[ начало ] [ П ]

Пуфендорф

неправильно Пуффендорф (Самуил Pufendorf, 1631 — 1694) — знаменитый юрист и историк, сын проповедника в Хемнице, учился в Лейпциге, где занимался изучением международного права, которое тогда понималось в смысле отношений императорской власти к территориальным государям и последних друг к другу. Позже, в Йене, П. изучал еще математику, у профессора Вейгеля; математические познания, равно как и философия Декарта, с которой он основательно ознакомился, оказали большое влияние на научный метод его позднейших произведений. Ученой степени П. сознательно не домогался и поступил гувернером к сыну шведского посланника при датском дворе, Койэта. Вместе со всей семьей посланника П. был взят в плен; во время восьмимесячного плена, П., не имевший при себе книг, занялся воссозданием в памяти читанного им в трактатах Г. Гроция и Гоббса и составил, таким образом, краткое систематическое изложение основ юриспруденции, в котором многое принадлежит ему самому, так как принципы своих предшественников он применял и к вопросам, ими незатронутым. Таким образом создались "Elementorum Jurisprudentiae Universalis Libri duo" (Гаага, 1660), где из ряда аксиом и определений выведено все остальное содержание юриспруденции. Курфюрст пфальцский, которому это сочинение посвящено, пригласил П. занять первую в Германии кафедру "естественного и международного права"; одновременно П. читал особые лекции сыну курфюрста. В Гейдельберге П. оставался до 1670 г. и издал в это время, под псевдонимом Северина де-Монзамбано, знаменитый памфлет на конституцию германо-римской империи: "De statu Imperii Germanici Liber unus" (Женева, 1667). Памфлет этот несколько раз переиздавался на латинском языке и был переведен на языки немецкий, французский, английский и русский. В некоторых государствах Германии книга П. была запрещена; многие выдающиеся ученые написали возражения на нее. В 1670 г. шведский король Карл XI призвал П. в основанный им университет в Лунде, на кафедру международного права. Слава его распространилась в Европе, отчасти благодаря успеху его лекций, отчасти благодаря новым изданиям его сочинений. Через несколько лет король шведский призвал П. в Стокгольм и сделал его своим историографом и одним из советников. Во время нахождения П. в Швеции им издано большинство его сочинений. На первом плане между ними стоит "De Jure Naturae et Gentium" (Лунд, 1672; новое издание, значительно увеличенное, Франкфурт, 1684; вскоре после смерти П. оно было переведено на языки французский, немецкий и английский). Один из коллег П., Бекман, написал на эту книгу критику, в которой выставлял П. вероотступником; но критика Бекмана в Швеции была воспрещена к распространению, и сам Бекман изгнан из Швеции. В ответ на позднейшие нападки Бекмана П. напечатал в 1678 г. "Апологию", "Discussio calumniarum" и еще два иронических послания в стиле "Писем темных людей". Далее им написаны: "De officio hominis et civis juxta legem naturalem" (Лунд, 1673; франц. пер. 1707 и сл.), "Dissert. academicae selectiores" (1675), изданные на немецком языке труды о светской власти пап (Гамбург, 1679), по истории "важнейших государств Европы" (4 издания с 1682 по 1699 гг.), "Georgii Castriotae historia" (1684), "Comment. de rebus Suecicis" (1686), "De habitu religionis christianae" (1687). Все эти сочинения были очень скоро переведены на французский, английский, голландский языки. В последнем из них П. говорит, что в делах религиозных правители имеют право наказывать за богохульство, атеизм, сношение с демонами, сектантство, если оно учит противиться властям, но не должны облагать наказаниями тех, кто допускает отступления от обрядности и придерживается необычных взглядов в научных вопросах. В 1688 г. П. переселился в Берлин, где получил звание историографа. Здесь П. написал изданные после его смерти историю великого курфюрста ("De rebus gestis Frederici-Wilh e lmi Magni", Б., 1695) и историю Карла-Густава, короля шведского. В 1694 г. П. получил шведское баронство. После смерти П. были изданы многие из сочинений его, между прочим, интересное рассуждение о несогласиях между протестантами: "Jus feciale divinum" (Любек, 1695).

Громадный авторитет П. при жизни и в ближайшее время после смерти доказывается большим количеством переводов его сочинений и частым выходом новых изданий их. В России особенно много потрудился над переводами из П. Гавриил Бужинский, переведший "Введение в историю европейскую" (с лат., СПб., 1718) и "О должностях человека и гражданина" (СПб., 1724); переводы эти сделаны под личным наблюдением Петра Великого. Главная заслуга П. — отделение естественного права от богословской схоластики и возвышение его на степень самостоятельной науки. По его мнению, право должно согласоваться лишь с законами разума, независимо от догматов вероисповедных и от существующих законоположений. По предмету отношений церкви к государству П. создал теорию так называемого коллегиализма.

Ср. О. Franklin, "Das Deutsche Reich nach Severinus von Monzambano" (Грейфсвальд, 1872); ст. Трейтшке в "Preussische Jahrb ücher" (1875); Jastrow, "Pufendorfs Lehre von der Monstrositä t der Reichsverfassung" (Б., 1882); "Randbemerkungen zum Monzambana" (Б., 1894).


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:16 MSK