[ начало ] [ П ]

Промысловый налог

— Понятие П. налога обнимает собой не только налог на промышленность, но и налог на торговые промыслы. Довольно трудно установить какое-либо единообразное понятие о налоге на промышленность. Можно сказать лишь, что в этом случае налог падает на предприятие, и потому при определении понятия П. налога центр тяжести переходит на понятие предприятия. Под именем промышленного предприятия здесь подразумевается всякое предприятие, в котором капитал играет более или менее значительную роль. Поэтому сюда не подойдут личные доходы мелких ремесленников; доходы так называемых либеральных профессий, тоже представляющих один из видов личного труда; наконец, жалованье за службу или за услуги. Таким образом, одним из признаков, необходимых для П. налога, является понятие предприятия, т. е. такой хозяйственной единицы, где соединены три признака: 1) сбыт соединен с некоторым риском, 2) капитал принимает значительное участие в производстве и 3) ведение хозяйства соединено с личной деятельностью предпринимателя (или его представителей, например в акционерных предприятиях и товариществах разных видов). Наличность одного из этих признаков недостаточна для П. налога. Так, например, если доход, обложенный налогом, получается исключительно с капитала, то это будет налог на ренту с капитала. Для того чтобы налог был промысловым, требуется нераздельное соединение деятельности предпринимателя с капиталом. Отличительным признаком промышленного предприятия является также то, что в нем нет производства новых продуктов, а имеется лишь переработка сырых материалов. Поэтому промышленное предприятие можно противоположить земледельческому хозяйству. Наконец, третий вид предприятия представляет собой торговля, т. е. обмен ценностей, покупка их и продажа. Точно так же обложение деятельности по перевозке товаров дает П. налог. При раскладке П. налога прежде всего возникает вопрос о способах оценки доходности предприятия, и сначала надо установить основания, которые можно было бы принять мерилом при определении доходности предприятия. Прежде, при малом участии капитала в производстве, такого обыкновенного мерила вовсе не было. Поэтому первоначальные виды П. налога были организованы на совершенно иных началах. При сословной организации общества в средние века право на ведение промышленного предприятия обусловливалось получением специального патента, или привилегии. Эти патенты давали известные преимущества, но зато возлагали на предпринимателя некоторые денежные обязанности в виде платежа определенной суммы за получение патента. Соотношения между доходностью предприятия и степенью обложения не существовало вовсе. В странах, где существует общеподоходный налог, нет, конечно, надобности в особом обложении промышленности, поэтому, например, в Великобритании и нет П. налога, а промышленные предприятия подведены под шедулу D подоходного налога (Incometax). Haоборот, в странах, где подоходного налога еще нет, проведение начала пропорциональности имеет весьма важное значение и вызывает большие затруднения. При установлении П. налога нельзя руководствоваться чисто финансовой точкой зрения. Промышленность не должна знать застоя, должна постоянно развиваться, идти вперед, и чрезмерное обложение одного из видов промышленной деятельности всегда может сделаться тормозом дальнейшего развития. Поэтому необходимо установить более или менее реальные признаки, по которым можно было бы вводить пропорциональное обложение. Однако попытки ввести полную пропорциональность наталкиваются на массу препятствий. Начать с того, что установить среднюю величину дохода с предприятия, связанного с риском, совершенно невозможно. Доход с такого предприятия всегда должен заключать в себе известную долю страховой премии на случай уменьшения доходов или кризиса. Несмотря на такие существенные затруднения, можно, однако, провести грань между предприятиями более прибыльными и менее прибыльными. Так, например, промысел банкира бесспорно один из самых прибыльных. Таким образом, уже по этому признаку можно разделить различные виды предприятий на несколько разрядов. Но от полной индивидуализации обложения положительно приходится отказаться. Дело в том, что с одним и тем же капиталом один предприниматель может извлечь гораздо больше доходов, чем другой. Если же принять индивидуализацию обложения, то вышло бы, что тяжелее всего налог падал бы на наиболее энергичных предпринимателей. Вследствие этой невозможности индивидуализации обложения и при раскладке налога приходится держаться системы объективных признаков. Но и помимо указанных условий множество чисто внешних обстоятельств могут влиять на величину доходности предприятия. Таковы, например, местонахождение промысла, район сбыта, наконец, самые размеры промышленности. Очевидно, что банкирская контора, находящаяся в центре промышленной жизни, будет получать больше дохода, нежели в каком-нибудь маленьком городке. При установлении объективных признаков обложения самая сущность предприятия может отчасти служить для определения степени доходности предприятия. Но, конечно, этим не достигается полная пропорциональность, а лишь некоторое приближение к ней. При определении средней доходности предприятия нам приходится сталкиваться с понятиями дохода валового и чистого. Возникает вопрос, который из этих двух видов дохода должен подлежать обложению? С теоретической точки зрения, несомненно чистый, так как в валовой доход входят издержки на производство. Но ввиду практических трудностей приходится довольствоваться чаще всего примерным, на основании известных признаков, определением валового дохода. Затем возникает вопрос, следует ли исключить из обложения процент, идущий на погашение капитала в случае, если предприятие ведется на капитал ссудный? Это вопрос сложный и спорный. Конечно, в видах поощрения промышленности можно допустить также осторожность в обложении и не облагать процент погашения; но ввиду часто практикуемых злоупотреблений в показаниях процента погашения ради уменьшения показываемой прибыли необходимо поставить известные границы и погашению.

