[ начало ] [ Н ]

Неман

(древнее название Chronus, y поляков — Niemen, немцев — Memel) — река, берет начало в болотах Игуменского уезда Минской губернии, в 2 вер. от села Догиничи, протекает губернии: Минскую, Виленскую, Гродненскую и Ковенскую, на протяжении 320 вер., от г. Гродны и до Прусской границы, он отделяет губернии Гродненскую, Виленскую и Ковенскую от Царства Польского и затем, вступив в пределы Пруссии, Н., под именем Мемель, впадает в залив Куришгаф (Балтийское море). Первоначальное направление Н. к СЗ, от деревни Марино, в Новогрудском у., он близ границы Виленской губ. поворачивает на ЮЗ, и это направление удерживает до впадения в него рч. Зельвянки, откуда течет на СЗ., от г. Гродно поворачивает на С, не изменяя направления до мст. Румшишки, до Ковенской губ., отсюда и до вступления в пределы Пруссии Н. сохраняет направление к З. Длина его течения 805 вер. Н. обыкновенно считается сплавным от мст. Столбцы, но это неверно, сплав леса начинается уже выше, у мст. Песочны, Игуменского у., где Н. принимает рч. Лошу и неск. других. От мст. Нового Свержня уже в половодье сплавляются лодки с грузом. Отсюда начиная речное русло расширяется до 18 — 25 саж., и глубина возрастает с 2 до 10 фт. Судоходству мешают подводные камни, образующие местами пороги. Последние особенно значительны в 21 вер. выше г. Ковны и главным образом близ мст. Pумшишки, где Н. прорезывает довольно значительную возвышенность, вследствие чего русло заграждено подводными скалами, известными под названием Бичей; пороги эти крайне затрудняют судоходство. Около устья р. Шары Н. шириной 35 саж., несколько далее ширина доходит до 50 саж., при глубине 7 — 10 фт., но на мелях она понижается до 3 фт. Берега в общем несколько возвышены и песчаны и покрыты лесами; дно песчаное. Ниже мст. Белицы, в Лидском у., Виленской губ., правый бер. р. Н. становится более крутым и возвышенным, далее и лев. бер. делается более возвышенным, так что от рч. Зельвянки и до г. Гродны Н. течет между крутыми возвышенными берегами, покрытыми сплошным лесом. От Гродны и до Ковны ширина Н. достигает 40 — 105 саж., при глубине 5 — 12 фт., на этом протяжении насчитывается до 55 быстрин и мелей; то песчаные, то известковые берега на всем этом протяжении довольно круты и возвышены, а у г. Гродны высота их достигает 90 фт. Местами дно русла каменистое и в таких местах имеются островки. Несколько ниже г. Ковны ширина Н. доходит до 100 — 1 3 5 саж., но прежняя глубина остается почти без изменения, 7 — 12 фт. От г. Ковны до Прусской границы Н. течет в очень живописных берегах, оживленных селениями и развалинами древних замков.

Средние дни вскрытия и замерзания Немана.

У Гродно

16 марта

27 ноября

У Ковно

9 марта

3 декабря

У Юрбурга

13 марта

27 ноября

У Романишек

13 марта

27 ноября

(Рыкачев, "Вскрытие и замерзание вод в России"). По сведениям мин. путей сообщения, продолжительность навигации за 1885—95 гг. была от 221 — 246 дней. Сборы с судоходства составили в среднем 12011 руб. в год, в том числе 1/4 % сбор 7782 руб. В 1895 г. по бассейну р. Н. прошло вверх и вниз 3127 судов с грузом, плотов — вниз 17566 и вверх 6359; на судах и в плотах отправлено всего груза 47564000 пд., на сумму 3964 тыс. р., прибыло 46821000 пд. на сумму 3924 тыс. р.; в числе прибывших плоты и груз на них составили 40436 тыс. пд., на сумму 2790 тыс. р. Паровых судов прошло за этот год вверх 360, вниз — 396, всего 756, с грузом 163 тыс. пд., на сумму 223 тыс. р. Пароходы совершают рейсы только от г. Ковны; выше этого города движению крупных судов мешают главным образом упомянутые пороги Бичи. Главным речным грузом является здесь хлеб, затем следуют лес, пенька, лен, пакля, льняное масло, камень, известь и пр. Главные грузочные пристани на Н. — мст. Столицы, Гродно, Ковно и Юрбург. Вверх по Н. провозится (главным образом из Кенигсберга) соль, сельди, металлические изделия и др. иностранные товары. Важнейшие притоки Н.: Вилия, Щара, Черная Ганча и Шешупа. В пределах Пруссии Н., в 15 км ниже Тильзита, разделяется на 2 главных рукава — Рус (в дальнейшем течении наз. Атомат) и Гильге — и множество мелких побочных рукавов и в таком виде вливается в Куришгаф. Вся площадь между обоими главными рукавами образует плодородную Тильзитскую низменность. Августовский канал соединяет воды Н. и Вислы. Работы по сооружению этого канала начаты в 1825 г.; в 1830 г. канал, не вполне еще готовый, был открыт для судоходства. Стоимость сооружения канала — 1644 тыс. руб.; на нем 28 шлюзов. Огинский канал (см.) соединяет Н. с Припятью, т. е. бассейны Черного и Балтийского морей.

Л. В.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:00 MSK