[ начало ] | [ П ] |
Поклоны
— символическое действие, служащее выражением чувства почтения перед высшими и благоговения перед Существом Высочайшим — Богом; употребляются в христианской церкви с древних времен. Правильное, неторопливое, совершенно сообразное с ходом молитвы наклонение главы иначе называется метанием (от греч. μετάνοια — покаяние). По уставу церкви П. бывают великие и малые. Малым поклоном называется обыкновенное наклонение главы, при котором можно рукою достать до земли; употребительно, напр., при чтении Евангелия, при перенесении Святых Даров с жертвенника на престол, при принятии благословения от епископов или священников. Большим поклоном называется склонение главы и тела до земли. Большие поклоны — иначе земные — требуются церковным уставом во время великопостных богослужений и вообще при усиленной молитве. Малые поклоны употреблялись в церкви ветхозаветной еще при Аврааме и Моисее. Раб Авраамов поклонился Господу, когда узнал о назначении Ревекки быть женою Исаака (Бытие, XXIV, 48); поклонились и евреи, когда выслушали заповедь Божию о заклании пасхального агнца (Исход XII, 27; см. также Матф. II, 2; ib., XIV, 33; ib., XXVIII, 17; Марк., V, 6; Лук., XXIV, 52 и мн. др.). В христианской церкви, как видно из Постановлений апостольских и из слов Иоанна Златоуста, с наклонением головы до земли молились оглашенные, кающиеся и одержимые злым духом, а иногда и верные. По своему началу обычай преклонять колена во время молитвы принадлежит церкви ветхозаветной. Так молился Соломон в новосозданном храме (3 Цар. VIII, 54) и Даниил в плену вавилонском (кн. прор. Даниила VI, 10). Этот обычай был освящен Иисусом Христом (Лук. XXII, 41) и вошел в практику церкви христианской (см. Деян. XII, 60; ib., XX, 86; XX 1, 5; Ефес. III, 14). В Апостольских Постановлениях (кн. VIII, гл. 9) и у св. Ионнна Златоуста указываются и самые молитвы, которые возносились в собраниях христиан с коленопреклонением. Василий Вел. составил на день Пятидесятницы для вечернего богослужения особые молитвы, которые должны быть возносимы с коленопреклонением. В настоящее время коленопреклонения особенно употребительны на литургии преждеосвященных даров, а также при молитвословиях по случаю общественных бедствий и воспоминания великих Божиих благодеяний. Коленопреклонение и восстание, по объяснению Василия Вел., знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа. Как внешнее выражение внутренней молитвы, П. служат также орудием или средством наказания. По Уставу духовных консисторий П. полагаются за одно только преступление — за неуважение к дому Божию и освященным вещам, неприличными словами или действием оказанное в первый раз (ст. 182, изд. 1883 г.); но на практике оно налагается за весьма разнородные проступки. П. могут быть публичные или келейные. Ср. свящ. В. Нечаев (епископ Виссарион), "О различных телесных положениях и действиях при молитве и богослужении" ("Душепол. чтение", 1860, сентябрь); П. Лебедев, "Наука о Богослужении православной церкви" (М., 1890); архим. (епископ) Гавриил, "Руководство по литургике" (Тверь, 1886); H. Суворов, "О церковных наказаниях" (СПб., 1876).
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:13 MSK |