[ начало ] | [ П ] |
Постулят
(от лат. postulare — требовать) — термин, употребляемый как в логике, так и в математике и философии; соответствует аристотелевскому αϊτημα, обозначающему положение, которое, не будучи доказанным, принимается в силу теоретической или практической необходимости за истинное (см. "Вторая Аналитика", I кн., гл. X). Аристотель отличает П. от гипотезы и от определения. П. может быть положение, которое вовсе не подлежит доказательству и, тем не менее, принимается за истинное. Общую черту П. и гипотезы Аристотель видит в том, что как тот, так и другие необходимы сами по себе и не представляют собой положений, которым мы по необходимости должны доверять. "Всякий раз как мы утверждаем положения, которые, хотя и не доказаны, но могли бы быть доказанными, и эти положения принимаются за истинные тем, кому мы их сообщаем, мы имеем дело с гипотезой". Если же положение принимается противником ради необходимости общей точки отправления в споре, причем противник имеет совершенно иное воззрение на предмет спора, мы имеем дело с П. Термином П. пользовался также и Эвклид, причем у Эвклида и математиков он имеет иное значение, чем у Аристотеля. Эвклид в своих "Началах" (кн. I) приводит следующие три "требования": чтобы можно было от всякой точки до всякой другой проводить прямую линию — определенную прямую продолжать впрямь непрерывно — и из всякого центра, всяким расстоянием писать круг ("Начала" Эвклида, СПб., 1819, стр. 5). Требования Эвклид отличает от аксиом и от определений. В критической философии Канта мы встречаемся с термином П. в двояком применении: к теоретической и к практической сфере. Общее определение П. дано Кантом в его логике (I, 2 отдел., § 38): "П. называется практическое, непосредственно очевидное положение или принцип, определяющий возможное действие, в котором подразумевается, что способ его выполнения непосредственно очевиден" (unmittelbargewiss). В теоретической философии ("Критика чистого разума", V ч., 2 отд., I подраздел, II кн.) Кант говорит о постулятах эмпирического мышления вообще и насчитывает три П.: 1) все, что согласно с формальными условиями опыта (в созерцании и понятиях), то возможно; 2) все, что соответствует материальным условиям опыта (в ощущениях), то действительно; 3) то, связь чего с действительностью определена по общим условиям опыта, существует необходимо. В практической философии ("Критика практического разума", II кн., отдел IV — VI) Кант выставляет бытие Бога, свободу воли и бессмертие души человека, как П. практического разума, т. е. положения, которые не могут быть доказаны теоретическим разумом. "П., — говорит Кант, — не суть теоретические догматы, но предположения, ввиду практических целей; они не расширяют спекулятивного познания, но придают идеям спекулятивного разума (благодаря их отношению к практике) объективную реальность и дают им право на образование понятий, возможность которых иным путем была бы им недоступна". Кантовская терминология долгое время была общепринятой; однако теперь о П. говорят и в ином смысле. Напр., о всеобщем П. говорит Спенсер, обозначая этим термином всеобщий критерий истины, очевидный сам по себе и дающий основание истинности (хотя бы лишь формальное) всем остальным положениям, могущим быть доказанными.
Э. Р.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:14 MSK |