[ начало ] | [ Н ] |
Немецкая музыка
— Ее развитие, как искусства, началось в монастырях в певческих школах, напр. в С.-Галлене. Первыми видными деятелями в музыкальной области были Ноткер Балбулус, Франкон Кельнский (последний считается основателем многоголосного сочетания, в XII ст.), затем в XV ст. Генрих Исаак. До конца XVI ст. немецкая церковная музыка находилась под влиянием нидерландцев и итальянцев. Последний и величайший представитель нидерландской школы, Орландо Лассо, посвятил свою деятельность Германии. Реформация привела к реорганизации немецкой церковной музыки, которая в особенности в северной Германии, получила большую самостоятельность. Лютер, сочинявший хоральные мелодии, Иоганн Экард (конец XVI ст.), Генрих Шютц (середина XVII ст.) придали церковной музыке своеобразный национальный характер. Эта музыка достигла высшей степени развития благодаря Иоганну-Себастьяну Баху. В национальной германской церковной школе развились хорал, кантата, оратория и богатейшая органная литература. Хотя Гендель был под сильным влиянием итальянской школы и лучшую пору своей деятельности посвятил Лондону, но, как человек, получивший музыкальное образование в Германии, он испытал на себе большое влияние немецкой контрапунктической школы. Оперная и оркестровая музыка долго находилась под итальянским влиянием. Первым самостоятельным композитором в оперной области является Рейнгардт Кейзер, посвятивший свою деятельность Гамбургу, где он написал более ста опер. Но, тем не менее, и в северной Германии итальянское влияние было сильно. Наиболее видными немецкими композиторами, писавшими оперы в итальянском стиле, были Карл-Генрих Граун и Иоганн Адольф Гассе. Симфоническая музыка проявила самостоятельность в лице Гайдна, благодаря которому искусство инструментовки сделало громадные шаги вперед. Кроме симфонии, он много сделал для развития фортепьянной сонаты и струнной квартетной музыки. Немецкая опера окрепла благодаря Глюку и в особенности Моцарту. Моцарт содействовал высокому развитию инструментальной музыки, но Бетховен довел ее до высшего совершенства. Песня в Германии культивировалась народом, миннезингерами, мейстерзингерами, затем она перешла в оперу и замечательную художественную обработку получила у Франца Шуберта. И после Бетховена и Шуберта богатая руда музыкальных талантов еще не иссякла. Представитель национальной романтической оперы, Карл-Мария Вебер, полный неиссякаемой творческой силы в инструментальной музыке Роберт Шуман, даровитый симфонист Мендельсон-Бартольди, наконец, Вагнер (опера), Лист, Брамс (симфоническая церковная музыка) заканчивают блестящий цикл немецких композиторов. Германия дала еще Мейербера, но он, в сущности, не может быть причислен к разряду немецких композиторов: это — эклектик, скорее тяготевший к французской и итальянской школам. В настоящее время Германия не богата крупными музыкальными дарованиями.
См., кроме общих сочинений по музыке, Becker, "Die Hausmusik in Deutschland im XVI, XVII u. XVIII Jahrh." (Лпц., 1840); его же, "Zusammenstellung der Tonwerke d. XVI und XVII Jahrh." (ib., 1847); Winterfeld, "Der evang. Kirchengesang" (ib., 1843—47); его же, "Zur Geschichte heiliger Tonkunst" (ib., 1850—52); "Deutsche Tondichter von Seb. Bach bis auf die Gegenwart" (5 изд., Б., 1882); Brendel, "Geschichte der Musik in Italien, Deu t schland und Frankreich" (7 изд., Лпц., 1888); Reissmann, "Illustrierte Gesch. der Deuts. Musik" (Лпц., 1881); H. Kretzschmar, "Ueber den Stand der oeffentl Musikpflege in Deutschland" (Лпц., 1881).
Н. С.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:00 MSK |