[ начало ] [ П ]

Полиандрия, обычай

— многомужство, когда несколько мужчин имеют одну общую жену. Явление это в смысле народного обычая встречается сравнительно редко, напр. у некоторых племен Индии и Цейлона, у жителей Тибета и на Маркизских о-вах, кое-где в Америке. Страбон и Цезарь указали на существование ее в Аравии и у древних бриттов. Мак-Леннан и Морган видят, однако, в П. фазис развития брака, через который должно было пройти все человечество. Мак-Леннан считает П. переходною формою от беспорядочного сожительства полов к моногамии. В первобытных общинных группах или ордах, по его мнению, был сильно распространен обычай детоубийства, особенно девочек (с целью освобождения себя от излишних забот); обычай этот привел к сравнительной малочисленности женщин и вызвал, с одной стороны, П., с другой — захват женщин из других племен, или экзогамию. Наиболее примитивной формой П. Мак-Леннан признает наблюдаемую у наиров — господствующей касты (раджей или благородных воинов) Малабарского берега, строго соблюдающей свою обособленность. Женщины наиров могут соединяться только с мужчинами своей касты или высшей (браминами), при чем, однако, не допускается кровосмешения в пределах рода; помимо этого допускается полная свобода любовных отношений. Наиры живут большими семейными группами, имеющими общую земельную и другую собственность; управляет ею старший мужской член общины, а во главе домашнего хозяйства стоит мать или, если она умерла, старшая сестра. Когда один брат отделяется от прочих, его обыкновенно сопровождает одна из сестер, принимающая на себя заведование его домом. Оставляемая мужчиной движимая собственность разделяется между детьми сестер. Мужчины не женятся, но принимаются в качестве любовников в других домах, продолжая, однако, жить в своем доме и не разлучаясь с своей материнской семьей. Девица по достижении половой зрелости предлагается в качестве невесты; если находится жених, то совершается пышный свадебный обряд, после которого молодые могут до следующего дня оставаться вместе, а затем расходятся по своим семьям. Мужчины имеют таких жен в нескольких семьях; женщины также пользуются правом выбирать себе двух, трех и до двенадцати мужей, каждый из которых может оставаться в течение суток при своей жене, при чем обыкновенно оказывает ей услуги по хозяйству и дает ей и ее матери небольшие подарки. Дети остаются в семье матери и наследуют после своих дядей с материнской стороны. Ни один наир не знает достоверно, кто его отец. Дальнейшим шагом Мак-Леннан считает тот порядок, при котором жена продолжает оставаться в семье матери, но устраивает себе отдельный домик, в котором и сходится со своим возлюбленным, а следующим — переселение жены в дом мужа, где она становится общей супругой нескольких братьев. В этом последнем случае дети если и не имеют несомненного отца, то во всяком случае являются детьми одной отцовской семьи, становясь ее членами и отрываясь от семьи матери. Пример подобных отношений Мак-Леннан видит в Тибете, где женится обыкновенно старший сын, а младшие братья находятся у него в подчинении и не вступают в брак, но могут быть добавочными мужьями своей общей невестки, причем все дети считаются детьми старшего брата. По смерти старшего брата следующий за ним наследует как его имущество, так и его вдову. Мак-Леннан перечисляет многие народы, живущие или жившие в П.; но уже Лёббок заметил, что имеющиеся сведения часто не дают права на такое заключение и позволяют допустить разве некоторые следы общинного брака. С другой стороны, Старке оспаривает значение, придаваемое Мак-Леннаном П. в истории развития брака, и видит в ней исключительное явление, отнюдь не доказывающее первоначального беспорядочного полового общения и вызванное не убийством девочек, а семейным коммунизмом, достигающим крайней степени у сравнительно высоко стоящей касты наиров. С П. стоит в связи так наз. левират древних евреев (см. Левират).

Д. А.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:13 MSK