[ начало ] | [ О ] |
Орган
(organum — лат., organo — итал., Orgel — нем., orgue — франц., organ — англ.)
— большой музыкальный духовой хроматический клавишный инструмент с мехами,
трубами, трубками (металлическими, деревянными, без язычков и с язычками)
различных тембров. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств О.
занимает первое место между всеми инструментами и считается царем инструментов.
Вследствие своей выразительности, он давно сделался достоянием церкви. Зародыш
О. можно видеть в флейте Пана (Syrinx), a также в волынке (Sackpfeife).
Евреи применяли при богослужениях
род О. — магрефа; у греков было тоже нечто в роде О. (Hydraulikon). У римлян был
комнатный О. (Hydraulis). Изображение этого инструмента имеется на одной монете
или жетоне времен Нерона. О. больших размеров появились в IV
ст., более или менее
усовершенствованные О. — в VII и VIII ст. Папа Виталиан (VII ст.) ввел О. в
католическую церковь. В VIII стол. Византия славилась своими О. Искусство
строить О. развилось и в Италии, откуда в IX ст. они выписывались во Францию.
Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное
распространение О. начинает получать в XIV ст. В 1470 г. немец Бернгардт в
Венеции ввел в О. педаль, т. е. клавиатуру для ног. Старинные О., в сравнении с
современными, были грубой работы; ручная клавиатура, напр., состояла из клавиш
шириной от 5 до 7 дм. Расстояние между клавишами было в полдюйма. Ударяли по
клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XVI и XVII ст. уменьшены клавиши
и увеличено число трубок. В настоящее время наиболее знаменитым строителем О.
считается Вилькер в Лудвигсбурге. Об О. писали: Bedos de Celles; "L'art du
facteur, d'orgues" (1766—78); Antony, "Geschichtliche Darstellung der Entstehung
und vervolkommnung der О." (Мюнстер, 1832); Hopkins, "The organ; its history a n d
construction" (Л., 1855); Seidel, "Die O. und ihr Bau" (4 изд., Лпц., 1887);
Wangemann, "Die O. ihre Geschichte und ihr Bau" (3 изд., ib., 1887); T ö pfer,
"Lehrbuch der Orgel baukunst" (Вена, 3 изд. 1888); Frenzel, "Die O. und ihre
Meister" (Дрезд., 1894). Усовершенствованные О. достигли огромного числа труб и
трубок; напр. О. в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тыс. труб и трубок. В О.
бывают открытые с обеих сторон трубы и трубки следующих величин: в 1 фт.
(Piccolo) — ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фт. — ноты звучат
двумя октавами выше писанных, в 4 фт. — ноты звучат октавой выше писанных, в 8
фт. — ноты звучат, как пишутся, в 16 фт. — ноты звучат октавой ниже писанных, в
32 фт. — ноты звучат двумя октавами ниже писанных. Если эти открытые трубы
закрыть с одной стороны, то их звуки понизятся на октаву. Не все О. имеют трубы
больших размеров. По величине самых больших труб в О. он получает свое название,
напр. — в 4 фт.; или в 8 фт., или в 16 фт. Клавиатур в О. бывает от 2 до 5;
называются они мануалами.
Хотя каждая клавиатура О. имеет объем в 4 1/2 октавы, но, благодаря трубам,
звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, объем большого
О. имеет 9 1/2 октав. Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы
отдельный инструмент и называется голосом (Stimme, Jeu). Каждая из выдвигаемых
или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам
инструмента) приводит в действие соответствующий ей ряд трубок. Каждая кнопка
или регистр имеет свое название и соответствующую надпись, с обозначением длины
труб этого регистра. Название регистра и величина труб обозначаются на нотах над
тем местом, где известный регистр должен быть применен. Регистров в О. от 5 до
100 и более. Все регистры распадаются на две
категории: 1) регистры с трубами
без язычков (Jeux de fond, Labialpfeifen). К этой категории принадлежат регистры
открытых флейт, регистры закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (jeux de
mutation или mixture), в которых каждая нота имеет несколько (более
слабых) гармонических призвуков. 2) Регистры, у которых трубы с язычками (Jeux
d'anche, Rohr-oder Schnarrwerke). Соединение регистров обеих категорий вместе с
микстурой называется plain jeu. Клавиатуры или мануалы расположены в О.
террасой, одна над другой.
Кроме них существует еще клавиатура педалей (от 5 до 30 клавиш), преимущественно
для низких звуков. Партия для рук пишется на двух системах, в ключах
, как для
фортепиано. Партию педалей пишут чаще отдельно на одной системе, в ключе
. На клавиатуре
педалей, называемой просто "педаль", играют обеими ногами, пользуясь попеременно
каблуком и носком. О. без педали называется positiv, маленький переносный O. —
portativ. В наиболее употребительных церковных и концертных О. три клавиатуры
для рук (мануалы) и одна для ног. Нижний мануал — самый близкий к играющему —
называется первым мануалом (Grand-orgue), следующий за ним выше — вторым
мануалом (positif, expressif), верхний мануал — третьим (r é cit,
expressif). Облегчениями для играющих и средством для усиления или ослабления
звучности служат: a) Coppula — механизм, с помощью которого связываются две
клавиатуры, причем выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Coppula
дает возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми регистрами
другого, b) 4 подножки над клавиатурой педалей (P é dale
de combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную определенную
комбинацию регистров. с) Bo î te
d'expression — прибор, состоящий из дверец, закрывающих и открывающих все
помещение с трубами разных регистров, вследствие чего происходит crescendo и
decrescendo. Дверцы приводятся в движение подножкой (Schwelltritt). Так как
регистры в разных О. разных стран не одинаковы, то в органной партии они не
обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии
только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб.
Остальные подробности предоставляются исполнителю. О. соединяется с оркестром и
пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере, преимущественно как
аккомпанемент молитвы.
Н. Соловьев.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:03 MSK |