В Англии никогда, по крайней мере с конца прошлого века, не существовало особого специального П. налога, так как он входил в подоходный налог. Поэтому там никогда не было кадастрации промышленных предприятий. Однако для некоторых, весьма немногих, отраслей промышленности все-таки существует промысловый налог sui generis: это патентный сбор, или так называемые лицензии (licences) для подакцизных видов промышленности. Такому обложению подлежат производство пивоваренное, производство крепких напитков, производство и торговля табачными изделиями и т. д. Любопытно, что эти отрасли производства подлежат сверх того специальным акцизным сборам и, таким образом, обложены двумя видами налогов. Современный П. налог в Англии составляет 4-й отдел подоходного налога (шедула D) и основывается на показании самого предпринимателя, которое, однако, может быть проверено через комиссара и некоторыми иными способами. Оклады налагаются индивидуально, в определенном проценте. Взимание налогов совершается особыми сборщиками податей. Так как некоторые виды предприятий требуют соблюдения тайны, то в таких случаях заявления о величине доходов можно подавать прямо генеральному комиссару. Кроме П. налога на промышленные предприятия, т. е. упомянутой шедулы D подоходного налога, в Англии существует налог на сельскохозяйственные промыслы, составляющий 2-й отдел подоходного налога. Этот налог взимается с землевладельцев и с арендаторов, причем для последних мерилом служит арендная плата. Во Франции идея настоящего П. налога явилась только со времени Великой Революции. До того все отрасли промышленности находились в зависимости главным образом от полицейских целей государства. Повсюду проводился принцип правительственного вмешательства в частную промышленность, вследствие чего выдавалась масса патентов, привилегий и других мер, стесняющих развитие ее и препятствующих свободной конкуренции. Революция выставила совершенно противоположный принцип — идею свободы промышленности и торговли. Отношение к ним правительства должно было получить финансовый характер. К этому же времени относится и установление П. налога законом 1791 г. Обложение покоится главным образом на внешних признаках, которыми являются: 1) род или вид торговли или промысла, 2) количество населения в месте нахождения предприятия, 3) элементы производства, от которых зависят его размеры, как то: число рабочих, двигателей и т. д., 4) размер помещения под предприятием и жилой квартиры владельца. Налог двоякий: постоянный (droit fixe), к которому относится и так называемый изменяющийся (d. variable), размер коего зависит от элементов производства, и 2) пропорциональный налог, величина которого непосредственно зависит от размера платы за помещение под предприятием и жильем владельца. Налог этот падает на лиц всех промыслов и занятий, за исключением так называемых лиц свободных профессий и некоторых промышленников, которые подлежат платежу исключительно последнего, пропорционального вида патентного налога во Франции. Постоянной доли налога они не платят. Все облагаемые виды торговли, промыслов и профессий распределены по четырем табелям (А, В, С и D), а к табели А отнесены все виды торговли, разделяющиеся по видам на 8 классов, а внутри их, по населенности местности, на 9 разрядов. Сообразно классу и разряду уплачивается постоянный налог, а сверх того, еще пропорциональный (в зависимости от размера помещения; Париж находится на особом положении), а в других местностях постоянный оклад (тариф налога колеблется от 300 до 35 франков в 1 классе и от 12 до 2 франков в 8 классе). В табель В выделены 25 наиболее крупных промыслов и профессий, главным образом представители так называемых haut commerce (банкирские учреждения, большие магазины, омнибусные и пароходные предприятия); здесь тоже уплачивается простой и пропорциональный налоги, по тем же приблизительно основаниям, как и в предыдущей табели, т. е. по видам и местности, с одной стороны, и по размеру платы за помещение — с другой. В табели С заключаются главным образом различные виды обрабатывающей промышленности; но здесь размер постоянного налога поставлен вне зависимости от населенности места производства товаров, так как сбыт их большей частью от местных условий не зависит. В своем стремлении установить тарифы по внешним характерным признакам французское законодательство установило очень сложную систему. Сюда входят 293 вида предприятий, делящихся на 5 классов, внутри которых тарифы очень разнообразны. В табели D значатся представители либеральных профессий, которые платят только пропорциональный налог в размере 1/15 наемной платы за помещение. Сюда относятся архитекторы, адвокаты, доктора, инженеры, содержатели учебных заведений и некоторые лица, служащие при судебных учреждениях (секретари, приставы и др.). Основание размера налога здесь наименее справедливое, потому что размер помещения и плата за него есть самый малодоказательный признак, часто не имеющий никакого отношения к действительным размерам дохода нанимателя помещения. В общем вся французская система слишком сложна и неудовлетворительна, стремясь к обложению по внешним признакам, и не достигает обложения действительного дохода, а лишь предполагаемого. Все обложение производится без участия в нем плательщиков, которые не обязаны показывать своих доходов, а потому все дело сводится к внешней оценке предприятий или подведению их под те или другие тарифы органами администрации. В последнем отношении французская система существенным образом отличается от системы германских государств, из которых мы рассмотрим для образца прусскую. В большинстве немецких государств П. обложение покоится более или менее на началах самообложения. В частности, в Пруссии все промыслы делятся на оседлые и бродячие (stehende Gewerbe и in Umherziehen). В основе оседлых промыслов лежит деление промыслов на классы. Прежде число их было довольно велико (до 10; кроме того, при подразделении на 4 разряда по населению); но затем число классов постепенно сокращалось, и по действующему закону (24 июня 1891 г., вступивш. в силу в 1893 г.) все подлежащие обложению промыслы делятся на 4 класса. Изъятиями и освобождением от промыслового налога пользуются: казенные учреждения, сельские и общинные кредитные союзы и благотворительные учреждения, а равно и разные общеполезные общинные предприятия (хозяйственные); далее, земельное и лесное хозяйство, скотоводство и прочие связанные с ними непосредственно промыслы, горное дело, наконец, занятия государственной службой и вообще либеральные профессии и умственный труд. Прежде в основании деления на классы лежало различие по роду торговли и промыслов, и обложение производилось на основании так называемых "средних окладов" (Mittelsatz), помножаемых на число плательщиков данной местности; в настоящее же время оно для высшего I класса совершается только на основании размеров доходов. Обложение промысловым налогом начинается с предприятий, имеющих не менее 3000 марок капитала (основного и оборотного) и прибыли не менее 1500 марок. В низший IV класс входят предприятия с ежегодной прибылью от 1500 до 4000 марок или с капиталом от 3000 до 30000 марок. В III класс — с доходом от 4000 до 20000 марок или с капиталом от 30 до 150 тысяч марок; во II класс — с доходом от 20000—50000 марок или с капиталом от 150 тыс. до 1 млн. марок; в I класс с доходом более 60000 марок или с капиталом более 1 млн. марок. Раскладка налога в I классе отличается от всех остальных, именно здесь налог исчисляется в 1% с годовой прибыли, составляя при доходе от 50000 до 54800 марок 524 марки, а далее налог увеличивается по степеням на 48 марок при повышении дохода на 4800 марок. Для остальных трех классов оставлены средние и предельные (вверх и вниз) оклады налога, а именно:

Средний

Низший

Высший

Для II класса

Для III класса

Для IV класса

300 марок

80 марок

16 марок

156 марок

32 марки

4 марки

480 марок

192 марки

36 марок

Во II, III и IV классах налог взимается в раскладочной форме, исчисляясь вперед на год по средним окладам, помножаемым на число плательщиков так называемого податного общества, т. е. лиц одного класса внутри данного административного участка; в I же классе налог взимается количественно с каждого предприятия отдельно. Взимание и раскладка налога производится в особых податных комитетах, образующихся из представителей плательщиков (2/3) и чинов правительственной администрации (1/3). При исчислении прибыли вычитаются все эксплуатационные расходы и погашения стоимости имущества. К прибыли же причисляются произведенные из эксплуатационных доходов издержки на улучшение и расширение предприятий. С 1895 г. прусский промысловый налог уступлен в качестве местного в пользу общин, подобно подомовому.

