[ начало ] | [ П ] |
Повозки военные*
— придаются полевым войскам для перевозки боевых припасов, запасных вещей и инструментов, необходимых для содержания в исправности материальной части на походе и в бою, провианта, фуража, канцелярских дел, денежной казны, больных, раненых. В главных чертах, они состоят из хода, на котором устанавливается кузов или короб повозки; ход образуется из основной рамы, составленной из нескольких продольных грядок, связанных между собою поперечными подушками; к последним прикрепляются оси с колесами. П. для перевозки предметов первой необходимости следуют вместе с войсками, составляя обоз 1-го разряда; сюда относятся: 1) зарядные ящики (см. Ящики зарядные), одноконные снарядные и парные патронные двуколки (боевые припасы), 2) инструментальная П. (походная кузница, инструменты в подковы), 3) аптечная двуколка; 4) лазаретная линейка и 5) офицерская двуколка.
ПОВОЗКИ ВОЕННЫЕ
Одноконная снарядная двуколка (черт. 1) назначена для перевозки снарядов с зарядами и состоит из хода, кузова с оглоблями и рессорной системы. Ход составляют стальная, круглого сучения ось (1) и два колеса (2) с цельным, гнутым дубовым ободом, 14-ю дубовыми спицами и ступицей (3) из целого кряжа. Рессорная система состоит из двух каучуковых бочкообразных буферов (4) — (рессор), на которые опирается кузов средним (5) брусом своей рамы [буковые штыри (6) входят в верхние углубления буферов] и которые поставлены на шарнирную раму, составленную из двух продольных (7) и двух поперечных (8) рычагов. Каждый рычаг состоит из двух щек листового железа и дубовой прокладки (9) между ними, скрепляющихся между собою заклепками; на концах рычагов имеются проушины для шарнирных болтов. Посередине поперечных рычагов имеется вертикальный железный штырь (10), на который при посредстве тарели с головкой (11) опирается буфер (4). Соответственные концы продольных и поперечных рычагов сочленяются посредством двух сережек (12) и шарнирных болтов; передние концы продольных рычагов и обращенные к середине поперечных рычагов шарнирно сочленяются с подвесками (13). Шарнирная рама подвешена к оси помощью двух скоб 14 (стремянок), надетых на ось. Кузов состоит из железной рамы и короба. Рама склепана из двух продольных и двух поперечных угольников (15) и передней связной полосы (16); к раме же принадлежит средний, поперечный брус (5), к которому прикреплена подвеска (13), для сочленения с концами поперечных рычагов. Короб представляет собою четырехугольный ящик, крышка, дно и боковые стенки которого сделаны из сосновых досок; передние и задние вертикальные углы и крышка короба обиты листовым железом, на крышке укреплены поручни (18). Внутри короб разделяется вертикально перегородкою на левую и правую половины, из которых каждая делится двумя направляющими угольниками на три гнезда для помещения клеток со снарядами, или кожаных сум с зарядами; дверцы (19) короба откидываются на петлях назад и вниз; на раме перед коробом помещается подножная доска (20) и подножный брусок (21); по краям подножной доски наложены две березовые оглобли (22), упирающиеся своими скошенными корневыми концами в подножный брусок; между оглоблями вставлен распорный брусок (23). Парная, патронная двуколка (черт. 2) того же типа, что одноконная снарядная, состоит из хода, рессорной системы, одинаковой с описанной выше, кузова, дышла и пары вальков. Кузов состоит из железной рамы и соснового короба, окованного угольниками, накладками и щеками (1) из листового железа, с крышкой (2), обитой сверху железным листом и открывающейся на петлях кверху и назад; на крыше укрепляются два поручня (3) и скобы (4) для подъема. При отпирании крыша удерживается открытою с помощью упорной дуги (5) и планки (6). Внутренность короба делится на три части двумя неподвижными вертикальными