[ начало ] [ Н ]

Норвегия (дополнение к статье)

— с 1905 г. самостоятельное королевство. Площадь — 321477 кв. км. Жителей (1903 г.) — 2292535, т. е. 7,1 на 1 кв. км. Н. — самое редконаселенное государство в Европе (за ней следуют Швеция — 11,7, Европейская Россия — 19,6). По переписи 1900 г. в Н. было 2240032 жителя (1087603 мжч. и 1152429 жнщ.), из них сельского населения — 1612382 (или 72%), городского — 627650 (28%). Городов, имеющих свыше 100 тыс. жителей в Н. 1, свыше 20 тыс. — 4, свыше 10 тыс. — 8. Более крупные города: Христиания — 227626 жителей, Берген — 72251, Трондгейм — 38180, Ставангер — 30613, Драммен — 23093. Главная масса населения (96,3%) состоит из уроженцев Н.; из остальных более всего (2,2%) родилось в Швеции; лапландцев в 1900 г. было 19667 человек, финнов — 7777. Об эмиграции из Н. до 1901 г. см. Эмиграция; позже выселилось в 1902 г. 20343, в 1903 г. — 26831, все, за малыми исключениями (6,4 %), в Соед. Шт. Сев. Америки. Внешняя торговля Н. весьма значительна и в 1903 г. выражалась в стоимости товаров: по ввозу — 292,8 млн. крон, по вывозу — 173,6 млн. крон; кроме того прошло товаров через Н. транзитом из Швеции на 19,6 млн. крон. Главнейшие продукты, ввозимые в Н. — хлеб (51 млн. крон) и мануфактура. Главные предметы вывоза — лесные материалы (70 млн. крон) и животные продукты, в особенности рыбные (58 млн. крон). Из городов Н. по внешней торговле первые места занимают Христиания (ввоз на 126 млн. крон, вывоз на 33 млн. крон), Берген (51 и 23 млн. крон) и Трондгейм (25 и 15 млн. крон). Торговый флот Н. в 1903 г. состоял из 7203 судов, в 1443904 тонны, в том числе 1693 паровых, в 603625 т. По ёмкости судов торговый флот Н. после Великобритании (10,3 млн. тонн), Соед. Шт. Сев. Америки (6,1 млн. тонн) и Германии (2,3 млн. тонн) занимает 4-е место среди всех государств мира; паровой флот Н. по ёмкости уступает флотам Великобритании (8,4 млн. тонн), Соед. Шт. Сев. Америки (3,4 млн. тонн), Германии (1,7 млн. тонн) и Японии (657 тыс. тонн), следов. занимает 5-е место. Железных дорог в 1903 — 4 г. было 2384 км., из них государственных 2052 км.; длина телеграфных проводов — 93390 км. Почтовых учреждений 2781, телеграфн. — 907; послано было (1904 г.) корреспонденции почтовой — 129 млн., телеграмм — 2,3 млн. Телефонных проводов — 129095км. Газет выходило в Н.: в 1814 г. — 4, в 1848 г. — 59, в 1875 г. — 166, в 1903 г. — 497. Учебных заведений в 1901 г. было 6027, с 7427 учителями и 366693 учащимися, что составляет 1637 учащ. на 10 тысяч жит.; по относительному числу учащихся Н. после Соед. Шт. Сев. Америки (2090 учащ. на 10 тыс. жит.) занимает 2-е место среди всех стран мира.

Р.

Государственное устройство После расторжения в 1905 г. личной унии, связывавшей Н. со Швецией, Н. образует самостоятельное королевство, с королем из Датского дома во главе. Конституция изменена лишь постольку, поскольку она говорила о связи со Швецией. Н. имеет теперь своего министра иностранных дел. Избирательная система подверглась существенному изменению еще до разрыва со Швецией, в мае 1905 г. С этого времени норвежский стортинг, ранее (с 1898 г.) избиравшийся всеобщей, но двухстепенной подачей голосов, избирается всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов всех норвежцев, достигших 25-летнего возраста, избирающих по округам по одному депутату на округ; число депутатов — 123. С 1896 г. существует право подачи голоса по почте лицами, находящимися за границей (или отправившимися туда незадолго до выборов), если их отсутствие из Н. продолжается не свыше полутора года. Этим путем можно подавать голос как за определенное лицо, так и за партию, без указания имени кандидата, а также условно, на случай перебаллотировки, с указанием различных комбинаций. Такая подача голосов практикуется весьма широко; в 1903 г. было подано заочно 18025 голосов, т. е. 7,49 % общего их числа. Число всех лиц, пользующихся правом голоса после реформы 1898 г., достигло (к 1903 г.) 433000, т. е. 20 % всего населения. Абсентеизм избирателей бывает весьма велик; число поданных в 1903 г. голосов равнялось всего 240000, т. е. 55 %. — В выборах в органы общинного самоуправления в городах и деревнях принимают участие с 1896 г. все плательщики податей.