Промысловый налог в России. Вопрос о промысловом налоге появился в России сравнительно очень недавно. Иначе и быть не могло: промышленность только в последнее время получила у нас серьезное значение. Относительно обложения промышленности в старину данных нет. Правда, можно видеть зачатки налога на промышленность в древнем посошном, подымном и т. п. налогах, но все они взимались крайне неравномерно и носили скорее характер окладных налогов. Более правильное обложение промыслов появилось со времени Петра Великого. Он разделил все торговое и ремесленное сословие на купеческие гильдии и ремесленные цеха с целями главным образом полицейскими; а не финансовыми. Купцы были обложены гильдейским сбором (см. Гильдии), который постепенно возрастал и к 1863 г. достиг для первой гильдии 600 руб. В 1863 году плата за гильдейское свидетельство внезапно была уменьшена до 265 руб. Это было сделано для поощрения промышленности и торговли. Но мера эта оказалась совершенно излишней, так как налог, по сравнительной своей незначительности, не представлял препятствия к свободному развитию промыслов. Поэтому в последующие года Положение 1863 года было изменено в смысле возвышения гильдейского сбора, который снова достиг для первой гильдии 500 рублей. Объявочный капитал был возвышен для 1-й гильдии от 15000 и выше, для 2-й — от 7000—15000 и для 3-й не менее 2700 руб. (с окладом в 150 руб. за свидетельство). По положению 1865 г. о "пошлинах на право торговли и др. промыслов" для занятия всеми видами промышленности и торговли требовалось гильдейское или промысловое свидетельство. Разница между гильдейским, или купеческим, свидетельством и промысловым заключалась в том, что лишь первое предоставляло права состояния, присвоенные купцам (см.). Купеческие свидетельства установлены были только двух разрядов: 1-й гильдии для оптовой торговли и 2-й для розничной. 3-я гильдия уничтожена. Промысловое свидетельство выдавалось на производство мелочной, разносной и развозной торговли; сюда же отнесены были и приказчичьи свидетельства. Наряду со свидетельствами введены были так называемые билеты на торговые и промышленные заведения, причем число их для разных гильдий неодинаково: по свидетельству первой гильдии можно было содержать не более 10 таких заведений, по второй гильдии не более 5, а по свидетельству на мелочной торг не более трех. Таким образом, пошлины за право производства торговли и промыслов взимаются одновременно в двух видах: 1) в виде платы за свидетельство на производство торговли и промыслов, которая взималась с лица (свидетельства гильдейские и на мелочной торг), 2) в виде платы за билеты на торговые и промышленные заведения. Плата за гильдейские свидетельства с 1884 г. составляла: для 1-й гильдии повсеместно 565 руб.; для 2-й гильдии разделялась на 5 классов, по местности, и колебалась от 120 до 40 руб. Цена билетов по свидетельству 1-й гильдии, смотря по 5 классам местностей, колебалась между 55 и 20 руб., а по 2-й гильдии от 35 до 10 руб., по свидетельству на мелочной торг — от 10 до 2 руб.

В 1883 г. министром финансов Н. X. Бунге был составлен проект закона трехпроцентного обложения торговых и промышленных предприятий с целью установления пропорциональности между обложением и действительными доходами торговых и промышленных предприятий. Проект этот после обсуждения его различными обществами, биржевыми комитетами и т. п., был отвергнут Государственным советом как неудобный в практическом отношении (нарушающий коммерческую тайну); поэтому был выработан новый проект; налог был разделен на две самостоятельные части и высочайше утвержден 5 января 1885 г. Принцип процентного обложения оставлен в силе только для акционерных компаний, товариществ (где и без того обязательно ежегодное опубликование приходов и расходов) в размере сперва 3-х, а потом (с 1892 г.) 5% с чистой прибыли за истекший операционный год. Что же касается до прочих торговых и промышленных предприятий, то по отношению к ним признано более целесообразным установить добавочный, раскладочный сбор сообразно оплачиваемым ими гильдейским свидетельствам и билетам, а для предприятий, платящих акцизный сбор, ввести усиленное обложение патентов. Таким образом, акционерные и кредитные учреждения, будучи обложены 3% сбором, должны были по сделанному расчету доставить государству около 1663000 руб. На долю фабрик и заводов, оплачивающих акцизный сбор, пришлось бы при 3% обложении 3300000 руб. Между остальными промышленными предприятиями пришлось бы разложить сбор, равный 3150000 руб. (по расчету 3% обложения их чистой прибыли). Однако, принимая во внимание неточность этих сведений, министр финансов нашел невозможным подвергнуть их 3% обложению; было решено подвергать обложению, во-первых, в размере 0,1% с показываемой производительности, что дает 894000 руб., а во-вторых, остающуюся сумму в 2256000 руб. уменьшить до 1664000 руб. и собирать ее в виде раскладочного добавочного сбора со свидетельств и билетов, что должно было составить 14 1/4% добавления, так как прежний сбор (в 1882 г.) давал следующие суммы: за свидетельство 1-й гильдии 2619961 руб., за свидетельство 2-й гильдии 60 5 3257 руб., за билеты 1-й гильдии 479125 руб., за билеты 2-й гильдии 3531956 руб. Итого 12684321 руб. Добавочный сбор к этому составлял первоначально с 0,1% сбором — 2558000 руб., которые и распределены были по губерниям согласно данным о производительности их и сумме сборов от свидетельств и билетов. Составлена была особая роспись окладам по губерниям. Заведование этим дополнительным сбором было возложено на казенные палаты, с образованными при них податными присутствиями (см.).

В. Яроцкий.

