[ начало ] | [ О ] |
Осадное положение
(Belagerungszustand, état de siè ge) — исключительное положение, в котором объявляется какая-либо местность, в видах охранения общественного порядка. Оно заключается в том, что административная (отчасти и судебная) власть переходит к военному начальству, облеченному чрезвычайными полномочиями. Первоначально рассчитанное на время действительной осады какого-либо города, оно затем было распространено и на другие исключительные обстоятельства даже мирного времени. Впервые к этому прибегнул французский закон 8 июля 1791 г., затем точнее порядок объявления местности в О. положении определен был Наполеоном I; Карл Х объявил 28 июля 1830 г. Париж в О. положении. Такая же мера принималась во Франции в 1848 г., после июньских дней, и в 1871 г., после победы над коммуной, а в Германии — в эпоху революционных движений 1848—1849 гг., особенно после баденского восстания. Во время войны 1 870—1871 гг. некоторые местности Германии также объявлены были в О. положении; в 1878 г. австрийское правительство прибегло к этой мере в Боснии. В настоящее время порядок объявления О. положения во Франции регулируется законом 3 апр. 1878 г. Согласно этому закону, О. положение может быть объявлено не иначе, как в случае непосредственно угрожающей опасности, возникающей вследствие внешней войны или вооруженного восстания. Право объявления О. положения принадлежит законодательным палатам. Если палаты не заседают вследствие простой отсрочки или перерыва между двумя сессиями, то президент республики, согласно с заключением государственного совета, может объявить О. положение, но палаты могут, в таком случае в двухдневный срок собраться "по праву" (de plein dro i t, т. е. без созыва). В случае распущения палаты депутатов и до полного окончания новых выборов, осадное положение вообще не может быть объявлено президентом республики; изъятие из этого правила допускается лишь в случае внешней войны, да и то единственно в тех местностях, которым угрожает неприятельское вторжение; кроме того, закон требует в этом случае немедленного производства выборов и созвания палат в возможно краткий срок. И в тех случаях, когда О. положение объявлено президентом республики, окончательное решение вопроса остается за палатами, которые, собравшись, прежде всего, не ожидая инициативы со стороны правительства, постановляют либо о сохранении этой меры, либо об отмене ее. Закон, которым объявляется О. положение, обязательно должен содержать в себе точное указание местностей, на которые О. положение распространяется, и срока, на какой оно вводится. В Германии имперская конституция предоставляет императору любую местность империи (за исключением Баварии), в которой общественное спокойствие находится в опасности, объявить в военном положении (Kriegszustand). Так как общеимперского закона по этому предмету еще не издано, руководящее значение принадлежит прусскому закону 4 июня 1851 г. Согласно последнему, введение О. положения поставлено в зависимость от предварительного объявления местности в военном положении и предоставлено: во время внешней войны — комендантам крепостей и главнокомандующим, а во время возмущения — министерству, временно же, до получения распоряжения министерства — высшей местной военной власти. Для Эльзас-Лотарингии издан 30 мая 1893 г. закон, по которому главнокомандующему войсками, на случай внешней войны или непосредственно угрожающего нападения, предоставлено право взять в свои руки все функции исполнительной власти, до получения императорского указа об объявлении военного положения. Объявление местности в О. положении совершается в Германии путем провозглашения об этом на площадях при барабанном бое, сообщения общинным властям, прибития в общественных местах афиш и опубликования в газетах. Последствия объявления местности в О. положении во Франции поныне определяются законом 1849 г., оказавшим сильное влияние на прусский закон 1851 г. К последствиям этим принадлежат: 1) переход обычных функций гражданской исполнительной власти в руки военного начальства; 2) приостановка действия конституционных гарантий неприкосновенности жилища, личной свободы, свободы печати и собраний и др. прав; 3) передача ряда преступлений, касающихся нарушений общественного порядка, в ведение военных судов, действующим по законам военного времени. Особенность германского законодательства заключается в составе военных судов: они образуются из трех офицеров и двух гражданских судей, из которых один председательствует. В Германии смертный приговор, произнесенный военным судом в местности, объявленной в О. положении в мирное время, подлежит конфирмации главнокомандующего войсками в провинции. Французская практика свидетельствует, что военные власти широко пользуются чрезвычайными полномочиями, предоставляемыми им О. положением; восстановлялись иногда даже учреждения (предварительная цензура), отмененные основными законами. Малым О. положением назывались в Германии исключительные законы против социал-демократии (см.), действовавшие с конца 1878 г. по сентябрь 1890 г. Англия не знает столь исключительного закона, как осадное положение; применяемая там в исключительных обстоятельствах мера сводится к приостановке Habeas Corpus Act, существенно отличающейся от О. положения (см.). Русское законодательство различает военное положение (см.) и состояние охраны (см.); усиленной или чрезвычайной. Существенное различие между ними заключается в том, что при состоянии охраны чрезвычайными полномочиями облекаются гражданские власти, которые могут, если находят это нужным, передавать отдельные уголовные дела в ведение военных судов, тогда как с объявлением местности в военном положении функции административной власти переходят к военному начальству, и военному суду, по законам военного времени, подлежат все дела о преступлениях, перечисленных в Высочайшем указе об объявлении местности в военном положении.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:03 MSK |