[ начало ] | [ Н ] |
Нева, река С.-Петербургской губернии (дополнение к статье)
— река С.-Петербургской губернии. Вскрытие и замерзание Н. в Петербурге в 1896 — 1905 гг. колебались: вскрытие — между 2 (14) апр. в 1896 и 1897 гг. и 16 (29) апр. в 1903 г.; замерзание — между 1 (13) нбр. в 1896 г. и 5 (18) дек. в 1905 г.; в среднем за 9 лет вскрытия и замерзания совпадают со средними за все время наблюдений в Петербурге (с 1706 г.). В 1900 г. Н. замерзла в ночь с 18 на 19 нбр. (1 — 2 дек.), 7 (20) дек. вскрылась на всем своем протяжении и вновь замерзла 10 (23) дек. Период 1897 — 1905 гг. отличается частыми и сильными колебаниями уровня воды в Н. Под влиянием восточных ветров на Финском зал. уровень р. особенно сильно понижался: 4 (17) мая 1902 г. — на 3 фт. ниже ординара, 8 (21) окт. 1903 г. — на 2 фт., 17 (30) авг. 1905 г. — 2 фт. 2 дм., до того, что пароходное сообщение между Кронштадтом и материком было приостановлено. Наводнения в Петербурге за означенный период были особенно часты: вода поднималась выше ординара на 5 — 7 фт. 14 раз, на 7 — 8 фт. — 1 раз, выше 8 фт. — 3 раза, а именно: 4 (16) нбр. 1897 г. — на 8 фт. 1 дм., 26 нбр. (7 дек.) 1898 г. — 8 фт. 6 дм. и 12 (25) нбр. 1903 г. — 8 фт. 11,5 дм.; последнее наводнение по своим размерам третье со времени основания Петербурга — вода поднималась выше в 1777 г. (10 фт. 7 дм.) и в 1824 г. (13 фт. 8 дм.). Наводнения последних лет характеризуются длительностью, с которой поднявшаяся вода держалась на высоком уровне, что объясняется продолжительностью штормов на море; так в 1899 г. поднявшаяся 11 (23) нбр. вода в Н. не спадала до ординара в течение 5 дней — по 16 (28) нбр., при этом 3 раза достигала 5, 6 и 6,2 фт. и затопляла низменные части города; в 1901 г. подобное же явление замечалось между 26 окт. (8 нбр.) и 7 (20) нбр., т. е. в течение 13 дней, причем 4 (17) нбр. уровень реки поднялся до 5 фт. 6 дм. выше ординара. Кроме перечисленных наводнений, причина которых лежит в направлении и силе ветров на море, 8 — 11 (21 — 24) нбр. 1902 г., во время ледохода на Н., в черте г. Петербурга образовался громадный затор льда, вследствие чего вода в реке в местностях, лежащих выше города, поднялась (по частным сведениям) до 11 фт. выше ординара и затопила весь фабричный пригород Шлиссельбургский и частью прибрежные селения Александровское, Рыбацкое, Славянку и др.
Движение судов и грузов (исключ. движение в черте гор. Петербурга и со стороны моря, о котором см. Петербург.) в 1903 г.:
A — отправлено, B — прибыло, C — отправленных, D — прибывших.
Пристани | Число судов с грузом | Число плотов | Все грузы (с поштучными) на судах, на плотах, и в портах | |||||
Количество в тыс. пуд. | Объявленная ценность в тыс. руб. | |||||||
A | B | A | B | C | D | C | D | |
По р. Неве: | ||||||||
Г. С.-Петербург | 1377 | 14350 | — | 18480 | 6507 | 282794 | 1907 | 27082 |
Г. Шлиссельбург (вместе с Шереметьевкой) | 90 | 41 | — | — | 338 | 97 | 176 | 16 |
Прочие пристани | 2148 | 587 | 400 | 9014 | 43055 | 28719 | 3691 | 699 |
Всего по р. Неве | 3615 | 14978 | 400 | 27494 | 49900 | 311610 | 5774 | 27797 |
По притокам Невы: | ||||||||
По р. Славянке | 27 | — | — | — | 783 | 111 | 76 | l |
" " Ижоре | 987 | — | — | — | 20657 | 1403 | 1255 | 195 |
" " Тосне | 837 | — | 750 | — | 12403 | 860 | 872 | 74 |
" " Мге | 57 | — | — | — | 1496 | — | 127 | — |
" " Мойке | 27 | — | — | — | 435 | — | 33 | — |
Характер грузового движения прежний; о нем можно судить по данным, касающимся прибытия грузов по Н. в Петербург, куда направляется свыше 90 % общего количества их, идущих по Н.
В Петербург прибыло по Неве миллионов пудов. | ||||||
Годы | Всех грузов | В том числе важнейших товаров. | ||||
Хлеб | Дрова | Лесной строительный материал | ||||
Всего главн. хлебов | В том числе: | |||||
Ржи | Овса | |||||
1896 | 227 | 35 | 12 | 16 | 74 | 56 |
1897 | 250 | 38 | 12 | 16 | 68 | 64 |
1898 | 276 | 39 | 13 | 19 | 79 | 72 |
1899 | 253 | 7 | 0,5 | 4 | 78 | 70 |
1900 | 295 | 45 | 12 | 27 | 80 | 79 |
1901 | 306 | 46 | 12 | 29 | 80 | 77 |
1902 | 259 | 17 | 3 | 10 | 87 | 68 |
1903 | 283 | 24 | 2 | 17 | 86 | 71 |
Около 30 % всех грузов, идущих по H. в Петербург, составляют земляные строительные материалы (в 1903 г. их было около 86 млн. пуд.).
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:59 MSK |