[ начало ] | [ Р ] |
Разверстание угодий
т. е. разграничение угодий к одним местам — в широком смысле обнимает все мероприятия, путем которых принадлежащие к одному хозяйству участки земель, лежащие разрозненно и потому не допускающие достаточно интенсивной культуры, заменяются в видах улучшения сельскохозяйственной техники участками сплошными. Р. угодий, всегда предполагающее обмен участков между владельцами их, зачастую довольно многочисленными, весьма трудно достижимо путем соглашения. Законодательство определяет поэтому условия, при наличности которых оно становится обязательным. В Германии неограниченная свобода распоряжения уже в начале XIX стол. считалась сельскими хозяевами с Тэером (см.) во главе безусловно необходимой для введения интенсивной культуры. Между тем хозяйства частновладельческие и крестьянские связаны были между собой взаимными сервитутами, которые тяготели и на пашнях, и на лугах, и на лесах. Многие земли вовсе не состояли в распоряжении отдельных лиц, а находились в общем пользовании. К этому присоединялась чересполосица, т. е. такое расположение земельных владений разных лиц, при котором перемежаются участки, принадлежащие различным владельцам. Значительная часть чересполосных участков не прилегала к какой-либо дороге, и обработка их была возможна лишь при наличности дорожных и других сервитутов. Дороги, где они были, часто расположены были нецелесообразно, придавая отдельным владениям неправильные формы и тем препятствуя улучшению обработки. Все эти условия создавали принудительный севооборот (Flurzwang): все сельские хозяева, владения которых связаны были между собой сервитутами и чересполосицей, вынуждены были придерживаться одинаковой системы хозяйства (обыкновенно — трехпольной), одновременно производить вспашку, посев, уборку и все вообще сельскохозяйственные работы. Такое положение вещей, препятствующее переходу к интенсивной культуре, введению многополья, травосеяния и т. п., устраняется P. угодий, которое в Германии имеет место в трех случаях: 1) при урегулировании дорог, 2) при разверстании в техническом смысле этого слова и 3) при разделе общинных земель. Первый случай — простое урегулирование дорог (Wegbereinigung) — сводится к проведению новой целесообразной сети дорог, при которой каждый участок по крайней мере с одной стороны прилегал бы к дороге общего пользования, чем устраняется необходимость дорожных сервитутов и вместе с тем отдельным участкам путем обмена клиньев по возможности придается правильная фигура, а всякого рода сервитуты и реальные повинности погашаются. Р. угодий в техническом смысле этого слова (Feldbereinigung, Zusammenlegung, Arrondierung) имет целью уничтожение обязательного севооборота и чересполосицы путем обмена и отмежевания участков отдельных владельцев к одним местам с одновременным погашением всякого рода вредных в хозяйственном отношении сервитутов и реальных повинностей. Оно выражается в двух формах: в полной переверстке угодий и в так наз. консолидации. При полной переверстке угодий (Verein ödung) [Einö den первоначально назывались изолированные дворы, а затем на юридическом языке слово это стало означать имения, свободные от дорожных и пастбищных сервитутов. По Дитцу ("Geschichte der Verein ö dung im Hochstift Kempten", Кемптен, 1865), первый опыт полной переверстки угодий имел место в 1540 г., в Кемптенском аббатстве. В новейшее время она производилась в широких размерах в Познанской провинции при осуществлении аграрной реформы 1823 г.]. каждый землевладелец получает один сплошной участок земли, на который переносятся и его жилые и хозяйственные постройки. При этом деревенская община преобразуется в совокупность разрозненных мыз. Наиболее важной формой Р. является консолидация (Konsolidation, Verkoppelung, в Австрии Коmmassation), при которой сокращается лишь число участков, принадлежащих одному владельцу, посредством приурочения их к одним местам: владения каждого хозяина слагаются из меньшего числа более крупных участков (а земля мелкого владельца по возможности соединяется в один участок), прилегающих по меньшей мере с одной стороны к дороге общего пользования; дороги упорядочиваются, воды регулируются с помощью соответствующих приспособлений (канавы и т. п.). Все подлежащие консолидации имения рассматриваются как одна общая масса, из которой все владельцы получают доли соответственно ценности прежних своих участков. При распределении различаются пашни, выгоны и луга, а обыкновенно — и участки с различной почвой. Каждый