В. В—в.

История. Надежда консервативного кабинета Станга добиться большинства на выборах в стортинг в 1894 г. оказалась тщетной: левая потеряла несколько мест, но все же располагала в новом стортинге большинством 59 против 55 умеренных и консерваторов. Кабинет Станга подал 31 января 1895 г. прошение об отставке. Король вступил в переговоры с левой парламента, требуя от нее некоторых обязательств относительно дальнейшего ее образа действий, и когда такие обязательства даны не были, категорически отказался принять отставку Станга (3 апреля 1895 г.). Вследствие этого оппозиция левой стороны стортинга крайне обострилась; раздавались речи столь резкие по тону и содержанию, каких раньше нельзя было в нем услышать. Однако, кабинету Станга удалось добиться от стортинга согласия на ведение переговоров со Швецией, для чего был выбран парламентами комитет соглашения из 7 шведов и 7 норвежцев (в ноябре 1895 г.). Еще раньше, в октябре, м-во Станга окончательно вышло в отставку, уступив место коалиционному кабинету Гагерупа, состоявшему из представителей всех партий стортинга. Однако, дело примирения шло плохо. В 1896 г. стортинг, ничтожным большинством голосов (41 против 40), постановил заменить шведско-норвежский флаг исключительно норвежским. Постановление сделано было во второй раз, и король вторично отказал в своей санкции. В ответ на это стортинг опять таки ничтожным большинством (58 против 56) отклонил внесенное консерваторами предложение вновь возвысить цивильный лист короля и кронпринца до прежнего уровня 326000 крон первому и 88000 крон второму, на котором он стоял до 1893 г. Участие Н. в Стокгольмской выставке, предложенное шведским правительством, было принято также ничтожным большинством (58 против 56). Обсуждение шведско-норвежского торгового договора с Японией дало повод к резким нападениям против Гагерупа, который, по мнению радикалов, пренебрег интересами Н. в пользу Швеции; тем не менее договор был утвержден, хотя и ничтожным большинством голосов. В то время, когда в других странах Европы за усиление армии стоят обыкновенно консерваторы, а либералы и радикалы борются против него, в Н. происходило как раз обратное: предложенное правительством Гагерупа усиление и перевооружение армии было не только принято стортингом, но даже расходы на реформу были значительно увеличены сравнительно с требованием правительства, потому что Н. серьезно считалась с возможностью войны со Швецией. В 1896 — 1897 гг. стортингом было проведено несколько важных законопроектов в области конституционного и социального законодательства. Право голосования при выборах в стортинг предоставлено лицам, находящимся вне пределов Н. (см. выше, Государственное устройство). Значительно расширено избирательное право при выборах в органы местного самоуправления. Требование радикалов о распространении права голоса на женщин было отклонено. Законом 1897 г. была назначена уголовная санкция в дополнение к постановлению конституции, в силу которого стортинг имеет право вызывать к себе каждое лицо по делам государства, за исключением короля и членов королевской фамилии. Лица, таким образом вызванные и не явившиеся на призыв стортинга, подвергаются штрафу в размере от 1000 до 10000 крон; всякое заявление, сделанное вызванным, по своим юридическим последствиям приравнивается к заявлению, сделанному под присягой. Этот закон был уже вотирован в 1894 г., но тогда король отказал ему в своей санкции; на этот раз он ее дал. В 1897 г. постановлено закрытие в праздничные дни значительного числа торгово-промышленных предприятий. В том же 1897 г. выработана новелла к закону 1894 г. о страховании рабочих от несчастных случаев. Рабочий, пострадавший на работе и ставший от того к труду неспособным, получает пожизненную пенсию в размере 60 % своего заработка; в случае смерти рабочего от несчастного случая его вдова получает пожизненную пенсию в 20 %, а каждый из его детей до 15-летнего возраста, при жизни матери — пособие в размере 15 % его заработка, а при отсутствии матери, в размере 20 %; средства на страхование складываются из взносов предпринимателей, рабочих и государства. Выборы в стортинг в 1897 г. дали торжество левой, которая провела 79 своих представителей, тогда как число членов правой понизилось с 55 до 35. Таким образом левая располагала достаточным большинством как для пересмотра конституции, так и для обвинительного приговора против членов государственного совета (министерства). Первым результатом выборов был выход в отставку министерства Гагерупа. 