[ начало ] [ П ]

Палуба

(см. Корабль) на судах соответствует этажу в домах, при чем на судах П. (или точнее палубной настилкой) называется также настилка, положенная на бимсы и образующая пол в различных П. (этажах) корабля. На деревянных судах палубная настилка делается большей частью из сосновых (реже дубовых и тиковых) досок, толщиной от 1 " (на мелких яхтах) до 10" (под орудиями на военных судах), обыкновенно же 3" — 6" и шириной большей частью 6", расположенных вдоль корабля, параллельно диаметральной плоскости, кроме тех мест, где настилка должна прерываться у бортов, люков и т. п.; в этих местах ставятся более толстые доски, облегающие люки, идущие вдоль борта и т. д. Они наз. ватервейсами и делаются большей частью из дуба или тика. Под тяжелыми предметами на П. — как-то орудиями, кнехтами, битеньгами и т. п., на месте прохода якорной цепи и т. д. П. также делается толще и материалом для нее берется дуб или тик. Так как П. представляет собой одно из продольных креплений судна, то палубные доски делаются из лесного материала 1-го сорта, без сучков или пороков. Стыки палубных досок соединяются на железных планках, причем расположение стыков устраивают такое, чтобы крепость П. была бы по возможности однообразна во всех сечениях; для этого стыки разносят, т. е. располагают так, чтобы у двух смежных рядов досок, а также и на одном и том же поперечном сечении стыки находились бы по возможности дальше друг от друга. Недостаток прочности П. относительно продольных натяжений пополняется железными полосами (связными поясьями), прокладываемыми между палубной настилкой и бимсами. Для водонепроницаемости П. конопатится, а стыки и пазы заливаются rapпиyсом. На железных (стальных и вообще металлических) судах П. бывает различного устройства: 1) на бимсах железные связные поясья и деревянная настилка; в этом случае к последней применяются те же требования относительно толщины и доброкачественности, что и у деревянных судов; 2) делается железная настилка, покрытая сверху деревянной, которая в этом случае может быть тоньше и условия доброкачественности ее могут быть не так строги; 3) имеется одна лишь железная настилка. Железная палубная настилка состоит из листов, толщ. от 1/4" до 5/8", шириной 3' — 4', расположенных по тому же порядку, как и деревянная: вдоль судна, параллельно диаметральной плоскости, с разнесенными стыками. Пазы и стыки соединяются на планках, причем планки располагаются сверху, если имеется деревянная настилка, или снизу, если ее нет. Листы палубной настилки, прилегающей к борту, образуют особый пояс, обхватывающий кругом всю П. и называющейся палубным стрингером. Он делается толще остальной части П. и служит одной из главнейших продольных связей на корабле, почему имеется даже и при не сплошной палубной настилке железных судов. Для удобства ходьбы по железной П., листы ее часто делаются рифлеными сверху (главным образом на коммерческих судах). Часто также для этого же на железную П. накладывают линолеум, который на военных судах начинает вытеснять деревянную настилку сверх железа. На военных судах, для защиты жизненных частей (см. Корабль), П. делается во многих местах броневой. Подобная П. бывает двух родов: 1) прикрывающая сверху часть корабля, окаймленную бортовой броней; в этом случае обыкновенная палубная настилка покрывается еще одним или несколькими слоями железных листов, так что общая толщина достигает 1" — 1,5"; 2) когда бронев. П. назначается также для вертикальной защиты, в этом случае ее делают со значительной выпуклостью по середине [Небольшую выпуклость имеет всякая П., для стока попадающей на нее воды.]; стрелка выпуклости подобной П., называемой карапасной, доходит до 7' у мидель-шпангоута. Толщина подобной П. доходит до 4"; причем наиболее толстый слой приходится на боковых частях (скатах) ее. Материалом для подобной П. служит или обыкновенное судостроительное железо (или сталь), или же специально приготовленная твердая сталь (сталеникелевые листы и т. п.). См. Корабль, Судостроение, Судостроительные работы.

Р. Л—н.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:05 MSK