[ начало ] | [ П ] |
Превышение власти
(юрид.) — Всякий организованный общественный союз — будь то государство, общественное учреждение, промышленное товарищество и проч. — определяет законами, уставами, инструкциями сферу компетенции своих агентов или, по терминологии нашего свода, предметы ведомства и степень власти каждого из них. Если агент выходит за пределы своих полномочий и совершает такие действия, которые в силу закона могут быть совершены только другим агентом, имеющим более широкие полномочия, — он совершает то, что называется на языке уголовного права П. власти в узком смысле. Более сложный вид П. власти, приближающийся к понятию захвата власти, составляют те случаи, когда должностным лицом нарушается не одна лишь степень предоставленной ему власти, но и ее границы, т. е. предметы ведомства. Основной признак П. власти — отсутствие намерения употребить свою власть во зло, т. е. во вред отдельному лицу, государству или обществу. При наличности такого намерения деяние приобретает характер злоупотребления властью, и в этих случаях на первое место выступает уже юридическое свойство или содержание действия, а то обстоятельство, что он вместе с тем вышел за пределы своих полномочий, имеет лишь второстепенное значение. Следовательно, П. власти само по себе есть только нарушение служебной дисциплины и, как таковое, должно найти место не в кодексе уголовных законов, а в кодексе дисциплинарном. Подобной системы держатся все современные иностранные кодексы и русский проект уголовного уложения 1895 г. (см. объяснения к проекту, т. VIII, стр. 100). Действующее уложение о наказаниях стоит на противоположной почве. Не проводя принципиального различия между П. власти и злоупотреблением ею, оно содержит особую главу "о П. власти и противозаконном оной бездействии", где рассматривает П. власти само по себе как самостоятельное преступное деяние, а затем дает определения о ряде случаев злоупотребления властью, по отношению к которым собственно П. власти не всегда даже введено в число законных признаков состава преступления. Общее понятие П. власти выражено в ст. 338: "чиновник или иное должностное лицо признается превысившим власть ему вверенную, когда, выступив из пределов и круга действий, которые предписаны ему по его званию, должности, месту или особенному поручению, учинит что-либо в отмену или же вопреки существующих узаконений, учреждений, уставов или данных ему наставлений; или же вопреки установленному порядку предпишет или примет такую меру, которая не иначе может быть принята, как на основании нового закона; или, присвоив себе право, ему не принадлежащее, самовольно решит какое-либо дело; или же дозволит себе какое-либо действие или распоряжение, на которое нужно было разрешение высшего начальства, не испросив оного надлежащим образом". На основании ст. 340 не почитается П. власти: а) когда министр или другой государственный сановник отступит в своих действиях от обыкновенных правил, по особенному от верховной власти уполномочию, и б) Когда чиновник или иное должностное лицо, в каких-либо чрезвычайных обстоятельствах, возьмет на свою ответственность принятия также чрезвычайной более или менее решительной меры и потом докажет, что оная в видах государственной пользы была необходима или что по настоятельности дела он не мог, без видимой опасности или вреда для службы, отложить принятие сей меры до высшего на то разрешения. Наказания (ст. 341 и 343): а) нормальные, "смотря по важности дела и сопровождавшим оное обстоятельствам", — отрешение от должности, исключение из службы или крепость от 8 месяцев до 1 года и 4 месяцев; б) в случаях особенно важных — ссылка на житье в Сибирь; в) когда последствия не были и не могли быть важны — замечание, выговор или вычет от 1 до 6 месяцев из времени службы. Общий состав. Субъектом П. власти может быть только лицо должностное и притом совершившее деяние именно в качестве должностного лица. Юридическое значение объекта не поддается точному определению; в иных случаях объектом П. власти является благоустройство государства или вверенной части, в других — телесная неприкосновенность, честь или свобода лица. Со стороны внутренней основное значение имеет указанный выше отрицательный признак: отсутствие намерения совершить, пользуясь властью как средством, какое-либо иное общее или должностное преступное деяние. На основании 342 ст. уложения, "когда дозволивший себе П. власти учинил сие с намерением сделать преступление", виновный подвергается высшей мере наказания, за это преступление положенного. Со стороны внешней деяние может выразиться в бесконечно разнообразных формах. Сознавая это, уложение и не пытается перечислить частные случаи П. власти. Подобный перечень, но и то в виде примеров, имеется в воинском уставе о наказаниях (ст. 144), который, вообще, воспроизводит без существенных изменений постановления уложения по данному предмету. Деяния, относимые действ. правом к специальным случаям П. власти: 1) самовольное препятствование действиям другого в отправлении должности (ст. 344); в зависимости от обстоятельств, сопровождавших деяние, и от средств, употребленных виновным, наказания от замечания или выговора доходят до ссылки в каторжные работы. 2) Употребление при отправлении должности истязаний и жестокостей (ст. 345); наказание, смотря по роду истязаний и другим обстоятельствам дела, — от заключения в тюрьме на 4 месяца до ссылки на житье в Сибирь. "Если, вследствие исторгнутого какими-либо истязаниями и жестокостями ложного показания, невинный был подвергнут лишению всех прав состояния", то виновный "в сем преступном действии или распоряжении" подвергается ссылке в каторжные работы от 6 до 8 лет. Как видно из подстатейных объяснений к ст. 367 проекта уложения 1844 г., здесь разумелись пристрастные допросы и пытка; но практика допускает применение 346 ст. и вне этих пределов. 3) Намеренное причинение при отправлении должности раны или увечья (ст. 346) — высшая мера наказаний, по роду и свойству ран или увечья определенных. 4) Нанесение при отправлении должности оскорбления (наказ. как за обиды) и допущение непристойных поступков (выговор со внесением в послужной список; ст. 347). 5) Взятие под стражу без соблюдения установленных на то правил (ст. 348) — замечание, выговор или вычет из времени службы до 1 года. 6) Взятие под стражу "без всяких достойных уважения причин" или когда виновный не имел на то права (2 ч., ст. 348) — высшая мера наказаний, положенных за противозаконное задержание и заключение. 7) Производство выемки или обыска без соблюдения правил, для сего предписанных (ст. 349), — замечание, выговор или вычет из времени службы до 6 месяцев. 8) Производство выемки или обыска "без всяких достойных уважения причин" или когда виновный не имел на то права (2 ч., ст. 349) — выговор, отрешение от должности или исключение из службы. 9) Нарушение тайны чужой казенной или частной корреспонденции (ст. 350) — выговор, вычет из времени службы до 6 месяцев или отрешение от должности. Ср. Бездействие власти. См. В. Есипов, "П. и бездействие власти по русскому праву" (СПб., 1892).
К.-К.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:14 MSK |