землевладелец получает по возможности такое же количество земли того же качества и на таком же расстоянии, каким он располагал до Р., по завершении которого доходность удобных к культуре земель обыкновенно возрастает по меньшей мере на 26—33%. При разделе общинных земель (см.) Р. угодий имеет место в видах проложения новых дорог, упорядочения пользования водой, уничтожения чересполосности. Ввиду общеполезности Р. угодий государство оказывает в Пруссии содействие этой операции частью непосредственно (часть издержек по Р. покрывается казной, а издержки по проведению дорог падают частью или всецело на общину), частью через посредство мелиорационных банков (Landesk u ltur-Rentenbanken), а также принимает на себя посредничество в видах достижения соглашения между владельцами, являясь в случае надобности и фактором, решающим дело в порядке административной юстиции. С этою целью для различных провинций Пруссии учреждены 8 генеральных комиссий, в которых большинство членов должно обладать правом на занятие судейской должности. Апелляционной инстанцией является высший сельскохоз. суд (Oberlandeskulturgericht), учрежденный в Берлине в 1844 г. Генеральные комиссии должны стремиться к достижению полюбовного Р., но в случае неудачи производят Р. на основании специально изданных по этому предмету законов. Первостепенное значение имеют те постановления этих законов, которыми определяются условия обязательности Р. Первоначально прусский закон 7 июня 1821 г. допускал обязательное Р. угодий лишь по отношению к землям, состоящим в общинном пользовании или в общей собственности; но по закону 2 апр. 1872 г. ему подлежат и другие земли, если землевладельцы, владеющие на праве собственности более чем половиной поверхности и получающие свыше половины чистого с нее дохода, этого потребуют и окружное собрание такое Р. одобрит. В Саксонии закон 1834 г. требует для обязательности Р. согласия большинства двух третей собственников. Некоторые другие герм. государства (напр. Саксен-Альтенбург, Саксен-Мейнинген) делают Р. обязательным даже по требованию меньшинства землевладельцев. В большинстве государств требуется простое большинство голосов, исчисляемое различно. Первоначально затрудняли образование большинства законодательства Бадена (1856 г.), Гессена (1857 г.) и Баварии (1861 г.), но эти затруднения были устранены в Бадене законом 21 мая 1886 г., в Баварии законом 29 мая 1886 г., в Гессене законом 28 сент. 1887 г. В Вюртемберге первоначально издан был закон лишь об урегулировании дорог (в 1862 г.), но в 1886 г. и здесь последовал закон о Р. в техническом смысле этого слова. Все эти законы предоставляют заинтересованным лицам выбор между Р. и простым урегулированием дорог. Сравнительно широкое развитие Р. угодий в Пруссии обусловливается тем, что здесь преобладает крупное землевладение, представители которого легче могли оценить выгоды, сопряженные с устранением всякого рода ограничений в обработке земли, и легче могли эти выгоды использовать. Благоприятствовали усиленному Р. угодий и однородная почва равнины, сравнительно небольшие размеры дач, немногочисленность совладельцев, низкая ценность земли и, наконец, отсутствие в первой половине XIX стол. специальных культур. В Южной Германии во всех этих отношениях замечаются явления противоположные; в частности невозможным оказалось распространение обязательного Р. на виноградники. Германское начало обязательности Р. угодий для уничтожения чересполосности и сервитутов восприняла одна лишь Австрии, где издан по этому предмету закон в 1883 г. Он ограничивается установлением общих начал, предоставляя издание подробных правил ландтагам отдельных провинций; до сих пор такие правила составлены для одной лишь Моравии. Во многих кантонах Швейцарии в начале XIX стол. изданы были законы о Р. угодий, которые, однако, не идут далее урегулирования дорог. Во всех остальных государствах Зап. Европы Р. угодий производилось в связи с разделом общинных земель, а затем предоставлено свободному соглашению землевладельцев. Ср. Реуrеr, "Die Arrondierung des Grundbesitzes" (Вена, 1869); его же, "Die Regelung der Grundeigenthumverh ä ltnisse" (Вена, 1877); Meilzen, "Der Boden und die landwirtschaftlichen Verh ä ltnisse des preuss. Staats" (т. 1, B., 1868); W. L öbe, "Die Konsolidalion" (Лпц., 1865); Wilhelmy, "Ueber die Zusammenlegung d. Grundsl ücke" (B., 1856); Schlitte, "Die Zusammenlegung d. Grundslü cke" (Лпц., 1886); H üser, "Die Zusammenlegung d. Grundstü cke nach dem preuss. Verfahren" (Б., 1890).
А. Я.