18 февраля 1898 г. был сформирован радикальный кабинет, под председательством бывшего премьера Стеена. В 1898 г. проведена реформа избирательного права (см. выше, Госуд. устройство). Число избирателей, в 1880-х годах не превышавшее 6 % населения, к 1897 г. поднявшееся до 11 %, этой реформой сразу поднято до 20 %. В марте 1898 г. шведско-норвежский комитет соглашения представил парламентам обеих стран свой доклад, из которого оказалось, что соглашения не последовало. Шведы настаивали на сохранении общего шведско-норвежского министра иностранных дел. Среди норвежских членов обнаружились разногласия; большинство (умеренное) согласилось на временное сохранение общих консулов, с тем, чтобы по истечении нескольких лет были назначены отдельные норвежские консулы; меньшинство (радикальное), действовавшее под влиянием торжества радикалов на выборах, настаивало на немедленном назначении норвежского министра иностран. дел и норвежских консулов. В ноябре 1898 г. стортинг в третий раз принял постановление о замене шведско-норвежского флага флагом норвежским. Король вновь отказал в санкционировании этого закона, и проект стал законом без его санкции, как принятый подряд тремя стортингами. Члены норвежского государственного совета (министерства) усиленно советовали королю не подрывать своего авторитета отказом в санкции этого проекта, практически совершенно бесполезным; но король упорно стоял на своем, ссылаясь на то, что шведско-норвежский флаг был принят в свое время норвежским народом с восторгом и что он с честью развевался на всех океанах. 23 января 1899 г. король Оскар, вследствие нездоровья, передал управление Швецией и Н. на правах регента своему сыну кронпринцу Густаву. 15 февраля Густав заявил, что на Гаагской мирной конференции Швеция и Н. будут представлены одним общим делегатом, а не двумя делегатами, как того желает норвежский стортинг. Это решение было одним из ближайших поводов того, что при въезде Густава в Христианию он был встречен враждебной манифестацией со стороны народа; напротив, при обратном въезде в Стокгольм он был восторженно встречен шведским народом. Резче чем когда-либо здесь сказалось, что борьба между Швецией и Н. ведется не только правительствами, но и народами, из которых каждый в этом вопросе был почти единодушен. В мае 1899 г. стортинг без дебатов единогласно вотировал экстраординарный кредит на армию и флот в размере 11,5 миллионов крон. 11 мая король Оскар вновь принял в свои руки управление страной. В октябре 1899 г. стортинг принял предложение о займе в 30000000 крон на расширение железнодорожной сети. В октябре 1900 г. произошли новые выборы в стортинг, на этот раз — на основе всеобщего голосования. Они не произвели почти никаких изменений в составе партий: правая усилилась на два голоса (с 35 до 37), левая потеряла 2 голоса (с 79 до 77), но сохранила свое большинство 2/3. С политической сцены сошли вождь крайних радикалов, в последнее время президент стортинга Ульман (см.), и бывший министр-президент Станг. В 1902 г. был обнародован новый уголовный кодекс, в сущности почти только кодифицировавший новеллы, принятые в последнее время. Бюджет на 1901 — 02 г. ассигновал большие суммы на расширение железнодорожной сети, а также на военные цели. Несмотря на почти не изменившееся численное отношение между партиями, центр тяжести в стортинге передвинулся влево, вследствие чего более умеренные члены кабинета вышли в отставку и были заменены крайними радикалами. Избирательное право в органах местного самоуправления было распространено на самостоятельных женщин, платящих налоги. Выборы на основе нового закона значительно усилили консерваторов на счет радикалов. В июне 1901 г. стортинг ассигновал 3380000 крон на укрепление Христиании со стороны суши — мера, явственно направленная против Швеции. Рост бюджета принудил стортинг принять в октябре 1901 г. возвышение таможенных пошлин на большое число ввозимых товаров; особенно сильно была возвышена пошлина на табак и сигары (в Н. радикалы, как и консерваторы, являются в громадном большинстве протекционистами). В апреле 1902 г. Стеен вышел в отставку по болезни и место его занял член его министерства Блер. В сентябре 1903 г. произошли новые выборы в стортинг, на этот раз неблагоприятные для радикалов: выбрано было 63 члена правой и умеренной левой, 50 радикалов и 4 социал-демократа. Блер вышел в отставку и