В результате этих разновременных узаконений наша система П. обложения слагалась из двух совершенно самостоятельных налогов: 1) из пошлин за право торговли и других промыслов, взимаемых по родам и видам торговых и промышленных действий на основании внешних признаков (так называемая патентная система), и 2) из дополнительного сбора с торговых и промышленных предприятий, облагаемых, сверх пошлин, процентным сбором по чистой и раскладочным — по предполагаемой прибыли (начало подоходности). Положение 1865 г. о пошлинах за право торговли и другие промыслы представляло существенные недостатки. Главнейший из них состоял в крайней неравномерности обложения, которая сказывалась не только в гильдейском обложении торговых заведений (см. выше), но также и в том, что фабричная и заводская промышленность, будучи подведена под гильдейское обложение, всецело отнесена была к разряду второй гильдии, без соображения с размерами и силой отдельных фабрик и заводов. Все акционерные общества и товарищества на паях, а также поземельные банки, основанные на круговой ответственности заемщиков, городские кредитные общества, общественные и общества взаимного кредита, владеющие капиталом свыше 50000 руб., обязаны были уплачивать сверх сбора по первой гильдии еще особый сбор в пользу казны в размере 6 3 5 руб. в год, вследствие чего и сравнительно мелкие предприятия и крупные акционерные банки обложены были в равной степени, без всякого отношения к их платежеспособности. Неравномерность патентного обложения усугублялась еще тем, что распределение местностей по классам не соответствовало современным экономическим условиям. Ремесленная промышленность, подразделенная на три разряда исключительно по числу рабочих (так что, например, рабочий ювелирной мастерской приравнивался к рабочему мочального заведения), была также обложена крайне неравномерно: чем меньше ремесленное заведение, чем слабее его относительная и абсолютная доходность, тем оно несло больший налог на каждого рабочего. Недостатками положения 1865 г. являлись: несовершенство устройства торгового надзора, отсутствие необходимой связи между различными его органами и в особенности отсутствие местного учреждения для рассмотрения жалоб по делам о нарушениях правил о пошлинах за право торговли и других промыслов. Не лишены были существенных недостатков и дополнительные сборы — процентный и раскладочный. От первого из них, прежде всего, ускользали некоторые подотчетные предприятия (например, общества взаимного кредита, сельские банки, ссудосберегательные товарищества) благодаря лишь недомолвкам в законе; засим порядок учета подлежащей процентному сбору прибыли не установлен был в самом законе, а определение его предоставлялось административной власти; наконец, процентный сбор, взимаемый в однообразном размере 5% со всех подотчетных предприятий, был недостаточен для уравнения промыслового обложения их в общей его совокупности. Что же касается раскладочного сбора, то он в значительной степени отличался неопределенностью. Законом не установлено было каких-либо твердых оснований к распределению сумм раскладочного сбора между городами, уездами и податными участками. Равным образом не было и правил об определении доходности предприятий, производство же раскладки по "предполагаемым" прибылям ставило исчисление этой доходности в полную зависимость от усмотрения податных присутствий. На практике и замечалось в этом отношении крайнее разнообразие, доходившее до того, что в иных местах предполагаемые прибыли устанавливались не по торговым и промышленным предприятиям, как это требовал закон, а по общей платежной способности их владельцев. Наконец, право плательщиков раскладочного сбора представлять возражения и подавать жалобы являлось чисто фиктивным, так как, по неоднократным разъяснениям сената, установленное законом исчисление прибылей "предположительно" само по себе исключает как поверку такого предположительного исчисления документальными данными, так и оспаривание его заинтересованными лицами.

Установление дополнительных сборов — процентного и раскладочного, впервые внесшее в нашу систему П. обложения начало подоходности, хотя и в крайне несовершенной форме — представляло собой крупный шаг вперед, но оказалось совершенно недостаточным как для устранения той неравномерности в обложении, которая допущена была положением 1865 г., так и для приведения доходов казны в соответствие с ростом промышленности и торговли. По группам и разрядам торгово-промышленных предприятий и занятий, поступившие с них в 1895 г. торговые сборы распределялись следующим образом:

Сбор за право торговли и промыслов, руб.

Дополнительный % сбор, руб.

Раскладочный сбор, руб.

Итого сборов, руб.

Сумма прибыли, руб.

% на прибыль

С акционерных и прочих подотчетных предприятий

1205487

7149383

8354870

138335600

6,04

С частновладельческих предприятий гильдейских: I гильдии

3181062

1957000

5138062

109943230

4,67

II гильдии

11522118

3702744

15224862

206604220

7,37

С мелочной торговли и ремесленных заведений I-го и II-го разрядов

5765481

1342151

7107632

102212680

6,85

С прочих мелких торговых и ремесленных предприятий

1505382

1505382

Не учитываются вовсе на прибыль, как не подлежащие ни процентному, ни раскладочному сборам

С извозного и разносного торга

337488

337488

С ярмарок

310478

310478

С приказчичьего промысла

3071256

3071256

С купеческих паспортов

230643

230643

Итого:

27129395

7149383

7001895

41280673 *)

*) Сверх того, в пользу казны в 1895 г. поступило еще: a) штрафов и взысканий по сбору за право торговли и промыслов 587938 руб.; b) прибавочного сбора на квартирное довольствие войск и на содержание гминных судов в Царстве Польском 472159 руб., c) раскладочного сбора с акцизных фабрик и заводов 715115 руб., а всего по промысловому обложению 43055885 руб.

Из вышеприведенных данных явствует, что, с одной стороны, П. обложение отличается крайней неуравнительностью, особенно рельефно выступающей, если сравнить, например, обложение крупных и сильных первогильдейских и акционерных предприятий с обремененностью второгильдейских предприятий, с другой же стороны, торговля и промышленность участвуют в общих государственных расходах в размерах, далеко не соответствующих их платежеспособности. Устранение обоих этих недостатков и постановлено задачей высочайше утвержденного 8 июня 1898 г. Положения о государственном П. налоге, вступающее в силу с 1 января 1899 г. Стремясь к повышению казенного дохода от обложения торговли и промышленности и к введению в П. налог возможной уравнительности, Положение 8 июня 1898 г. не подвергает, однако, нашу систему П. обложения коренной ломке; напротив, оно сохраняет главные черты прежней системы, но, объединяя разнородные части ее, между которыми раньше не было надлежащей связи, оно вносит в П. обложение весьма крупные изменения, так что П. налог, взимаемый во многих случаях в старых формах, по существу значительно изменяет свой прежний характер. Увеличение же казенного дохода от реформы П. обложения ожидается в 13 млн. руб. в год, так что общее поступление государственного П. налога исчислено министерством финансов в 54,8 млн. руб.