Разверстание угодий в России. Вопрос о Р. угодий, т. е. о способах отделения земель, предоставленных в пользование крестьянам, от земель помещичьих был возбужден в 1859 г. председателем редакционных комиссий Я. И. Ростовцевым. Избранная для обсуждения этого вопроса особая комиссия пришла к заключению, что предстоящее размежевание крестьянских и помещичьих земель, несмотря на свою обширность, не представить затруднений, если смотреть на него как на продолжение частью уже оконченного, частью продолжающегося генерального и специального размежевания (см. Межевание). В тех дачах, в которых после генерального межевания не произошло никаких изменений или в которых владельцы уже размежеваны специально, все действие отделения крестьянских земель от помещичьих должно было заключаться, по мнению комиссии, лишь в проведении меж в натуре, с обозначением линий на планах. В дачах уже согласованных к размежеванию, но еще не размежеванных, равно как и в тех, в которых предстоить судебно-межевое разбирательство за недостижением полюбовных соглашений, необходимость выдела крестьянских земель должно было служить одним из побудительных мотивов к скорейшему размежеванию их. Что касается до губерний, в которых в то время генерального и специального размежевания произведено еще не было, то окончательное разграничение крестьянских и помещичьих земель ожидалось здесь по мере хода основных межевых работ. Мнение комиссии было целиком принято составителями Положений 19 февраля 1861 г. — и этим объясняется тот факт, что в Положениях нет никаких постановлений, регулирующих размежевание крестьянских и помещичьих земель. Допустив в весьма значительном числе случаев уменьшение размера поземельного надела, составители положений желали, чтобы это уменьшение произошло без существенной ломки крестьянского хозяйства того времени. Положения 19 февраля разумеют под усадебной оседлостью всю землю, состоящую в одной окружной черте селения или поселка и находящуюся под крестьянскими жилыми, промышленными, общественными и всякими другими строениями, с принадлежащими к ним в черте селения или поселка крестьянскими огородами, садами, коноплянниками, гумнами, хмельниками, пчельниками, левадами, займищами и другими угодьями, а также водопоем, выпуском для скота и промежутками между крестьянскими строениями, кроме проулков, нужных для проезда. Такое подробное определение понятия "усадебная оседлость" и перечисление земель, входящих в ее состав, было вызвано необходимостью противодействовать мнению многих губернских комитетов, понимавших термин "усадебная оседлость" по "прямому его значению, в духе русского языка заключающемуся", т. е. ограничивавших состав усадебной оседлости только землей, находившейся под крестьянскими жилыми строениями и прилегающими к ним садами и огородами. Тем не менее закрепление за крестьянами усадебных оседлостей в том размере и составе, в каком они находились в момент реформы, было достигнуто далеко не в полной мере: редакционные комиссии принуждены были постановить, что если усадебные земли не отделены ясной чертой (издавна существующим рвом, канавой, изгородью, околицей и вообще очертанием поселения в натуре) от прилегающих к ним конопляников и выгонов, то для обозначения этой черты в губерниях великороссийских, белорусских и новороссийских в состав усадебной оседлости, кроме пространства, занятого селением, должно войти из конопляников не более 120 кв. саж. на ревизскую душу, из выгонов — в степной полосе не более 320 кв. саж., а в остальных местностях не более 200 кв. саж. на ревизскую душу. Еще более было ограничено понятие об усадебной оседлости для Бессарабии и для губерний малороссийских и закавказских. При отсутствии ясной черты селения — или когда внутри селения по разбросанности усадебных строений заключались пустопорожние места — под усадебную оседлость в счет общего надела полагалось по 1200 кв. саж. на каждый двор, включая в это число выпуски, площади и промежутки между отдельными дворами. Количество усадебной земли было определено в таком случае равным в губерниях закавказских — однодневному паханию на один дым, в губ. Кутаисской — одной кцеве на дым, что равнялось приблизительно тем же 1200 кв. саж. При фактическом отводе крестьянам их усадебной оседлости ясной черты селения часто не оказывалось, и потому крестьяне получили по большей части усадебные земли в указанных размерах. Произведенные впоследствии земские статистические исследования обнаружили весьма рельефно весь вред незначительности усадебных наделов, еще более усиливаемый тем, что усадебные земли раньше других подверглись дроблению путем наследования и продажи. Крайняя скученность крестьянских построек, наблюдаемая во многих местностях России и в особенности Малороссии ("такая теснота, что во время дождя вода падает с крыш на чужую землю", — говорило население статистикам Черниговской и Полтавской губ.), способствует разрушительности деревенских пожаров в России. Из состава крестьянской усадебной оседлости были выделены, кроме земель, находившихся под усадьбами помещиков, торговые и базарные площади, доход с которых поступал непосредственно в пользу помещика. Крестьянам предоставлено было право проезда, прогона и выпуска скота на эти площади, если до реформы они пользовались таким правом. Базарные и торговые площади, доход с которых поступал в пользу миpa, были оставлены в пользовании последнего за повышенные повинности в пользу помещика. В течение 8 лет после объявления положения помещики имели право