[ начало ] [ О ]

Оброчная подать

— Налог, существовавший под этим названием, возник в 1723 году в качестве добавочного подушного сбора с однодворцев и имел целью уравнять платежи последних с платежами дворцовых и вотчинных крестьян, плативших, кроме подушной подати, еще оброк своим владельцам. Определенный в размере четырех гривен с души, независимо от количества и качества земельных угодий, сбор этот, предназначавшийся на содержание гусарских полков, был увеличен в 1746 г. до рубля с души, а в 1761 г. — до 2 рублей. После секуляризации монастырских имений в 1762 г., значительно увеличившей число "сельских обывателей, положенных в перепись и не платящих во дворец или вотчинникам", О. сбор был распространен на всю эту группу и составил видную статью бюджета. Указом 18 декабря 1798 г. повелено было установить разные размеры оклада налога, "сообразно с свойством земли, изобилием в ней и способами для обитателей к работам и с промыслами", для чего все губернии империи были разделены на 4 класса. Государственные крестьяне губерний I класса должны были платить 5 руб. с души, II-го — 4 руб. 50 коп., III-го — 4 руб., IV-го — 3 руб. 50 коп. В 1810 и 1812 гг. налог был возвышен и, под названием О. подати, стал взиматься в размере 10 руб. с души в губерниях I-го класса, 9 руб. — II-го, 8 руб. — III-го, 7 руб. 50 коп. — IV-гo. В 1839 г. оклады налога были переложены с ассигнационных руб. на серебряные и составили 2 руб. 86 коп. в губерниях I класса, 2 руб. 56 коп. — в губерниях II класса, 2 руб. 29 коп. — III класса и 2 руб. 12 коп. — IV класса, с души. Неравномерность окладов бросалась в глаза, вследствие чего при самом учреждении министерства государственных имуществ повелено было "привести существующие или вновь учреждаемые налоги на государственных крестьян в соразмерность с получаемыми ими выгодами с земель и промыслов". Для исполнения этой задачи графом Киселевым были предприняты обширные работы, известные под названием люстрации (см.) в западных губерниях, регулирования (см.) в прибалтийских и кадастра в великороссийских. Учрежденная для выработки правил кадастра специальная комиссия при министерстве, встретившись с фактом существования общинного землевладения у государственных крестьян и обычного переложения ими податей, исчисляемых по числу ревизских душ, на землю, пыталась создать так называемый народный кадастр, путем измерения и оценки одного или нескольких земельных паев в каждой общине и исчисления общей доходности принадлежащих общине земель путем простого перемножения доходности пая на число паев. Эта попытка не удалась, тем более, что местные оценочные комиссии должны были руководствоваться в своих действиях заранее составленными в министерстве 1) нормальной классификацией почв и таблицами урожайности их, 2) табелью средних цен на хлеб по волостям и 3) таблицами для исчисления количества рабочих дней, потребных для обработки десятины земли "тяжелой, средней и легкой". Столь же неудачной оказалась попытка установления размера О. подати путем определения нормального вотчинного дохода казны, разумея под последним ту часть чистого дохода с земель, которая обуславливается исключительно природными свойствами почвы и принадлежит казне, как землевладельцу. Вместо определения этой ренты, на практике пришлось установить определенный процент чистого дохода с земель, ввести особые сборы за выгоды, получаемые от мирских О. статей, лесов и проч., и обложить так называемым билетным сбором крестьянские промыслы. Новые правила были применены лишь в двух губерниях (Петербургской и Воронежской), в 1842 г.; сложность дела и трудность обложения билетным сбором крестьянских промыслов побудили правительство отменить последний и вновь пересмотреть правила оценок. В период времени с 1842 по 1851 гг. правила эти пересматривались 6 раз. Сущность их заключалась в следующем. Оценке подлежали все предоставленные в пользование казенных крестьян земли, О. статьи, леса и промыслы. Для оценки земель определялась: 1) их площадь, путем непосредственного измерения, 2) местные различия почв, путем осмотра их и расспроса местных хозяев, 3) главные виды возделываемых растений и 4) урожайность их, путем пробных зажинов и умолотов на землях государственных крестьян и расспросов местных помещиков. Затем составлялась таблица средней урожайности каждого из возделываемых растений, сена и соломы с десятины, в исследуемом районе. На основании таких частных таблиц составлялась сводная таблица урожайности губернии, и определялся ее валовой доход в продуктах, за исключением семян. Денежный валовой доход определялся из средних цен господствующего хлеба (ржи или пшеницы) и отношения между ценностью его и ценностью прочих хлебов. Чистый доход определялся исключением из валового дохода издержек производства, по количеству и стоимости рабочих дней, потребных на обработку в течение лета, и стоимости содержания рабочего скота в течение целого года. Чистый доход других угодий, кроме пахотных и сенокосных, определялся путем установления коэффициентов по отношению к последним; чистый доход с лесов — по размеру ежегодного отпуска лесных материалов и их ценности. Для оценки промыслов приводилось в известность по каждому селению число промышленников разного рода и составлялось подробное описание каждого промысла, с показанием валовой выручки и затрат, и по разности определялся чистый доход каждого промысла. Перевод О. подати с душ на землю и промыслы совершался следующим образом. Для каждой губернии вычислялся так называемый губернский контингент, т. е. сумма О. подати, определенная по числу ревизских душ каждой губернии и по душевому окладу того класса, к которому она была отнесена. Этот контингент распределялся пропорционально сумме чистого дохода, исчисленного для каждой губернии, т. е. отношение суммы губернского контингента к сумме чистого дохода губернии определяло величину оклада (в %), который принимался для обложения каждого селения губернии. С дохода от мирских оброчных статей отчислялось в налог лишь столько %, сколько приходилось на одну О. подать [Переложению с душ на доходы подлежали при графе Киселеве все подати и повинности государственных крестьян, за исключением подушной подати и мирских сборов.], и эта сумма шла на вознаграждение работ по переложению налогов. Раскладка О. подати внутри селения была предоставлена самим крестьянам. На основании изложенных правил до 1856 г. сделано было переложение налогов в 19 губерниях (Петербургской, Воронежской, Пензенской, Тамбовской, Тульской, Рязанской, Курской, Орловской, Псковской, Московской, Екатеринославской, Смоленской, Харьковской, Саратовской, Новгородской, Тверской, Калужской, Нижегородской и Владимирской), с населением в 3843285 ревизских душ государственных крестьян и с 15984378 десятинами казенной земли; в 6 губерниях (Херсонской, Таврической, Ярославской, Костромской, Казанской и Самарской), с 1179440 душ казенных крестьян и 8726228 десятинами земли; были произведены лишь оценки, а переложения налога сделано не было, и наконец в остальных 11 губерниях, с населением в 2328515 ревизских душ и 11895425 десятин земли, не было сделано ничего для изменения системы взимания О. подати. В самом способе переложения О. подати с душ на доходы от земли и промыслов путем вычисления губернских контингентов, и притом для одних губерний по числу душ 8-й, а для других — 9-й ревизии, находился дефект, выразившийся в неравномерности окладов в разных губерниях. Так, размер О. подати в некоторых местностях Пензенской губернии доходил до 23 руб. 90 коп. с десятины, а в некоторых местностях соседней Тамбовской губернии падал до 27 коп. с десятины. Неравномерность налога возросла еще более, когда в 1859 г. для исчисления губернского контингента были взяты цифры населения, исчисленные по 10-й ревизии, и губернии империи были разделены на 7 классов по размеру душевого оклада О. подати. Оклад этот был установлен в размере 3 руб. с ревизской души в губерниях 1-го класса, 2 руб. 86 коп. — 2-го, 2 руб. 71 коп. — 3-го, 2 руб. 58 коп. — 4-го, 2 руб. 41 коп. — 5-го, 2 руб. 29 коп. — 6-го, 2 руб. 15 коп. — 7-го. По официальному свидетельству, оклады О. подати, исчисленные на этих основаниях, решительно не соответствовали относительному благосостоянию губерний. Впрочем, новый министр государственных имуществ, М. Н. Муравьев, уже не заботился об этом соответствии и стремился лишь к увеличению дохода казны и упрощению порядка переложения О. подати с душ на землю и промыслы. Изданные им в 1859 г. новые правила оценок представляют собою шаг назад, возвращение к правилам 1842 г. Согласно инструкции 1859 г., работы по оценке земель состояли: 1) в распределении земель по правам владения, 2) в приведении в известность их пространства, 3) в разделении по угодьям и по относительному достоинству, 4) в определении доходности, 5) в исчислении О. подати и других податей и повинностей, падавших на государственных крестьян, и 6) в предъявлении каждому селению произведенной оценки дохода. Пашня была разделена на 5 классов, с подразделением на три степени; урожайность земель 1-го класса была определена в 64 четверика ржи, каждого следующего класса — на 4 четверика меньше. Для других растений принималось постоянное среднее отношение урожайности и