что у земств нет соответствующих органов и "не может быть ни общего в продовольственных делах плана действий, ни правильной регистрации урожаев и наличных хлебных запасов". На обязанности земств остались лишь продажа хлеба по заготовительной цене, обеспечение прокормом крестьянского скота, устройство общественных работ. При обсуждении продовольственных дел в губернских присутствиях и уездных съездах участвуют и все члены местных земских управ, на которых могут быть возложены распоряжения по продовольственной части. В ведении земских учреждений остались также земские продовольственные капиталы. Каждая волость составляет продовольственный участок, находящийся в ведении волостного старшины или особого продовольственного попечителя, по назначению уездного съезда. В случае больших неурожаев, число продовольственных участков может быть временно увеличено. К продовольственной повинности привлечены лица, не входящие в состав сельских обществ, но занимающиеся хлебопашеством на собственных и состоящих в их пользовании землях в таком количестве, которое может быть обработано силами домохозяина и его семьи. Лица этой категории уплачивают продовольственный сбор деньгами для составления особых по уездам частных продовольственных капиталов, но могут с разрешения уездных съездов образовать особые хлебные запасы. При неурожае или ненормальном повышении цен на хлеб, могут быть производимы из губернских и общего по Империи продовольственного капиталов безвозвратные продовольственные пособия лицам, призреваемым сельскими обществами, а также лицам не принадлежащим к составу сельских обществ, но проживающим в селениях и занимающимся земледельческим трудом, если они не имеют, вследствие отсутствия заработков, средств к пропитанию. Сельским обществам предоставлено избирать тот или другой способ обеспечения продовольствия, но затем переход от натуральных запасов к денежным или обратно разрешается губернским присутствием. В местностях, подлежащих обеспечению исключительно посредством натуральных запасов, замена последних денежными капиталами разрешается министром внутренних дел. Общественные продовольственные капиталы предназначаются для продовольственных нужд членов данных сельских обществ. В исключительных случаях может быть испрашиваемо министром внутренних дел через комитет министров Высочайшее соизволение на позаимствование общественных продовольственных капиталов не нуждающихся сельских обществ для нужд пострадавшего от неурожая населения в пределах губернии. Сумма общественного продовольственного капитала в каждом сельском обществе, перешедшем от хлебных запасов к денежным, должна соответствовать ценности разрешенного к обращению в капитал количества хлебных запасов по рассчету среднесложной справочной цены на хлеб в течение предшествовавших 10 лет. Для составления причитающегося с сельского общества капитала взыскивается ежегодно денежный сбор в размере 1/12 капитала до тех пор, пока вся сумма не будет собрана. Министру внутренних дел предоставляется, по соглашению с министром финансов, увеличивать ежегодный денежный сбор до 1/8 капитала для местностей, находящихся в благоприятных экономических условиях. Продовольственные пособия за счет денежных капиталов производятся исключительно хлебом, закупаемым хозяйственным способом, по распоряжению уездного съезда или губернского присутствия. Размер продовольственных ссуд не должен превышать одного пуда зерна в месяц на взрослого и 1/2 пуда на детей, не достигших 5 лет. Ссуды из общественных хлебных запасов, частных и общественных капиталов разрешаются в пределах половины установленной нормы сих запасов и капиталов уездным съездом, а свыше этой нормы — губернским присутствием. В случае недостаточности общественных продовольственных запасов и капиталов и губернского капитала, губернское присутствие входит с представлением об отпуске пособий из сумм общего продовольственного капитала. Ссуды из этого капитала разрешаются министром внутренних дел на срок до 3-х лет, в пределах сметных ассигнований; на расходы свыше этой суммы испрашивается Высочайшее разрешение через комитет министров. Ссуды из общественных, частных и губернских капиталов и общественных хлебных запасов возвращаются в сроки не более 3 лет по определению губернского присутствия, но при крайней задолженности сельских обывателей губернское присутствие может разрешить рассрочку до 6 лет; рассрочки свыше 6 лет разрешаются министром внутренних дел, а по закону 6 июня 1904 г. также губернскими присутствиями. Сроки возврата продовольственных ссуд из общего продовольственого капитала установляются при разрешении этих ссуд; на отсрочку свыше 3 лет испрашивается Высочайшее разрешение через комитет министров. Взимание продовольственных сборов и взыскание ссуд производится порядком, установленным законом 23 июня 1899 г. для взимания окладных сборов с надельных земель сельских обществ (см.), при чем продовольственные ссуды взыскиваются преимущественно перед казенными и земскими сборами. Круговая порука по возврату ссуд отменена. Об изменениях, внесенных законом 1900 г. в организацию хлебных запасов, см. Хлебные запасные магазины. Закон 1900 г. не оправдал возлагавшихся на него правительством надежд; продовольственных запасов и капиталов оказалось недостаточно для удовлетворения нуждающегося населения неурожайных губерний и вновь потребовались многомиллионные затраты из государственного казначейства, помимо различных льгот по возврату ссуд. Наибольшие льготы в этом отношении были сделаны манифестом 11-го августа 1904 года и указом 5 апреля 1905 года, которыми сложена с населения Европейской России, Сибири и Кавказа значительная часть продовольственных долгов. Крестьянские учреждения оказались, в большинстве случаев, не в силах справиться с возложенными на них обязанностями по обеспечению Н. продовольствия, почему некоторыми из них был возбужден вопрос об обратной передаче продов. дела в ведение земских учреждений. 