место его занял опять Гагеруп. В 1904 г. стортинг принял новый таможенный тариф, значительно повышающий таможенные ставки как на сельскохозяйственные продукты, так и на предметы обрабатывающей промышленности. В начале 1905 г. Гагеруп вышел в отставку и был заменен Михельсеном. В мае 1905 г. через стортинг прошел новый избирательный закон, которым введены прямые выборы, установлено единоличное избрание по округам и число членов стортинга увеличено с 114 до 123. Разделение на округа, однако, произведено не с полной правильностью, в силу стремления дать по возможности каждому городу (свыше 2000 жителей) отдельного депутата; вследствие этого городки с 2000 жителей имеют депутата, а Христиания с населением свыше 200 тысяч — только 5 депутатов. В начале 1905 г. король Оскар по болезни уступил королевскую власть своему наследнику Густаву, антипатичному норвежцам. Через стортинг прошел закон о разделении шведско-норвежского министерства иностран. дел на два особых и о создании особых норвежских консульств; Густав отказался его санкционировать; министерство Михельсена ответило выходом в отставку. Регент, после неудачных попыток сформировать новый кабинет, отказался ее принять. Тогда стортинг единогласно, 7 июня 1905 г., принял постановление о расторжении унии со Швецией. Не желая, однако, доводить дело до войны, стортинг всеми голосами против 4-х социал-демократов постановил просить Оскара II разрешить одному из его младших сыновей занять место короля Н.; социал-демократы, вотировавшие против этого предложения, желали воспользоваться удобным случаем, чтобы провозгласить Н. республикой. Принятая стортингом резолюция гласила: "ввиду того, что все члены министерства отказались от своих должностей; ввиду заявления короля, что он не в состоянии составить новое правительство; ввиду того, что конституционная королевская власть этим самым перестала исполнять свои функции, — стортинг поручает членам министерства, подавшего теперь в отставку, временно облечься властью, принадлежащей королю и, под названием норвежского правительства, править страной на основании конституции норвежского королевства и действующих законов, внеся в них те изменения, которые неизбежно вызываются разрывом унии, связывавшей Норвегию со Швецией под властью одного короля, который перестал исполнять свои функции короля норвежского". Одновременно с этой резолюцией стортинг постановил составить адрес королю Оскару, где настойчиво проводилась мысль, что характер унии истолковывается Швецией неправильно. Солидарность интересов и непосредственное единение более ценны, чем политические узы; уния стала опасностью для этого единения; уничтожение унии не связано с неприязненным чувством ни по отношению к шведскому народу, ни по отношению к династии. В заключение стортинг выражал надежду, что новый выбор короля приготовит для Норвегии новую эру спокойной работы и истинно дружественных отношений к народу Швеции и ее королю, к личности которого норвежский народ неизменно сохранит чувства уважения и преданности. В прокламации стортинга к норвежскому народу была высказана надежда, что норвежский народ будет жить в мире и согласии со всеми народами, в особенности со шведским, с которым его связывают многочисленные естественные узы. Министерство составило адрес королю, в котором, упомянув о решении его не принимать их отставки, заявляло, что в силу конституции король обязан дать стране конституционное правительство. С того момента, когда король воспрещает образование ответственного кабинета, норвежская королевская власть перестает функционировать. Политика короля по вопросу о реорганизации консульского законодательства несовместима с конституционным режимом; никакое другое правительство не расположено взять на себя ответственность за эту политику, а нынешний кабинет не может принять в ней участие. Король Оскар протестовал против образа действий стортинга и не согласился на вступление одного из сыновей на норвежский трон, ссылаясь на произведенное стортингом нарушение конституции. С формальной точки зрения такое нарушение несомненно имело место, так как акт унии со Швецией является в Н. конституционным актом и в качестве такового мог быть изменен или отменен только после двухкратного принятия в двух последовательных стортингах и согласия короны. С норвежской стороны отвечали на это, что первым вступил на дорогу нарушения конституции король, отказавший в санкции принятому стортингом закону, давший отставку