Согласно Положению 8 июня 1898 г., государственному промысловому налогу подлежат: 1) торговые предприятия, в том числе кредитные и страховые предприятия, торговое посредничество, всякого рода подряды и поставки; 2) промышленные предприятия: фабрично-заводские, ремесленные, горные и перевозочные и 3) личные П. занятия. Отказавшись от прежней системы подробного перечисления торгово-промышленных действий, подлежащих обложению, и ограничившись установлением родовых признаков их, Положение 8 июня 1898 г. тем самым впервые привлекает к платежу П. налога целый ряд промыслов, которые до того были свободны от обложения. Сюда относятся: по категории торговых предприятий — лесопромышленность, скотопромышленность, хлеботорговля и вообще торговля сельскохозяйственными произведениями, производимая скупщиками и другими лицами, обратившими помянутые выше промыслы с коммерческой целью в свою постоянную профессию, тогда как до сих пор промыслы эти, если производились без содержания особых дворов, складов, загонов, амбаров, лавок и т. п. закрытых или открытых помещений, не привлекались к П. обложению. По категории промышленных предприятий вновь привлекаются к П. обложению: промышленность горная (добыча разного рода руд, соли, нефти, ископаемого угля) и горнозаводская (чугуноплавильные, железнодорожные и вообще металлические заводы [Одновременно с этим отменена горная подать с меди, цинка и ртути, но не с чугуна, так как признано, что медная и цинковая промышленность находятся у нас в упадке, а ртутное дело недостаточно еще окрепло. Золотопромышленность, подлежащая особому обложению, освобождена от П. налога.]); механические заводы, занятые изготовлением машин и аппаратов для фабрик, а также земледельческих орудий, химических составов и красильных веществ; свеклосахарные заводы, хотя бы продукты их продавались непосредственно с самих заводов; винокуренные заводы, принадлежащие дворянам и чиновникам. Из личных промысловых занятий до сих пор привлекался к обложению один лишь приказчичий промысел. Хотя под понятие приказчичьего промысла подводился целый ряд занятий и профессий, все же от П. обложения освобождалась раньше целая группа лиц, занимающихся несомненно коммерцией, каковы, например, лица, стоящие во главе акционерных предприятий. С другой же стороны, Положением 8 июня 1898 г. приведены в систему и отчасти несколько расширены льготы по П. налогу. Вообще освобождаются от П. обложения предприятия, или вовсе не преследующие коммерческих целей (например казенная винная монополия, эксплуатация казенных лесов, но не казенные горные заводы, принимающие и частные заказы, а потому должные быть поставленными в одинаковые условия с однородными частными предприятиями), или хотя и не лишенные коммерческого характера, но имеющие значение общеполезных, служащие для народного здравия, образования, взаимного страхования всякого рода. Из таких общеполезных предприятий Положение 8 июня 1898 г. впервые освобождает от П. обложения: театры, цирки, музеи и т. п. зрелища и увеселения; столовые, чайные и буфеты, устраиваемые попечительствами, комитетами и обществами народной трезвости, а также содержимые (без отдачи в аренду) при воинских частях, при правительственных, общественных и сословных учреждениях и учебных заведениях; офицерские экономические общества, имеющие незначительные обороты; всякого рода вспомогательные, пенсионные, похоронные и т. п. кассы служащих в учреждениях и торгово-промышленных предприятиях, на железных дорогах; общественные ломбарды, ссудосберегательные товарищества и сберегательные кассы на начале взаимопомощи, сельские кредитные установления, потребительные общества и всякого рода трудовые товарищества или артели — с основным капиталом, не превышающим 10000 руб. на каждое предприятие и числом наемных работников не свыше 4 в каждом трудовом товариществе или артели. Засим от П. обложения освобождены: сельское хозяйство, которое уже несет на себе бремя государственного обложения в виде поземельного налога; первичная обработка продуктов собственного или арендного сельского и собственного лесного хозяйства; сельско-технические заведения, находящиеся вне городских поселений, в пределах исключительно собственных или арендуемых имений и земель и служащие для переработки продуктов собственного и частью местного сельского или собственного лесного хозяйства, например заводы кирпичные, черепичные, гончарные, крахмальные, смолокуренные и для сухой перегонки дерева, маслодельни и сыроварни с числом наемных рабочих не свыше 20, хотя бы и при употреблении механических двигателей; мелкие горные промыслы, производимые в пределах собственных или арендуемых земель, а именно разработка торфяных залежей и формовка торфа, ломка и первичная обработка всякого рода камня, сланца, мела и т. п., добыча глины и болотной руды [Эти же горные промыслы, производимые в чужих землях, равно как разработка дерева в чужих лесах, освобождаются от П. обложения в том случае, если имеют кустарный характер, т. е. производятся сельскими обывателями, хотя бы и при помощи наемных рабочих, но не свыше четырех.]; мелкая торговля из подвижных помещений сельскохозяйственными продуктами и предметами простонародного домашнего обихода; вывоз за границу, без содержания особых контор, продуктов собственного производства; разного рода подспорья и вспомогательные предприятия, между прочим элеваторы и товарные склады, содержимые частными лицами при перевозочных предприятиях или самими этими предприятиями; занятие ремеслами и крестьянскими промыслами с помощью одних только членов своей семьи или одного постоянного работника. Всякого рода ярмарочная торговля, до сих пор не привлекавшаяся к обложению только на ярмарках, продолжающихся до 7 дней, Положением 8 июня 1898 г. освобождается от П. налога на ярмарках, продолжающихся до 14 дней; мелочную же торговлю и приказчичий промысел признано возможным освободить от налога на всех вообще ярмарках. Государственный П. налог распадается на основной и дополнительный. Основной промысловый налог уплачивается посредством выборки промысловых свидетельств [Так как П. свидетельства заменяют прежние как П., так и гильдейские свидетельства, из которых последние, кроме права торговли и других промыслов, сообщала и личные права купеческого состояния, то ныне для приобретения сословных купеческих прав установлены особые сословные купеческие свидетельства, которые выбираются начальниками семейств одновременно с П. с уплатой в доход казны в год: по первой гильдии — 60 руб., а по второй — 20 руб. независимо от уплаты местных сборов, установленных на сословные купеческие и общественные надобности. При этом сословные свидетельства первой гильдии могут быть выдаваемы лицам, имеющим право вступить в купеческое сословие и взявшим П. свидетельства на торговые предприятия первого разряда, или на промышленные предприятия одного из первых трех разрядов, или на пароходные предприятия, за содержание которых уплачено свыше 500 руб. основного П. налога, а сословные свидетельства второй гильдии — тем из таких лиц, которые взяли П. свидетельства на торговые предприятия второго разряда, или на промышленные предприятия четвертого либо пятого разрядов, или на пароходные предприятия, за содержание которых уплачено основного П. налога свыше 50 и до 500 руб. Что же касается внесения в сословное свидетельство членов семейства, то по этому предмету остались в силе прежние правила (см. Гильдии).]; он заменяет прежний сбор за право торговли и других промыслов, но взимается он не с лица (благодаря чему обложение было обратно пропорционально числу заведений, а следовательно, и состоятельности купца), а с предприятия. Согласно этому, П. свидетельства должны быть выбираемы на каждое отдельное торговое или промышленное заведение, на каждый отдельный пароход, плавающий по внутренним водным путям, а также на каждый отдельный промысел или отдельное личное П. занятие. В частности, каждый подряд и каждая поставка считается отдельным предприятием и подлежат выборке особого П. свидетельства сообразно сумме обязательства. На торговые и промышленные предприятия, освобожденные от П. налога, должны быть ежегодно выбираемы бесплатные П. билеты. Каждое П. свидетельство на торговое заведение дает право на свободное от налога содержание следующего числа складочных помещений: свидетельство I разряда — на 3 складочных помещения, свидетельство II разряда — на два, а свидетельство III разряда — на одно складочное помещение; на остальные, сверх указанного числа, складочные помещения, а равно на всякие складочные помещения промышленных предприятий, кроме таких, которые служат исключительно для хранения сырья, запасных машин и орудий и продуктов производства, должны быть выбираемы, независимо от П. свидетельств на заведения, еще особые П. свидетельства на складочные помещения. В каждом подлежащем основному П. налогу торговом и промышленном заведении, коим не заведует лично сам владелец или члены его семейства, должно быть по крайней мере одно заведующее заведением лицо, имеющее надлежащее свидетельство на производство личных П. занятий. Для определения размера основного П. налога: a) местности и селения империи сообразно степени развития в них торговли и промышленности разделены на 4 класса, причем вне классов оставлены обе столицы, к I классу отнесены Варшава, Киев, Лодзь, Нахичевань, Одесса, Рига, Ростов-на-Дону, Тифлис и Харьков, а ко II классу — 37 городов и пригороды столиц; b) торговые предприятия разделены на 5 разрядов, причем пятый разряд образуют развозный и разносный торг, а подряды и поставки размещены по первым четырем разрядам сообразно сумме их; c) промышленные предприятия разделены на 8 разрядов, причем за основания приняты главным образом или число рабочих, или размеры производства; d) ярмарки разделены на 3 класса (нижегородская, ярмарки свыше 21 дня и ярмарки от 15 до 21 дня); e) личные П. занятия разделены на 7 разрядов. Оклады основного П. налога составляют: a) для торговых предприятий I разряда 500 руб. с П. свидетельства на торговое заведение и 30 руб. с П. свидетельства на складочное помещение повсеместно; для торговых предприятий следующих трех разрядов колеблются по классам местностей и по разрядам от 150 до 4 руб. для П. свидетельств на заведения и от 25 до 2 руб. для П. свидетельств на складочные помещения; для развозного торга 20 руб., а для разносного 6 руб. повсеместно; b) для промышленных предприятий первых 5 разрядов 1500, 1000, 500, 150 и 50 руб. повсеместно, а для промышленных предприятий остальных трех разрядов колеблются по классам местностей и по разрядам от 30 до 2 руб.; c) на ярмарках оклады основного П. налога колеблются для оптовой торговли от 100 до 40 руб., а для розничной от 25 до 10 руб.; d) для II—VII разрядов личных П. занятий оклады колеблются от 150 до 4 руб. В первый же разряд личных П. занятий выделены лица, входящие в состав правлений советов, учетных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в акционерных и вообще подотчетных предприятиях, а равно управляющие такими предприятиями, их товарищи и уполномоченные; со всех этих лиц основной П. налог взимается в размере 2 руб. с каждых полных ста руб. получаемого ими в совокупности в течение года жалованья и прочего вознаграждения во всех предприятиях, на службе коих они состоят. Отдельно стоят пароходные предприятия, которые с каждого парохода вносят основной П. налог в размере 7 коп. с каждого полного квадратного фута площади нагрева его паровых котлов. Разделение местностей на классы, а предприятий и занятий на разряды, равно как размер окладов основного П. налога по классам и разрядам, подлежат пересмотру в законодательном порядке через каждые 5 лет.

