[ начало ] | [ Р ] |
Равенна, город в Италии
(Ravenna) — главный город итальянской провинции того же имени, в 7 км от Адриатического моря. 18½ тыс. жителей. Виноделие, шелководство, мукомольное дело. В 1894 г. в Равеннскую гавань вошло 1512 судов, в 52893 тон. Академия художеств, библиотека. В археологическом отношении Р. является наряду с Римом, Константинополем и Солунью одним из важнейших пунктов для изучения древнехристианского искусства в эпоху перехода в искусство византийское. От эпохи первого процветания Р. во времена Гонория и Галлы Плацидии, а затем Теодориха, сохранилось сравнительно мало памятников. Две крещальни, арианская и православная, два надгробных памятника — Галлы Плацидии и Теодориха: вот все, что дошло до нас от этой эпохи приблизительно в первоначальном виде. Храм Аполлинария Нового, построенный Теодорихом и вначале посвященный св. Мартину (S. Martino in Coelo aureo), сохранил украшения уже, по-видимому, более позднего, Юстиниановского времени, и не ранее начала VI в. Крещальни представляют круглые здания, напоминающие подобные же римские сооружения: православная (Battistero degli Ortodossi), сооруженная еще при Галле Плацидии и являющаяся, таким образом, древнейшим зданием Р., сохранила, кроме мозаики купола, изображающей в центральном медальоне Крещение (с чисто античным олицетворением Иордана в виде старца), а в окружающем его поясе фигуры 12 апостолов, еще богатое штукатурное убранство, остатки прежней мраморной облицовки, надписи и различные, отчасти мозаичные орнаменты; в арианской крещальне, построенной Теодорихом, сохранилась только мозаика купола такого же содержания, как и православной. Надгробный мавзолей Г. Плацидии — небольшая капелла, имеющая в плане форму латинского креста, перекрестье крыто куполом довольно необычайного устройства. В ней находятся три саркофага: самой Г. Плацидии, Гонория и Валентиниана III. Все своды капеллы и люнеты под ними одеты роскошной мозаикой, своими орнаментальными деталями и фигурными сюжетами весьма сильно напоминающей древнейшее христианское искусство катакомб и отчасти даже позднее античное. Так, напр., встречающееся здесь изображение голубей, пьющих воду из сосуда, весьма близко напоминает античную мозаику капитолийского музея, а большое изображение Доброго Пастыря всецело переносит нас в катакомбы, равно как и изображения оленей, пьющих из источников (ср. Псал. 41, 2). В люнете восточной ниши изображен св. Лаврентий (почитание которого в Италии очень древне и специально засвидетельствовано для семьи Федосия Вел.), идущий на мученическую смерть с крестом и книгой в руках. Кроме того, мы видим на этих сводах символы Евангелистов, 12 апостолов и богатую орнаментику. Надгробный памятник Теодориха не имеет никаких украшений внутри. Снаружи это — круглый храм античного типа (вроде так назыв. храма Весты в Риме), поставленный на высокий десятиугольный постамент. Как и античные храмики подобного рода, он был окружен колоннами (ныне несуществующими), поддерживавшими выступающие края крыши, купол которой изваян из одного колоссального камня. Гораздо роскошнее и крупнее в Р. памятники эпохи второго процветания этого города, именно — времен царствования Юстиниана. Достаточно остановиться на трех главных из этих памятников — на Базилике св. Аполлинария Нового, храме св. Виталия и базилике св. Аполлинария в Гавани, бывшем приморском поселке Р., месте стоянки некогда знаменитого императорского равеннского флота, в настоящее время отстоящем на 5 км от моря. Базилика св. Аполлинария Нового, как уже сказано выше, построена еще Теодорихом в честь св. Мартина и была посвящена арианскому культу. При имп. Юстиниане и еписк. Анвелле (556—569) она обращена в католический храм. С IX в., после того как были перенесены в нее мощи св. Аполлинария, она стала называться его именем. Вся апсида базилики модернизирована в эпоху барокко, и лишь верхние стенки среднего корабля, поддерживающиеся превосходными древними колоннами, сохранили свои мозаики, происхождение которых относят обыкновенно к эпохе Юстиниана (Е. К. Редин видит в них произведение начала VI в.). Они образуют три горизонтальных пояса. Нижний изображает две большие процессии, одну свв. мужей, другую свв. жен. Первые выходят из дворца Теодориха и шествуют по направлению к Христу, восседающему на престоле, вторые выходят из гавани и идут к Богоматери, также сидящей на престоле, с Младенцем на руках. Во главе процессии свв. жен идут три волхва с дарами. Второй пояс (между окнами) занят изображениями апостолов и пророков. Верхний пояс изображает в небольших квадратах ряд эпизодов земной жизни Спасителя; Церковь св. Виталия — бесспорно самый замечательный из всех памятников Р., как в архитектурном отношении, так и по своему художественному убранству. Построенная (в 526—547 гг.) по обету Юстиниана, быть может, на его личные средства, она представляет