[ начало ] [ П ]

Поземельные налоги

— Под этим названием разумеются налоги, падающие на чистый доход, доставляемый землею. Очевидность и неподвижность предмета обложения при господстве натурального и притом земледельческого хозяйства в древности и в средние века привели к тому, что поземельные налоги были самою раннею и наиболее распространенной формой поимущественного обложения. С П. налогами мы встречаемся уже в Древнем Египте, Персии, Греции и Риме. В средневековую эпоху владение землею было связано с целым рядом личных или вещных повинностей, составлявших существенное содержание ленного владения и феодального права. Личная военная или придворная служба освобождала в эту эпоху от податной тяготы, которая тем самым переносилась на неслужилое, земледельческое население и уплачивалась последним в виде всякого рода сборов натурой и личным трудом за право пользования землею. По мере усиления значения центральной власти и умаления личной службы дворянства последнее также привлекается к уплате поземельных сборов, сначала в виде добровольных приношений короне, а с течением времени — в виде принудительных пожертвований, т. е. налогов, исчисляемых в зависимости от количества земли. При экстенсивности хозяйства и при относительно ничтожной зависимости доходности земель от их качества такой способ взимания налога считался и наиболее справедливым, и наиболее удобным, тем более, что при определении общего оклада налога производилась по разным признакам приблизительная оценка доходности земель какой-либо (по преимуществу королевской) области и все остальные части государства ставились в известное отношение к этой доходности, принятой за основную. Таким же путем производилась раскладка налога в пределах провинции и округов, причем оклад налога падал не на каждый отдельный участок земли, а на каждое отдельное хозяйство или имение. Лишь в новейшее время поземельные налоги выделились в более или менее самостоятельную группу и приобрели характер принудительных сборов с чистого дохода, получаемого при сельскохозяйственном пользовании землею, причем объектом налога является не сельскохозяйственный промысел, а так назыв. поземельная рента (см. Рента). Определение размера поземельной ренты в каждом данном случае весьма трудно. Она может считаться приблизительно равною арендной плате, если арендуются участки земли без всяких капиталов, в них вложенных; но и в этом простейшем случае определение ренты затрудняется всевозможными хозяйственными конъюнктурами. Оно становится почти совершенно невозможным, когда землевладелец — в то же время и земледелец и ведет хозяйство при помощи собственного капитала и труда. Ввиду этого в финансовой науке и практике принято считать чистым облагаемым доходом с земли тот средний чистый доход, которой признается нормальным в данное время, при обычных в стране условиях ведения сельского хозяйства. Теоретически этот доход должен быть совершенно независим от личности владельца земельного участка и размера затрачиваемых им на ведение промысла капиталов; фактически, однако, нередко бывают случаи смешения дохода, получаемого от сельскохозяйственного промысла, с доходом поземельным в тесном смысле — и такое смешение ведет к крайне неравномерному распределению податной тяготы. Субъектом поземельного налога является собственник земельного имущества. Теоретическое требование, в силу которого таким же субъектом должен быть признан владелец ипотеки, лежащей на данном земельном имущества не принимается, в громадном большинстве случаев, действующими законодательствами. Государственные имущества освобождаются от П. налога, если он поступает в государственную казну, и уплачивают его, если он имеет местный, земский характер. Земельные имущества, доход с которых получается не путем сельскохозяйственной эксплуатации, или совсем освобождаются от платежа налога (дороги, кладбища), или подлежат обложению другими видами налогов (подомовый налог, горный и т. д.).

