[ начало ] [ О ]

Октоих

(от греч. слов όκτω восемь и ήχος — голос, "осьмигласник") — богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и литургии для шести будничных дней недели, а для воскресных дней, кроме того — малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги) или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной седмицы. Пение О. в будни начинается после воскресенья (недели) всех святых и оканчивается перед субботой недели мясопустной; в воскресенья же начинается с воскресенья, следующего за неделей Всех Святых, и продолжается до пятой недели великого поста включительно. Пение всех восьми гласов последовательно в продолжение восьми седмиц называется в церковном уставе "столпом"; всех столпов в продолжение года поется шесть. Не употребляется О. при богослужении: по будням, начиная с субботы мясопустной, а по воскресеньям — с недели Ваий до недели Всех Святых; кроме того, — в двунадесятые праздники Господни, в двунадесятые Богородичны и в предпразднества всех двунадесятых праздников, случающихся в будни.

Н. Б-в.

Октоих нотный — церковно-богослужебная нотная книга, в которой песнопения построены на восьми гласах (см.). О. назывался в старину Октаем, Охтаем, Охтаиком или просто Осьмигласником. Напечатана в Москве, по указу св. синода, в период времени от 1870 до 1872 г. По числу восьми гласов, весь О. разделяется на восемь частей. Первую часть О. составляют мелодии для песнопений первого гласа, вторую — мелодии для песнопений второго гласа и т. д. Заглавие печатного нотного О.: "О. или Осьмигласник знаменного распева, содержащий в себе восследование воскресные службы с Богородичны всея седмицы". Прибавлением к восьми частям служат в О. "Воскресные утренние стихиры" или так называемые "Стихиры Евангельские". Все мелодии песнопений написаны знаменным и киевскими распевами. Преподобный Иоанн Дамаскин первый изложил древнее осмогласие восточной церкви в строгой музыкальной системе. Музыкальные знаки О. Дамаскина были крюковые: они писались над текстом св. писаний и употреблялись восточной церковью. В О. содержатся труды церковных песнопевцев, живших прежде и после Дамаскина.

Н. С.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:02 MSK