по своему плану и расположению ближайшую аналогию с современной ей церковью свв. Сергия и Вакха в Константинополе. Это — центральное купольное сооружение с осьмиугольным двухъярусным обходом, открывающимся в центральное пространство полукруглыми нишами на колоннах. Профили капителей этих колонн могут считаться, наравне с капителями константинопольского храма св. Софии, изящнейшими образцами ранневизантийского стиля, еще сохранившего античное чутье форм, но трактующего их уже своеобразно. Все своды и купол были покрыты мозаиками, ныне исчезнувшими, за исключением мозаик алтарной апсиды (конхи, по визант. терминологии) и предшествующего ей пространства (бемы). Эти последние изображают: гостеприимство и жертвоприношение Авраама, жертвоприношения Авеля и Мельхиседека, сцены из жизни Моисея, пророков, Евангелистов и некоторые орнаментальные сюжеты, снова отзывающиеся стилем римских христианских памятников (напр. Агнец Божий, города Иерусалим и Вифлеем). В апсиде — Христос Еммануил (юношеский тип) на престоле, окруженный святыми. На боковых стенах алтаря — особо важные в историко-археологическом отношении изображения Юстиниана и Феодоры с их свитами (другой портрет Юстиниана, в более преклонном возрасте, хранится в црк. св. Аполлинария Нового. Он также мозаичный и, по - видимому, некогда украшал собой фасад этого храма). Базилика св. Аполлинария в Гавани — построена также в эпоху Юстиниана, но ее мозаичное убранство уже относится отчасти к VII в., к эпохе имп. Константина Погоната (668—685). Круглая башня — колокольня при этой церкви, равно как и подобная башня при црк. св. Аполлинария Нового — суть древнейшие образцы подобных церковных башен в Италии. Мозаичные изображения распределены по триумфальной арке, своду и стенам апсиды. На первой — обычные для таких арок сюжеты (Христос в медальоне, символы Евангелистов, агнцы, Иерусалим и Вифлеем); в апсиде — символическое изображение Преображения в виде креста в ореоле и трех агнцев, изображающих Петра, Иакова и Иоанна; в нижней части полукупола — св. Аполлинарий и 12 агнцев. На боковых стенах апсиды — опять ветхозаветные жертвоприношения и процессия с изображением имп. Константина и его свиты. Художественную оценку равеннских мозаик см. в статье "Древнехристианское искусство". Кроме произведений мозаики, Р. обладает в своих древних храмах еще рядом скульптурных памятников. Это, во-первых, саркофаги, значительно уклоняющиеся по своим формам и изваянным на них сюжетам от римских саркофагов. Уклонение это выказывается более всего в орнаментации и символик, противополжных чисто фигурному убору римских памятников. Попадаются сюжеты, заимствованные из мозаик. Особняком стоит замечательнейший памятник резьбы из слоновой кости — кафедра еп. Максимиана (546—552). На ней в длинном ряде сцен изображены события из земной жизни Христа и из жизни Иосифа Прекрасного, как прообраза Спасителя. Сверх того на передней стороне кресла изображены в более крупных размерах Иоанн Предтеча и 4 Евангелиста (и пророки); все это — в богатом орнаментальном обрамлении. Некоторые из пластинок, принадлежавших к креслу, находятся в настоящее время в различных коллекциях. Ср. Diehl, "Ravenne; études d'arché ologie byzantine" (П., 1885).
A. Щукарев.
История. — Древнейшие сведения о Р. сообщает Страбон; по его рассказу, Р. основана была фессалийцами; ее дома были построены на сваях, каналы частью заменяли собою улицы. Затем Р. поочередно переходила в руки этрусков, сабинян, галлов, пока в 254 г. до Р. X. не досталась римлянам, давшим ей самоуправление и различные привилегии и льготы. В эпоху империи Р. была одной из важных стоянок римского флота благодаря устроенному Августом порту (Portus classis) и пользовалась особым покровительством римских императоров. Разделенная на 5 больших кварталов, она носила название Pentapolis. Затем Р. сделалась резиденций епископа (существует предание, будто бы первым епископом Р., с 44 г., был ученик ап. Петра св. Аполлинарий), а с 432 г. — архиепископа. Император Гонорий, убегая от Алариха, прибыл в Р. и избрал ее своей столицей (402 г.). После падения Зап. Римской империи Р. взята была Одоакром, королем герулов, а в 493 г. ею овладел после продолжительной осады Теодорих Великий. В 555 г. Р. перешла под власть Византии, господство которой продолжалось здесь около двух веков. В 752 г. Р. перешла в руки лангобардов, а через два года принесена была Пипином Коротким вместе с экзархатом в дар папе. С 1275 г. Р. перешла в полную собственность знатной фамилии Полента, раньше находившийся в вассальной зависимости от папы. В 1441 г. Р. овладели венецианцы и удерживали господство над ней до 1509 г., когда Р. снова перешла в руки папы. В эпоху наполеоновских войн Р. пришла в полный упадок. В l860 г. она включена в состав итальянского королевства.
В. П—ий.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:16 MSK |