[ начало ] [ П ]

Политическая поэзия

— в широком смысле обнимает собою все роды изящной словесности, являющиеся отголоском текущей политической жизни, а в тесном, общепринятом смысле означает только лирику, черпающую вдохновение в современных политических событиях. П. поэзия — всегда поэзия "на случай"; ее источник — творческое одушевление, вызванное определенным фактом политической жизни. П. поэзия имеет иногда общие с сатирой материалы, но точки зрения их различны. "Органические" эпохи спокойного течения народной жизни дают мало пищи П. поэзии: она является отзвуком исторических кризисов, политических движений; она всегда партийна. Подобно памфлету в публицистике, она рассчитана не на медленное влияние, не на рассудочное изменение общественных воззрений, а на возбуждение, сенсацию, действие; она относится к эпическому произведению с политической подкладкой (напр. к роману), как прокламация, воззвание — к рассуждению: она не обсуждает и не доказывает — она зовет к борьбе; это обусловливается не столько ее содержанием, сколько формой и настроением. По всей истории литературы красной нитью проходят произведения П. поэзии, иногда скрываясь, но всегда расцветая в моменты сильного напряжения народной жизни. Политическим характером часто запечатлена лирика Ветхого Завета; многие места у пророков представляют высокие образцы П. поэзии. В классической древности П. поэзия являлась в виде оды, несомненно навеянной восточными образцами; у греков особенно известны политические оды Алкея и Тиртея (VII в. до Р. Хр.); среди произведений Горация также есть такие оды. Средние века не богаты образцами политической поэзии; лирика французских трубадуров менее всего была склонна вдохновляться политикой. Лишь крестовые походы порождают некоторое подобие П. поэзии в виде так наз. chansons d'outr é e; несколько позже политические ноты слышатся в произведениях Рютбефа — и надолго замолкают в искусственной поэзии, сохраняясь лишь в народной песне. В средневековой Германии П. поэзия также представлена слабо; на борьбу императоров с папами обращают внимание очень немногие поэты (напр. Вальтер-фон-дер-Фогельвейде). "Позже, в эпоху государственных смут, слышатся голоса поэтов, скорбящих о пороках духовенства и дворянства, но и эти жалобы вскоре умолкают, сменяясь подобострастной лестью земным владыкам" (Курц). Народная немецкая лирика отводит некоторое место П. песням. В XVI столетии множество П. песен (Ульриха фон-Гуттена, Иоанна Фишарта) затрагивают религиозные темы, но памятников чисто П. поэзии сохранилось от этой эпохи очень мало; предполагают, что громадное большинство П. песен исчезло после печального исхода крестьянской войны. Эпоха итальянского гуманизма вообще переносила внимание от внешних политических событий к внутреннему миру личности, и потому П. поэзия в Италии в момент перехода к новой истории не дала значительных образцов. Вслед за народной песней Буркиелло и Джустиниани создают несколько популярных П. песен. Во Франции Плеяда (см.) в пламенных "Discours" Ронсара и в "Tragiques" д'Обинье откликается на текущую П. жизнь. Яркое выражение П. жизнь получает во французской народной песне; от Фронды до фавориток Людовика XV нет явления в политической жизни Франции, которое не отозвалось бы в бойкой, насмешливой и дерзкой песне, на П. значение которой указывает известное определение старого французского режима: "Un gouvernement absolu, temp éré par des chansons". Немецкая П. поэзия в XVIII в. ограничивается поэтическими песнями вроде "Preussische Kriegslieder" Глейма, од Уца и Э. X. Клейста. Французская революция не вызывает к жизни широкого развития П. поэзии, но дает материал для нескольких крупных образцов ее, каковы "Карманьола", " Ç a ira", "Марсельеза", "Le chant du d é part" и др. XIX в. — особенно его первая половина — есть эпоха высшего расцвета П. поэзии (Беранже, Барбье, Гюго у французов, Джусти у итальянцев, Петефи у венгерцев). Особенно любопытны ее судьбы в Германии. Величайшие немецкие поэты, Гете и Шиллер, чуждаются П. поэзии; первый склонен повторить за студентом из "Фауста": "Ein garstig Lied! Pfui — ein politisch Lied!" и, одобряя Беранже, считает П. поэзию для своей родины неподходящей (см. "Gespr ä che mit Eckermann", III, 219—223; II, 244—246). И Гете, однако, признавал высокие заслуги П. поэзии Арндта, Кернера ("немецкого Тиртея") и Рюккерта. Вместе с Уландом, Платеном, Шенкендорфом, Клейстом эти поэты войны за освобождение подготовили тот период в истории немецкой поэзии, который начался с конца тридцатых годов и носит в курсах название эпохи П. поэзии. Не говоря уже ο Гейне, "Молодая Германия" насчитывает в своих рядах к 1848 г. множество талантливых поэтов, посвящающих себя всецело активной политике. Таковы Гофман фон-Фаллерслебен, Гервег, Фрейлиграт, Анастасий Грюн (Ауэршперг), Мориц Гартман, Альфред Мейсснер, Роберт Пруц и др. В России отклики искусственной поэзии XVIII в. на чисто политические события чужды лирического одушевления. Отдельные произведения П. поэзии можно найти у многих русских поэтов, от Пушкина ("Клеветникам России") и Тютчева ("На взятие Варшавы", "Рассвет", "Не гул молвы") до Вл. Соловьева ("Ex oriente lux"), но в общем у нас преобладает не политич., а "гражданская" поэзия. Немногие образцы чисто П. поэзии можно найти в так называемой "запрещенной литературе". См. Laurent-Pichat, "Les po ê tes de combat" (Пар., 1862); Robert Prutz, "Die deutsche Litteratur der Gegenwart"; Pr öhle, "Die Kriegsdichter des 7 jä hr. Krieges u. d. Freiheilskriege" (Лпц. 1857): Herbst, "Die deutsche Dichtung im Befreiungskrieg" (1859); Janicke, "Das deutsche Kriegslied" (Берл., 1871); Ernst, "Die Minnesinger als politische und sociale Partei" (1846); Grundlach, "Ueber die Bedeutung der deutschen Freiheitsdichtung" (1863); Leroux de Lincy, "Recueil de chants historique s du XII-e au XVIII-e siècle" (1841).

Ар. Г.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:13 MSK