Дополнительный П. налог взимается со всех торговых и промышленных предприятий, подлежащих основному П. налогу, а равно с личных П. занятий, причисленных ко II и III разряду, т. е. с экспедиторов при таможнях, не содержащих особых контор и приказчиков, с биржевых маклеров и биржевых нотариусов, причем акционерные и др. предприятия, обязанные публичной отчетностью, вносят его в виде: a) налога с капитала и b) процентного сбора с прибыли, а прочие плательщики в виде: a) раскладочного сбора и b) процентного сбора с прибыли.

Налог с капитала, которым обложены акционерные и др. предприятия, обязанные публичной отчетностью, уплачивается в размере 15 коп. с каждой сотни рублей основного капитала; в уплату налога зачитывается сумма основного П. налога, уплаченная по всем принадлежащим предприятию заведениям и складочным помещениям. За основной капитал предприятия принимается нарицательная сумма сего капитала, значащаяся по отчету предприятия за истекший операционный год. К основному капиталу приравниваются складочный, паевой и другие тому подобные заменяющие его капиталы. Для кредитных установлений, выпускающих закладные листы или облигации и не имеющих основных капиталов (земельные банки, городские кредитные общества и т. п.), за означенные капиталы принимается одна десятая доля выпущенных упомянутыми установлениями в обращение закладных листов или облигаций. Подотчетные предприятия, чистая прибыль которых не превышает 3% на их основной капитал, не подлежат платежу процентного сбора с прибыли. Все остальные подотчетные предприятия уплачивают, сверх основного П. налога и налога с капитала, процентный сбор с прибыли в следующих размерах:

1) Получившие чистую прибыль:

Свыше 3% до 4%

3%

Свыше 4% до 5%

4%

Свыше 5% до 6%

4 1/2%

Свыше 6% до 7%

5%

Свыше 7% до 8%

5 1/2%

Свыше 8% до 9%

5 3/4%

Свыше 9% до 10%

6%

2) Получившие чистую прибыль свыше 10% на их основной капитал — шесть процентов со всей суммы полученной на него чистой прибыли и сверх того еще 5% с той суммы чистой прибыли, которая превышает 10% на означенный капитал. Законом установлены особые правила для выяснения чистой прибыли, подлежащей процентному сбору: таковой признается разность, исчисленная по отчету предприятия за истекший операционный год между суммой валового дохода и определенными, законом предусмотренными расходами и отчислениями за тот же год. Годовые отчеты и балансы акционерных предприятий в установленный срок представляются в местную казенную палату, которая в течение трех месяцев может истребовать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для поверки отчетов, и признать их неправильными. В случае невозможности выяснить из отчетов или иным путем чистую прибыль предприятия, управляющий казенной палатой с особого разрешения министра финансов имеет право потребовать от правления компании осмотра и поверки торговых книг и оправдательных документов, а равно и самих заведений, принадлежащих предприятию. Таким образом, вся тяжесть обложения акционерных предприятий перенесена в дополнительный налог, причем налог с капитала призван служить коррективом к процентному сбору, который, имея до известной степени характер прогрессивного, все же не может быть приравнен к подоходному, так как при наших бытовых условиях, как это признано государственным советом, нет ручательств в том, что отчеты предприятий дадут всегда верную картину финансовой их деятельности, как бы ни были подробны законодательные и инструкционные правила для определения чистой прибыли, подлежащей процентному сбору. Ввиду этого наиболее целесообразное дополнение к процентному подоходному сбору усматривается в сборе, соразмеренном с силой предприятия, а лучший признак этой силы — в размере основного капитала предприятия. Налог на капитал должен, далее, сдерживать стремление подотчетных предприятий, в особенности семейных товариществ на паях, к преувеличению их основных капиталов. Действительно, при процентном сборе с прибыли чем больше показан основной капитал предприятия, тем меньший процент приходится уплачивать с абсолютной цифры прибыли, так как по отношению к увеличенному основному капиталу последняя составляет меньший процент; но так как за увеличенный капитал надо по переменному окладу в 1 руб. 50 коп. с тысячи уплатить и налог в увеличенном размере, то искусственное увеличение суммы основного капитала является уже не столь выгодным. В общем же для множества подотчетных предприятий вновь вводимый налог с капитала не составит нового обременения; до сих пор все акционерные предприятия вносили в казну патентного сбора 1200 руб. (1-я гильдия + 625 руб. добавочного сбора), ныне же все такие предприятия, основной капитал которых менее 800000 руб. — а таковых более трети, — будут, по расчету 1 руб. 50 коп. с тысячи, вносить налоги менее этой суммы. Что касается раскладочного сбора, являющегося одним из видов дополнительного П. налога для предприятий, не обязанных публичной отчетностью, то общая по империи сумма его назначается на каждые три года в законодательном порядке. Между губерниями и областями сумма эта особым по П. налогу присутствием, состоящим при департаменте торговли и мануфактур, распределяется ежегодно сообразно степени развития в них торговли и промышленности. В начале каждого года назначенная на губернию или область сумма раскладочного сбора распределяется общим присутствием казенной палаты между податными участками, в которых образуются раскладочные по П. налогу присутствия, состоящие под председательством местного податного инспектора из представителя акцизного (местами и горного) ведомства и из шести лиц, избираемых из числа плательщиков раскладочного сбора городскими думами, уездными земскими собраниями, купеческими и биржевыми обществами. В столицах и др. местностях со значительно развитой торговлей и промышленностью раскладочный сбор может быть распределяем не между податными участками, а между отдельными отраслями торговли и промышленности, и в таком случае для каждой отрасли торговли и промышленности образуется особое раскладочное присутствие. Раскладочное присутствие распределяет торговые и промышленные предприятия и личные П. занятия по группам, установленным общим присутствием казенной палаты, и для каждой группы определяет процент средней прибыльности с оборота; процент этот подлежит утверждению общего присутствия казенной палаты. Ежегодно не позже 1 апреля должно быть подаваемо в подлежащее раскладочное присутствие заявление с указанными в законе сведениями, которые служат для выяснения размеров оборотов данного предприятия; о прочих плательщиках, а равно о предприятиях, не представивших заявлений, соответствующие сведения собираются должностными лицами податного надзора. На основании этих сведений и процента средней прибыльности раскладочное присутствие определяет прибыль данного заведения или промысла, подлежащую обложению раскладочным сбором, а соответственно этим прибылям оно распределяет всю сумму раскладочного сбора, назначенную на данный податный участок или данную отрасль торговли и промышленности. Раскладка утверждается общим присутствием казенной палаты, которое рассматривает при этом как возражения плательщиков, которые могут быть подаваемы в раскладочные присутствия в месячный срок со дня получения плательщиком извещения о предположениях раскладочного присутствия, так и заключения по этим возражениям раскладочного присутствия. От платежа раскладочного сбора освобождаются: все вновь возникшие предприятия, коим к 1 апреля не истек годичный срок со дня их открытия, и некоторые мелкие и малодоходные предприятия. В некоторых областях Азиатской России и Закавказья раскладочный сбор заменяется 25% надбавкой к основному П. налогу. Раскладочный сбор вносится не позже 1 октября каждого года. Таким образом, в основание раскладочного сбора положено начало средней прибыли, чем значительно суживается произвол податных учреждений, которому прежняя система раскладки по так называемым "предполагаемым" прибылям открывала полный простор. Положением 8 июня 1898 г. применяется, следовательно, к П. обложению то же понятие о среднем доходе, на котором основано взимание налогов поземельного и с городских недвижимых имуществ, а также большинство земских и городских сборов. Предполагается, что уклонения действительной прибыли от средней, особенно ввиду того, что размер П. налога, несмотря на некоторое его повышение, в общем еще весьма незначителен сравнительно с другими налогами, не могут чувствительно отражаться на величине доли чистого дохода плательщика, поглощаемой налогом. Тем не менее, закон стремится всячески облегчить плательщикам выяснение действительной их прибыли и предоставляет им к этому различные способы. Прежде всего товариществам полным и на вере, торговым предприятиям первого разряда и промышленным первых трех разрядов предоставляется добровольно подчиниться порядку обложения дополнительным П. налогом, установленному для подотчетных предприятий (т. е. платежу налога с капитала и процентного сбора с прибыли), под условием представления таких же правильных отчетов, которые обязательны для последних. Само собой разумеется и законом оговорено, что сумма раскладочного сбора, падающая на такие предприятия, не должна быть перелагаема на предприятия, продолжающие платить раскладочный сбор. Засим закон идет навстречу желаниям плательщиков быть обложенными по действительно получаемой ими прибыли, но без подчинения нормам дополнительного П. налога с предприятий, обязанных публичной отчетностью. В этих видах постановлено, что для плательщиков, которые представят в раскладочные присутствия торговые книги или засвидетельствованные выписки из них, могущие служить для выяснения действительно полученной ими прибыли, размер причитающегося с них раскладочного сбора исчисляется по действительной прибыли, проверенной в случае надобности председателем раскладочного присутствия. Наконец, возможность домогаться обложения по действительной прибыли предоставлена и тем плательщикам, которые не прибегнут к представлению торговых книг или выписок из них; в этих видах постановлено, что плательщики при представлении своих возражений относительно определенных для них раскладочным присутствием сумм прибыли могут подкреплять свои возражения торговыми книгами и другими бесспорными документальными данными для определения действительно полученной ими прибыли, которая в этом случае и служит основанием для исчисления размера раскладочного с них сбора. Но и во всех остальных случаях средний процент прибыльности должен применяться лишь к таким предприятиям или промыслам, которые находятся в нормальных условиях. Для таких же предприятий и промыслов, которые находятся в особенно благоприятных или неблагоприятных условиях, в зависимости как от свойства самого промысла, так и от временных и случайных обстоятельств раскладочное присутствие может назначить соответственно повышенные или пониженные проценты прибыльности, но с тем, чтобы повышенный процент не превосходил установленного для данной группы предприятий более чем наполовину. Независимо от этого плательщикам, владеющим в пределах одного податного участка несколькими однородными заведениями, предоставлено ходатайствовать перед раскладочным присутствием о том, чтобы причитающийся с них раскладочный сбор исчислен был по совокупности прибылей, получаемых по всем этим заведениям, и в случае удовлетворения такого ходатайства убыток по одним заведениям подлежит вычету из дохода, полученного по другим. Раскладочный сбор призван служить коррективом к основному П. налогу, взимаемому по патентной системе в постоянных окладах, а потому падающему на доход плательщика в отношении обратно прогрессивном. Но и раскладочный сбор, как сбор, взимаемый в одинаковом процентном отношении со всяких прибылей, независимо от их размера, не может вполне исправить этот недостаток основного налога, ибо при раскладочном сборе совокупность П. обложения плательщика, получившего меньшую прибыль, будет всегда тяжелее обложения плательщика, выбравшего П. свидетельство той же цены, но выручившего большую прибыль. Таким образом, простое увеличение раскладочного сбора не достигало бы цели, ибо при этом усиливается огульное обложение плательщиков, в том числе и тех, которые чрезмерно обложены патентным налогом и потому заслуживают облегчения. Корректива усматривается поэтому в таком налоге, который взимался бы с одних высших прибылей, не захватывая прибылей низких. Таким налогом и является процентный сбор с прибыли, который взимается лишь с той части исчисленной для обложения раскладочным сбором прибыли, которая превышает увеличенный в 30 раз оклад основного П. налога, уплаченного за данное предприятие или личное промысловое занятие. Другими словами, процентный сбор с прибыли взимается с таких предприятий, для которых основной П. налог составляет менее 3 1/3% с полученной ими прибыли. Размер же процентного сбора назначен по одному рублю с каждых полных тридцати рублей вышеозначенного излишка прибыли. Таким образом, предполагается, что обложение в виде основного налога вместе с процентным сбором с прибыли достигнет для всех предприятий, подлежащих раскладочному сбору, 3 1/3% с прибыли, а так как раскладочный сбор должен составлять около 1 3/4%, то общее П. обложение должно достигнуть приблизительно 5 1/12% с прибыли, тогда как до реформы 1898 г. одно лишь патентное обложение второгильдейских предприятий составляло более 5 1/2%. Процентный сбор с прибыли взимается со всех предприятий и личных промысловых занятий, облагаемых раскладочным сбором, за исключением: 1) оптовых складов вина и спирта, а также фабрик и заводов, выделывающих оплачиваемые акцизом продукты, и 2) торговых предприятий III разряда и промышленных VI разряда в местностях IV класса, т. е. тех предприятий, которые освобождены от подачи заявлений в раскладочные присутствия.

