[ начало ] | [ О ] |
Оскорбление святыни
— как самостоятельное религиозное преступление явилось впервые в нашем уголовном праве с изданием Уложения 1845 г.; по Своду Законов О. святыни — т. е. случаи поругания предметов священных (св. иконы, мощи, св. таинства) или освященных через употребление в богослужении (возженная перед иконой свеча) — не отличалось от богохуления (см.). Строго отделить эти два родственные понятия не удалось и действующему Уложению, где, напр., в ст. 176, посвященной богохулению, предусматривается надругательство над св. иконами и св. крестом, т. е. то самое деяние, которое в 210 ст. Улож. именуется О. святыни. О. святыни карается лишь в том случае, если оно совершено в церкви. В 1-й части 210 ст. Уложение говорит о надругательстве на словах по отношению к предметам священным и освященным (каторга от 12—15 лет), во 2-й предусматривает надругательство действием только в отношении священных предметов (бессрочная каторга). Объектом преступления может быть лишь христианская святыня (Свод Законов охранял от посягательства исключительно предметы, чтимые православной церковью). Для О. святыни Уложение не допускает тех особых смягчающих обстоятельств, о которых говорят другие статьи того же раздела. О. святыни является также условием, квалифицирующим святотатство (см.). В ст. 213 Уложения особо выделены случаи оказания неуважения к святыне Господней непристойными словами или действием, не переходящими, однако, в поругание оной (тюрьма от 4 месяцев до 2 лет или арест). Такого рода деяния напоминают собой кощунство (см.), но ст. 213 требует, чтобы неуважение к святыне оказано было в церкви и притом во время богослужения. Неуважение к вере христианской, по Уложению (217), может также выразиться в истреблении или повреждении поставленных в публичных местах предметов религиозного чествования (тюрьма от 4 до 8 месяцев или арест от 3 недель до 3 месяцев). По проекту нового уголовного уложения наиболее тяжким видом О. религиозного чувства является богохуление и О. святыни, менее тяжким — оказание неуважения к вере или кощунство. Различие между тем и другим лежит с одной стороны в религиозном значении того, что подверглось осмеянию или поруганию, с другой стороны — в самом свойстве и степени проявляемого виновным неуважения к церкви. К О. святыни проект относит; 1) поношение веры православной или иной христианской, ее догматов, Пресвятой Богородицы или святых угодников, чтимых православной или иной христианской церковью, и 2) поругание действием или поношение святого креста, святых мощей, святых икон или иных предметов, почитаемых православной или иной христианской церковью священными. По степени наказуемости различаются 3 случая: а) О. святыни в церкви или ином христианском доме, публично или непублично, но действием (каторга), b) О. публичное или на письме (относя сюда все механические способы воспроизведения мысли) или в изображении (поселение), и с) О. при свидетелях (заточение на срок не ниже 3 лет), причем в последнем случае для законного состава преступления требуется наличность намерения оскорбить верование. Неразумение, невежество, состояние опьянения считаются обстоятельствами, понижающими кару (тюрьма). В отличие от действующих уголовных законов, проект считает необходимым предоставить юридическую защиту также и нехристианским вероисповеданиям, признанным в России (331), но О. святыни иноверцев облагается значительно менее тяжким наказанием (заточение на срок не свыше 1 года, а если деяние учинено по неразумию, невежеству или в состоянии опьянения, то арест на срок не свыше 1 месяца или денежный штраф не свыше 100 р.). О. иноверной святыни является преступным, лишь если оно совершено в молитвенном доме, публично или непублично, но действием. К О. святыни примыкает, по действ. уложению (ст. 211 — 212, 214—215), О. священнослужителя во время богослужения в церкви или вне оной, а также посягательство, при таких же условиях, на его жизнь или телесную неприкосновенность. По буквальному смыслу закона, виновный в О. священнослужителя на словах (214 ст.) или в нанесении ему побоев и других насильственных действий (211 ст.) подвергается уголовному преследованию по указанным статьям лишь в том случае, если виновным прервано или остановлено богослужение; но сенат (реш. 1869 г., № 101) нашел, что признак этот несущественный и что 214 ст должна быть применяема и к случаям О., не сопровождавшегося остановкой богослужения. В 216 ст. Уложения предусматривается О. словом или действием священнослужителя православной церкви иноверцем, с намерением оказать неуважение к православной церкви (тюрьма от 4—8 месяцев, а во второй раз — от 8 месяцев до 1 года 4 месяцев). Проект нового уголовного уложения, возвращаясь к системе свода, переносит посягательства на личность священнослужителей в группу личных посягательств, если только с учиненном виновным действии не заключается вместе с тем богохуления или О. святыни. В последних случаях виновный должен подлежать ответственности за тягчайшее из совершенных им деяний. О. святыни признается преступным во всех иностранных кодексах, как деяние, затрагивающее религиозное чувство верующих и посягающее на обществ. спокойствие. При этом защитой уголовного закона в Западной Европе пользуются все существующие или признанные в государстве вероучения. Ответственность значительно ниже той, какая устанавливается русскими законами. По французскому кодексу, О. святыни или священнослужителя является обстоятельством, квалифицирующим основное религиозное преступление — посягательство на свободное отправление культа (наказание — пеня от 16 до 500 фр. и заключение от 15 дней до 6 месяцев). Необходимым условием ответственности является намерение виновного оскорбить или выразить презрение к религии. По германскому уложению, преступное повреждение или разрушение предметов, почитаемых существующими в государстве вероисповеданиями и употребляемых при богослужении, карается как особый вид имущественного повреждения, тюремным до 3 лет заключением или пеней до 1500 марок, с факультативным лишением почетных гражданских прав.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:03 MSK |