перегородками, над которыми устанавливаются две вкладные и горизонтальная вкладная решетка; перегородки и решетка устраняют шатание цинковых коробок с патронами. Ко дну короба прикрепляется посредством скоб деревянный ящик (7) для принадлежности, с откидной задней стенкой. Дышло (8), березовое, пропущено сквозь переднюю (9) и заднюю (10) скобы, где закрепляется засовами; корневой конец окован железными полосами с четырех сторон, в нем имеются два отверстия для засовов; на передний конец. обшитый листовым железом, нагнано на срез кольцо (11), кроме того, в него ввернут крюк (12) с гайкой, болт (13), притягивающий бляшку с кольцом (14) и двумя нашильными крючьями (15), и нагнана муфта (16) под хомут (17), с которым сочленяются рычаги (18) дышлового подвеса со скользящим ушком (19); под дышлом приспособлена подстановка (20). К раме прикреплены два вальковых крюка (21), на которые вешают два дубовых окованных валька (22) для постромок. Инструментальная повозка (черт. 3) состоит из передка и заднего хода, соединенных универсальным шарниром, допускающим вращение около трех взаимно перпендикулярных осей, из которых одна (2) вертикальна, две другие горизонтальны (1 и 3), из последних одна направлена вдоль П. Каждый из ходов состоит из рамы углового железа, которая врезается сверху в дубовую лопастную накладку (4): в эту же накладку снизу врезается заподлицо ось (5); с осью и рамою лопастная накладка скрепляется с помощью подвязей и скоб. На продольные ветви рам положено два дубовых бруска, а посередине третий (6); к этим брускам прикрепляются сосновые доски, образующие настилку платформ; последние имеют откидные на шарнирных петлях борта (7). К переднему и заднему краю рамы заднего хода приклепывается стрела (8) П-образного сечения, на переднем конце которой имеются проушины для поперечного болта (1), проходящего через отверстие в головке вилы (9), лапы последней охватывают голову стального продольного болта (3), вращающегося в бронзовой муфте (10); сквозь отверстия в лапах вилы и головке болта (3) проходит вертикальный болт (2); к заднему же ходу приспособлен тормоз, состоящий из железного угольника (11), подвешенного к переднему краю рамы на двух вертикальных и двух наклонных подвесках; к концам угольника приклепаны планки, в которых вставлены дубовые башмаки (12). Вращая рукоятку (13) винта (14), заставляем перемещаться матку (15), увлекающую за собой тяги (16), концы которых скреплены с угольником, а следовательно, дубовые башмаки могут быть либо нажаты на шину колес, либо удалены от них. Дышло с подстановкой (17) — березовое, на переднем, окованном листовым железом конце его укреплен крюк и скобка (18), сквозь которую пропускается кольцо с нашильными крючьями (19); корневой конец дышла окован с четырех сторон железными полосами и двумя обоймами (20) и имеет два отверстия для болтов, которыми закрепляется в скобках (21 и 22). Для влезания на П. к передку приспособлены подножки (23), окованные сверху железом. На платформы П. устанавливаются: 1) сундук с запасными частями к орудию, передку, лафету, зарядному ящику и инструментальной П., 2) сундук для материалов, подков и гвоздей; 3) сундук для мастерского инструмента: ковального, шорного, столярного, для исправления орудий, слесарного и кузнечного; 4) железный ящик для угля; 5) ящик для походной кузницы и принадлежности к ней и 6) дубовый стул для наковальни; последние два устанавливаются между прочим на заднем ходе. Оба хода П. после укладки покрываются брезентами. Походная кузница (фиг. 4) состоит из железного четырехугольного горна (1) на четырех ножках, связанных на половине высоты четырьмя планками (2); к задней стороне горна прикреплен заслон (3), посреди дна вделана чугунная фурма (4) с чугунным вкладышем; под фурмою находится воздушная коробка (5), в которую гонится