министерству и не смогший сформировать нового, так что вся деятельность его происходила без контрассигнации ответственного перед стортингом министерства. В ответ на это заявление король обратился с посланием к президенту норвежского стортинга, в котором доказывал,что он не перешел за пределы прав, предоставленных ему конституцией, а норвежский стортинг совершил революционный акт. В первое время после этих переговоров король явно вел дело к войне; в свою очередь и норвежское временное правительство, во главе которого стоял Михельсен, энергично готовилось к ней. Имя короля перестали поминать на богослужении в церквах; правосудие стали отправлять от имени временного правительства, которому единодушно присягнула вся армия. Все норвежцы, состоявшие на дипломатической службе Швеции и Н., вышли в отставку; только посланник в Вашингтоне, Грип, остался на своем посту. Временным правительством было организовано министерство иностранных дел, но назначить консулов оно не могло до признания его европейскими державами. 20 июня открылась сессия шведского риксдага. Президент шведского совета министров заявил, что прибегать к мерам насилия не входит в интересы Швеции, и высказался за переговоры с Н. Опасность войны была предотвращена. Норвежское временное правительство, желая найти опору в народе, обратилось к референдуму, до тех пор в Н. не практиковавшемуся. 13 августа 1905 г. состоялось всенародное голосование о разрыве унии с Швецией; референдуму предшествовала страстная агитация. Результат превзошел самые пылкие ожидания: за разрыв с Швецией подано 3 2 1197 голосов, против — всего 161 голос; приняли участие в голосовании 81 % всех лиц, имеющих право голоса. 31 авг. открылась конференция шведских и норвежских делегатов, избранных парламентами обеих стран. На конференции обе стороны пришли к соглашению, на основании которого Н. обязалась срыть укрепления, находящиеся вблизи границы. В стортинге это вызвало недовольство на крайней левой, но большинством голосов Карльстадтская конвенция была ратификована и, после ратификации ее и шведским риксдагом, вступила в силу. Вслед за этим на очередь стал вопрос о том, должна ли Н. быть монархией или республикой. В стране велась оживленная агитация; за учреждение республики стояли социал-демократы и радикалы. Вся правая, напротив, настаивала на монархической форме правления, указывая на то, что норвежская конституция является наиболее республиканской в мире и даже в качестве королевства Н. останется в действительности республикой, только с наследственным президентом, власть которого более ограничена, чем власть английского короля или французского президента республики. Республика может уединить Н. в политическом отношении, тогда как король, особенно если королем будет избран принц Карл датский, принесет с собой и союз с целым рядом держав. По-видимому, это соображение имело решающее влияние; как стортинг, так и народ на референдуме установили монархическую форму правления и избрали королем Карла, принца датского, который вступил на престол под именем Гакона VII. В ноябре 1905 г. Михельсен внес в стортинг предложение установить цивильный лист норвежского короля в 700000 крон на все время его царствования (до сих пор цивильный лист установлялся на год). Крайняя левая протестовала как против удвоения размеров цивильного листа, так и против фиксации его на долгий срок. Тем не менее обе меры были приняты большинством 100 гол. против 11. См. "La Norv ège. Ouvrage officiel publié à l'occasion de l'exposition universelle de Paris 1900"; Vaenius, "Die schwedisch-norwegische Union und ihre staatsrechtliche Grundlage" (Лпц.,1895); Alin, "Zur auswä rtigen Ministerfrage in Schweden-Norwegen, von einem Mitgliede des schwedischen Reichstags" (Лпц., 1895); Ed é n, "Die schwedisch-norwegische Union und der Kieler-Friede mit einer Vorbemerkung von Arnheim" (Лпц., 1895); Nielsen, "Der Vertrag von Moss vom 14 Aug. 1814 und die schwedisch-norwegische Union" (Киль и Лпц., 1895); Bj ö rlin, "Der Krieg in Norwegen 1814" (Штутг., 1895). Защиту Швеции в шведско-норвежском споре представляет адрес шведского риксдага королю, официально напечатанный на шведском, французском и немецком языках ("Zur Schwedisch-Norwegischen Unionsfrage", Стоктольм, 1905). Из многочисленных произведений в защиту Н. выдается книга Нансена: "Norwegen und die Union mit Schweden" (Лпц., 1905).

В. В — в.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:01 MSK