Определение размера среднего чистого дохода с земельных имуществ составляет задачу так называемых кадастров. В современной ученой литературе и финансовой практике под кадастром разумеется совокупность операций, при помощи которых приводятся в известность данные, предназначенные служить основанием для определения размеров налога с земельных имуществ. Такими данными в большинстве кадастров служит пространство и доходность земель, в меньшинстве — их ценность. Отсюда два вида кадастров — по доходности (Ertragkataster) и по ценности земель (Werthkataster). В последнем случае предполагается, что между рыночной ценою земель и их доходностью существует правильное и постоянное соотношение: ценность земель определяется на основании продажных цен, оценки при переходах по наследству и т. п. В пользу кадастров этого рода говорит их относительная дешевизна, так как они не требуют дорогостоящей операции измерения земель и определения их качеств, необходимых в случаях кадастра по доходности. Опыт показывает, однако, что доходность и ценность земель далеко не всегда стоят в правильном соответствии одна с другою; имеется полное основание различать ценность продажную и ценность по доходности как два совершенно различных понятия. Определить в каждом данном случае, почему земля при продаже была оценена в той или иной сумме, очень часто совершенно не соответствующей ее доходности, представляется совершенно невозможным, так как нельзя установить ни мотивов покупки и продажи, ни совокупности обстоятельств и условий, при которых они происходили. Нередко при обстоятельствах, уменьшающих доходность земель (напр. при падении цен на земледельческие продукты), ценность их (напр. благодаря росту земледельческого населения, не находящего себе другого заработка) увеличивается. Это явление наблюдается, между прочим, у нас в России. Колебания арендных плат не менее сильны, чем колебания ценности земель, и зависят от таких трудноучитываемых явлений, как срок арендного договора, размер участка, способ уплаты арендной суммы и т. п. При кадастре по доходности технические операции заключаются в геометрическом измерении земель с изображением их на плане и с описанием их качеств и сельскохозяйственного значения. Если эти измерения и описания производятся по отдельным владениям, мы имеем кадастр по имениям (Gutskataster); если же они производятся по участкам, из которых каждый отличается от окружающих каким-либо особым свойством, все равно, будет ли это свойство экономическое или юридическое, мы имеем так наз. парцеллярный кадастр (Parzellenkatast er). Экономические операции заключаются в распределении описанной земли по классам, причем под классом разумеется совокупность участков одного и того же рода сельскохозяйственного пользования, которые при равной величине дают приблизительно одинаковый доход. Доходность каждого участка в отдельности может быть определена путем непосредственной бонитировки, т. е. на основании подробного изучения свойств почвы, топографии участка, отдаленности от рынка, количества затрачиваемого на его обработку труда и капитала и т. д. Само собою разумеется, что бонитировка каждого отдельного участка стоила бы громадных средств, и потому практически деление на классы достигается следующим образом. Вся страна делится на приблизительно одинаковые по свойствам почвы и хозяйственным условиям округа, и в каждом из них выбирается несколько типических участков, подробно изучаемых с только что указанной точки зрения и служащих затем основанием для определения доходности целого класса. Доходность класса есть, следовательно, приблизительная средняя доходность всех участков, входящих в состав его. Определение чистого дохода типических участков — самая трудная часть кадастровых работ. Необходимо сначала установить валовой доход и затем вычесть из него издержки производства, определить которые при господстве крестьянского хозяйства, не пользующегося наемным трудом, в высшей степени затруднительно. Ввиду этого некоторые податные системы ограничиваются определением только одного валового дохода и его облагают налогом, несмотря на возможность в этом случае грубых ошибок: при одинаковых валовых доходах чистая прибыль может быть весьма различна. Трудность надлежащего производства кадастров и дороговизна их, в особенности если они совершаются исключительно для финансовых целей и не связываются с ведением так наз. П. книг (см. Ипотечная система), необходимость постоянной ревизии кадастра, обусловливаемая мобилизацией П. собственности и изменяющеюся доходностью подлежащих обложению земель, несоответствие так или иначе определенного чистого среднего облагаемого дохода с истинным (П. рентой), возрастающая с течением времени вследствие увеличения интенсивности хозяйства неравномерность распределения налога — все это побуждает современные государства, во-первых, по возможности упрощать производство кадастров, а во-вторых, все более и более умалять значение П. налогов в государственном бюджете, заменяя их или промысловыми, или подоходными. П. налог в Пруссии доставляет государству не более 2,7% общей суммы его доходов, Австрии — 6,1%, Франции — 5,6%, Италии — 7,9%. В Англии этот налог входит в состав подоходного (шедулы А и В) и, кроме того, под названием Landtax взимается с тех землевладельцев, которые до сих пор не выкупили, согласно правилам 1798 г., налога, установленного еще в 1692 г. Кроме того, П. налоги имеют большое значение в Англии как местные. О П. налоге в России см. Оброчная подать, Писцовые книги, Земские финансы. Государственный П. налог взимается со всех земель, облагаемых на основании Устава о земских повинностях местными сборами, кроме земель казенных. Общая сумма налога с каждой губернии и области определяется помножением общего числа десятин подлежащей обложению земли на средний по губернии или области оклад налога с десятины удобной земли и леса, утверждаемый в законодательном порядке. Величина этих окладов колеблется между ¼ и 17 коп. с десятины. Губернское земское собрание распределяет причитающуюся на губернию сумму П. налога между уездами, соответственно ценности или доходности земель каждого из них, а уездные земские управы распределяют его между отдельными владельцами на тех же основаниях, как и остальные земские сборы. Ср. Лебедев, "О П. налоге" (СПб., 1868); Тернер, "О П. налоге в иностранных государствах" (СПб., 1860); В. Судейкин, "Прямые налоги и их организация во Франции " (СПб., 1886); Горб-Ромашкевич, "П. кадастр" (ч. I. Варшава, 1892); статья Вагнера в III т. "Handbuch der Pol. Oekonomie", Sch önberg'a.

И. H. M.

Всемилостивейшим манифестом 14 мая 1896 г. государственный П. налог в Европейской России на 10 лет, начиная с 1896 г., понижен наполовину против существовавших средних по губерниям окладов, а в тех губерниях, где средний подесятинный оклад превышал 10 коп., установлен оклад в пять коп. В силу этого из прежнего оклада в 13,2 млн. руб. слагается с 1896 г. ежегодно около 7,5 млн. руб. На тот же срок понижены наполовину взимаемые в губерниях Царства Польского крестьянский, посадский и дворский добавочный П. налог и поземельный на содержание гминных судов сбор, вследствие чего доход от этих налогов уменьшен в общей сложности более чем на 1 млн. руб. в год.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:13 MSK