воздух из вентилятора (6), который приводится в действие так: от вращения рукоятки (7) приходит в движение зубчатое, маховое колесо (8), сцепленное со стальной шестерней (9), сидящей на одной стальной оси с большим клинчатым колесом (10), сцепляющимся (трением) с малым клинчатым колесом (11), сидящим наглухо на оси вентилятора, который состоит из кожуха, приклепанного к горну, и заключенной в него оси со ступицей и перьями (12). П. весит 37 пд., поднимает груз около 50 пд.; возится четырьмя лошадьми — две в дышло и две в унос. Аптечная двуколка (черт. 5) — легкий деревянный подрессоренный ящик с сиденьем для ездового и фельдшера; упряжка оглобельная, возится на одной лошади. Лазаретная линейка (черт. 6) состоит из передка и заднего хода с кузовом, соединенных шворнем. Передок состоит из оси с двумя колесами и дышла. Размеры кузова таковы, что на дне его располагаются двое носилок и, кроме того, можно подвесить на ремнях к оковкам в верху кузова еще двое носилок для тяжелораненых. Для легко раненных внутри короба вдоль устанавливают две скамьи с парусинным сиденьем; носилки в этом случае подвязывают снаружи. Кузов имеет три рессоры: две сзади и одну поперечную спереди, сверху и сбоку обтянут непромокаемым полотном. П., предназначенные для доставки на место ночлега войск провианта, фуража, запасных вещей, письменных дел, казны и т. п., составляют обоз 2-го разряда, который держится обыкновенно в 7—8 верстах от поля сражения; в него входят зарядные ящики, снарядные и патронные двуколки и парные П. П., перевозящие специально артиллерийское имущество, образуют артиллерийский обоз (зарядные ящики, инструментальная П., снарядные двуколки и парные П. с артиллерийским имуществом), остальные же — с провиантом, фуражом, ружейными патронами и т. п. — составляют интендантский обоз. Парная П. (черт. 7) состоит из передка и кузова; передок из железной оси с двумя колесами, дубовой лопастной (1) накладки на ось (2), двух березовых спиц (3), скрепляемых под углом березовым же шворневым бруском (4) с отверстием для шворня (ось, накладка и спицы скреплены скобами и подвязями, окованы угловым железом и накладками) и дышла, удерживаемого в должном направлении тяжами (5) из прутового железа; к дышлу приделана вага (6) с крючьями для подвешивания постромочных валков (7). Кузов состоит из оси (8) с дубовою лопастной накладкою (9) и двумя колесами, дощатого дна (1 0), двух боковых и заднего, съемного дощатых щитов (11 и 12), укрепленных на грядках (13), связанных несколькими поперечными брусками; боковые щиты удерживаются от разваливания задним щитом. Поперечные бруски: шворневой (14), средний (15), задний (l 6) подтягиваются к верхним продольным брускам двойными железными вилами (17). К средней вертикальной стойке (18) прикрепляется полоса с ушком для подвешивания тормоза, состоящего из деревянного бруса (19), подвешенного за концы на стержнях (20); от бруса идут две тяги (21); в двух подшипниках (22) вращается ось с кривошипом (23), с которым сочленяются тяги от бруса; на другом конце оси насажен рычаг (24), сочленяющийся с тягою (25), идущей вдоль правого щита и соединяющейся с рукоятью (26) со стальным штифтом и стальною зубчатою дугою (для закрепления тормоза в определенном положении; 27 и 28); рукоять вращается на неподвижной оси (29). Имеется еще на случай гололедицы для затормаживания (надевается в этом случае на обод) ледорезный башмак (32) с двумя стальными шипами; он подвешивается к канату с помощью двух цепей (30) о трех звеньях, одна из которых съемная с крюка башмака; другим концом канат привешивается на крюк у среднего поперечного бруска. Для ездового подвешивается на двойном сыромятном ремне деревянный ящик (31), служащий сиденьем. См. Подвижность повозки.
А. Як.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:12 MSK |