ценности их ко ржи; доходы от сенокосов оценивались по качеству сена (4 сорта) и величине укосов (14 классов); доходы от садов и ценных растений оценивались по особой классификации, с 4 разрядами урожаев, выраженных в пудах ржи. Вместо оценки промыслов принято было, что крестьянские усадьбы в черноземных губерниях приносят доход, равный доходу от лучшего ржаного поля, а в промышленных селениях — больше последнего от 10 до 20 раз, причем указанием степени развития промыслов служило число излишних для земледелия работников в селениях и т. д. Общая сумма дохода, исчисленная в пудах ржи, переводилась на деньги по нормальной цене, установленной для каждой местности или на основании прежних оценок, или по 12-летней сложности. Из выведенного валового дохода пашни исключалось от 25 до 40% на издержки производства, и затем от одной четверти до одной трети общего оценочного дохода обращалось в доход казны, в качестве О. подати. В заключение последняя сличалась с местными наемными ценами на землю, причем, если она оказывалась выше последней или близка к ней, то допускалось понижение ее до 3/4 наемной платы; если же О. подать оказывалась более чем на 25% ниже арендной платы, то она повышалась не более как на 10% и не должна была превышать 3/4 арендной платы. Оценочные работы по правилам инструкции 1859 г. были произведены в 14 губерниях: Воронежской, Казанской, Калужской, Московской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Самарской, С.-Петербургской, Саратовской, Симбирской, Тамбовской, Тульской и Ярославской. Оброчная подать, исчисленная по правилам 1859 г., была введена только в 9 из них, и притом исчислялась со значительными отступлениями от изложенных правил, ввиду циркулярного предложения министерства производителям работ, чтобы они придерживались лишь общих начал инструкции. Из предшествующего изложения видно, что задача, поставленная графом Киселевым — привести в соответствие налогоспособность государственных крестьян с доходами их от земледелия и промыслов — была совсем забыта его преемником. Результатом применения кадастровых правил Муравьева было лишь значительное повышение О. подати. Это увеличение было достигнуто не только прямым отчислением значительной части доходов с крестьянских земель в оброчную плату (25 — 33 1/2 %, вместо прежних 12% чистого дохода), но и самый размер подати был увеличен, как при разделении губерний на 7 разрядов, так и указом 31 декабря 1861 г. (в размере 5-10%) и 24 декабря 1862 г., в виде добавочного подесятинного сбора. Указанные оценочные работы служили исходными пунктами для определения платежей государственных крестьян в великороссийских губерниях при поземельном устройстве их на основании закона 24 ноября 1866 г. (см. Крестьяне). 36 губерний, в которых проживали эти крестьяне, были разделены, по выдаче им владенных записей (см.) и определению размера оброчной подати, на три очереди. В первую очередь, с двухлетним сроком для производства землеустроительных работ, были отнесены 14 губерний, дачи которых были уже окончательно обмежеваны, причем в 9 из них размер О. подати был определен на основании оценок, произведенных до издания указа 24 ноября 1866 г., а в 5 размер О. подати был несколько увеличен, сообразно увеличению ее в первых 9 губерниях, вследствие оценки. Во вторую очередь, с 4— и 6-летним сроком окончания землеустроительных работ, были отнесены 13 губерний, оценки в которых были произведены в 40-х и 50-х гг. и требовали нового пересмотра. Определение размера О. подати в этих губерниях было сделано на основании особой инструкции, изданной в 1868 г. К 3-ей очереди были отнесены остальные (северные и северо-восточные) губернии, с шестилетним сроком окончания работ и с некоторыми особенностями, обусловленными существованием в них подсечного хозяйства. Инструкция для определения размера О. подати в этих губерниях была издана в 1869 г. Для губерний Черниговской и Полтавской срока для составления владенных записей установлено не было: они должны были выдаваться по мере производившегося здесь генерального межевания. Особая инструкция для исчисления размера О. подати в этих губерниях была издана лишь в 1872 г. По закону 24 ноября 1866 г. О. подать должна была оставаться неизменной в течение 20 лет; но вместо новой переоценки, срок которой наступал в 1886 г., О. подать государственных крестьян была с 1 января 1887 г. увеличена в размере сложенной с них подушной подати (с некоторыми ограничениями) и обращена в выкупные платежи (см. Выкупная операция), на основании законов 28 мая 1885 и 12 июня 1886 гг.

И. Н. М.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:02 MSK