Существенные изменения введены Положением 1898 года и в организацию учреждений по государственному П. налогу. В строе местных учреждений, непосредственно ведающих обложение, эти изменения выражаются в том, что обязанности прежних губернских податных присутствий (см.) возлагаются на общие присутствия казенных палат, усиленные представителями от общественных учреждений и от плательщиков, а уездных податных присутствий — на местные раскладочные присутствия. Что же касается устройства апелляционных инстанций, то для рассмотрения жалоб плательщиков на постановления казенных палат образуется на местах новое коллегиальное учреждение с характером административного суда — губернское (областное) по промысловому налогу присутствие, под председательством губернатора, из вице-губернатора, управляющих казенной палатой и акцизными сборами, прокурора окружного суда, председателя губернской земской управы, городского головы губернского города и двух представителей из плательщиков промыслового налога. Что же касается особого присутствия при департаменте торговли и мануфактур, то с освобождением его от рассмотрения жалоб плательщиков на обязанности названного учреждения остается предварительное соображение и разработка вопросов, относящихся до промыслового налога, и, кроме того, ему вновь поручается обсуждение предположений о ежегодном распределении между губерниями и областями назначенной законодательной властью на три года общей на Империю суммы раскладочного сбора.

Непосредственный надзор за исполнением правил Положения о государственном П. налоге и поверка торговли и других промыслов в пределах податных участков возлагаются на местных податных инспекторов и их помощников при содействии торговых депутатов, избираемых городскими думами, магистратами или заменяющими их учреждениями на 4 года и утверждаемых в должности губернатором. Нарушения правил по П. налогу наказываются штрафами, а апелляционными инстанциями для принесения жалоб являются губернское по промысловому налогу присутствие и правительствующий сенат. Прибавочные сборы с торговых документов в пользу городов (см. Доходы городские) и земств (см. Земские финансы) оставлены Положением 1898 г. на прежнем основании, причем в отношении предельной нормы добавочного обложения разъяснено, что к прежним гильдейским свидетельствам должны быть приравнены П. свидетельства на торговые предприятия I и II разрядов и на промышленные предприятия первых пяти разрядов. Но при рассмотрении положения 1898 г. Государственный совет признал необходимым усилить местное обложение торговли и промышленности в видах как усиления средств земских и городских учреждений, так и облегчения податного бремени, тяготеющего на поземельной собственности. Разработка этого вопроса, сопряженная с пересмотром правил о представительстве торговли и промышленности в местных учреждениях, о предельности обложения и других узаконений, поручена министрам внутренних дел и финансов, причем в принципе решено предоставить земствам и городам участие во всех видах государственного П. налога. Ср. "Обзор иностранных законодательств о П. обложении" (СПб., 1893 — издание департамента торговли и мануфактур); "Историч. обзор обложения торговли и промыслов в России" (СПб., 1893, ib.); Н. Нечаев, "Земское П. обложение" ("Рус. мысль" 1897, № 10).

А. Я.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:15 MSK