15 сент. 1901 г. утверждены временные правила об участии населения пострадавших от неурожая местностей в работах, производимых распоряжением ведомств путей сообщения и земледелия и государственных имуществ. Законами 10 декабря 1898 года и 28 мая 1899 года образованы областные продовольственные капиталы кочевого населения областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Тургайской и Уральской; размер капиталов определяется по одному рублю на каждого кибитковладельца. Законом 4 июня 1901 г. положено начало образованию продовольственных капиталов для оседлого крестьянского населения Акмолинской и Семипалатинской областей, в размере одного рубля на наличную душу мужского населения. Законом 27 апреля 1901 г. образован продовольственный капитал для кочевого населения Внутренней Киргизской орды, законом 10 июня 1903 г. — для оседлого населения (русского и туземного) в Туркестанском крае, по рассчету 1 руб. на каждое домохозяйство, законом 12 апреля 1904 г. — для кочевого населения Туркестанского края, по рассчету одного рубля на каждого кибитковладельца. 19 января 1904 г. изданы временные правила о порядке замены в Прибалтийских губерниях хлебных запасов денежными капиталами. В течение 1893 — 1902 гг. израсходовано из общего продовольственного капитала 99202 тыс. руб., поступило в возврат ссуд 8578 тыс. руб. К 1 янв. 1905 г. остаток общего продовольственного капитала составил 4977 тыс. руб., а в долгу числилось 127618 тыс. руб. По отчетам государственного контроля, с 1893 по 1904 г. отпущено из государственного казначейства на продовольственные нужды 87 млн. руб., в том числе 65,5 млн. руб. на усиление общего продовольственного капитала. В 1905 г. потребовалось сверхсметное ассигнование до 40 млн. руб. на удовлетворение продовольственных потребностей населения неурожайных губерний. По государственной росписи на 1906 г. назначено 30 млн. руб. на продовольственные нужды. Сверх того, в продовольственные кампании 1898 — 1899 и 1901 — 1902 гг. лесному департаменту были отпущены заимообразно из капиталов общественного призрения 2360 тыс. рублей на устройство общественных работ по заготовке лесных материалов с целью предоставления населению пострадавших от неурожая губерний. Работы эти принимают постепенно характер постоянных мероприятий, не ограничиваясь уже годами народных бедствий. На основании Высочайшего повеления 25 ноября 1902 г. отпущено лесному департаменту заимообразно 1 млн. рублей, из 3,8 %, для производства работ в течение 5 лет. К 1-му октября 1902 г. состояло в наличности в 46 губерниях Европейской России общественных продовольственных запасов 97439 тыс. пудов (59 % нормы), общественных продовольственных капиталов — 32468 тыс. руб. (60 % нормы). Губернских продовольственных капиталов состояло к 1 января 1903 г. (в тысячах рублей):
В наличности. | в долгу. | |
34 земских губ. | 5668 | 12977 |
12 не-земских губ. | 5719 | 741 |
8 губерний и областей (Архангельская и 7 Сибирских), где не введены правила 1900 г. | 236 | 1229 |
Всего по 54 губерниям и областям состояло в наличности 11623 тыс. руб. и в ссудах и недоимках 14947 тыс. руб. Земских продовольственных капиталов по 34 губерниям к 1 января 1902 г. числилось 6308 тыс. руб., а состояло в наличности 2427 тыс. руб. Помимо казны и земских учреждений, в деле оказания продовольственной помощи нуждающемуся населению принимали участие также попечительство о домах трудолюбия и общество Красного Креста, главным образом путем предоставления трудовой помощи. С 1903 г. министерство внутренних дел возобновило работы по составлению общего продовольственного устава, но до настоящего времени законопроект не составлен.
Литература (сверх указанной): В. Г. Михайловский, "Неурожай и продовольственная нужда" ("Новое Слово", 1897, XII); Н. Анненский, "Еще несколько слов о продовольственной нужде" ("Русск. Бог.", 1898, III); Л. Воронов, "Неурожай и продовольственное дело" ("Русск. Вестник", 1898, XI, XII); С. А. Короленко, "Мероприятия к ограждению сельского населения от разорения при неурожаях" (1899); E. В. Павлов, "По голодающим губерниям" (1899); Д. М. Самарин, "Какие возможны меры против периодических голодовок" (1899); П. Голубев, "Продовольственное дело" ("Народное Хоз.", 1900, IV); его же, "Страховой принцип в продовольственном деле" ("Русское Бог.", 1900, II); Г. Шрейдер, "Реформа продовольственного дела по закону 12 июня 1900 г." ("Нар. Хоз.", 1900, VII); Ф. Щербина, "Продовольственные нормы" ("Русское Бог.", 1900, VIII); H. Емельянова "Недород" ("Русский Вестн.", 1901, X); Б. Метт, "Улучшение сельско-хозяйственной культуры, как продовольственная мера" (историко-юрид. очерк, "Зап. Имп. Общ. Сельск. Хоз. Южной России", 1901, V — VI); его же, "Продовольственный вопрос" (историко-юрид. очерк, id, 1902, IX — X); В. Л., "Неурожай нынешнего года и продовольственный вопрос" ("Русская Мысль", 1902, XII); "Статистические сведения, относящиеся к пересмотру законодательства по продовольственному делу" (1903); В. Л. Благовещенский, "Очерк истории русского законодательства по обеспечению Н. продовольствия" ("Земск.Сборн.Черниг. губ.", 1905, I, II); П. Голубев, "Продовольственные опыты бюрократии" ("Русское Бог.", 1905, V I II); В. Максимов, "Очерки по истории общественных работ в России" (1905).
Н. Ив—ко.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:59 MSK |