требовать обязательного перенесения крестьянских усадеб на новые места: 1) если усадебные строения крестьян находились ближе 50, а кузницы или другие действующие огнем заведения — ближе 10 0 саж. от строений помещика, возведенных до издания Положения; 2) если вне черты селения или поселка находилась отдельная крестьянская усадьба, в которой не было приурочено надела полевыми угодьями, и 3) если для Р. помещичьих полевых угодий с крестьянскими встречалась необходимость в перенесении нескольких или всех усадеб селения. В первом случае для обязательного перенесения крестьянской усадьбы требовалось простое постановление мирового съезда, во втором и в третьем — единогласное постановление того же съезда, а при отсутствии его — решение губернского по крестьянским делам присутствия. Обязательное перенесение крестьянских усадеб допускалось не более одного раза и на расстояние не более чем на 10 верст, а в степных местностях — не более чем на 15 верст от прежних усадеб и не иначе как в пределах крестьянского надела: старого, если он сохранялся за крестьянами, или нового, если таковой отводился при Р. полевых угодий. Место, назначаемое под новые усадьбы, должно было быть непременно npиурочено к крестьянской пахотной земле и удобно для поселения. При отсутствии на нем естественных водовместилищ помещик должен был устроить водопои в виде запруд, колодцев и т. п. на свой собственный счет. Новые усадьбы по размеру своему должны были равняться старым и во всяком случае быть не менее как в 1200 кв. саж. на двор, а если при прежних усадьбах были выпуски и конопляники — то не менее 1800 саж. (в степных губерниях — во всех случаях не менее 1800 саж.). При перенесении усадеб на новые места помещик обязан был или построить крестьянам новые строения, оставив старые в свою пользу, или перенести старые постройки на новые места, добавив к ним то количество нового строительного материала, какое оказалось бы необходимым (в этих случаях крестьяне должны были оказывать помещику содействие своим трудом), или, наконец, вознаградить крестьян деньгами по соглашению с ними, а если бы оно не состоялось — по определению третейского суда или уездного мирового сезда. Кроме льгот по отбыванию повинностей за усадьбы, крестьянам предоставлялось в этих случаях право на вознаграждение за сады и другие древесные насаждения и каменные строения, остававшиеся на старых местах в пользу помещика, и право безвозмездного пользования в продолжение трех лет со времени начала переселения (оно должно было быть непременно закончено в этот срок) прежними огородами, конопляниками и другими возделанными местами. Запасные хлебные магазины и другие общественные строения крестьян, находившиеся на господской земле, должны были быть перенесены по требованию помещика в продолжение трех лет со дня заявления такого требования, за счет крестьян. Промышленные и торговые заведения, принадлежавшие крестьянам, но находившиеся вне крестьянского надела, при нежелании помещика требовать выкупа находившихся под ними земель он должен был предоставить в пользование крестьянам за плату из 6% с повышенной оценки и сохранял право требовать сноса этих заведений в срок от двух до 24 лет в зависимости от строительного материала, из которого они были сооружены. Правом перенесения крестьянских усадеб помещики воспользовались в относительно небольшом числе случаев. Непосредственное соседство помещичьих и крестьянских усадеб имеет результатом целый ряд хозяйственных неудобств и споров о потравах и проч. — Все действия по отводу крестьянам как усадебных, так и полевых земель были разделены на две части. В двухгодичный срок после объявления Положений окончены были работы по первоначальному утверждению надела, а в следующее шестилетие окончено было Р. угодий к одним местам. Со дня объявления положений и до введения уставных грамот крестьянам предоставлено было пользоваться теми самыми усадьбами и полевыми угодьями, которыми они до того времени пользовались, причем на этот период времени они должны были отбывать в пользу помещиков те же повинности и уплачивать те же суммы оброка, какие они отбывали и уплачивали ранее; с установленными ограничениями. Уставные грамоты должны были быть составлены помещиками в течение одного года со времени получения в губернских городах местных Положений. В этих грамотах (кроме других сведений, о которых см. Крестьяне) обозначалось: 1) количество земли, состоявшее в пользовании крестьян, по примерному измерению домашними средствами с показанием количества земель, находящихся под усадебной оседлостью; 2) объяснение на основании местного Положения, остается ли количество крестьянского надела без изменения или же будет произведена прирезка или отрезка от него и в каком размере; 3) особые доходные статьи и угодья (торговые и базарные площади, рыбные ловли и проч.), оставляемые в распоряжении помещика и предоставляемые в пользование крестьянам; 4) пределы (границы) крестьянского надела с означением их по возможности рубежами, урочищами или другими заметными признаками. От усмотрения помещика зависело призвать крестьян к участию в составлении уставной грамоты или составить ее без их участия. Если помещик намеревался представить уставную грамоту от себя и от крестьян, как добровольную сделку, основанную на обоюдном согласии, то он должен был сообщить ее на сходе крестьянам; в случае согласия крестьян она подписывалась ими и посторонними свидетелями из крестьян соседних селений и свидетельствовавалась мировым посредником, после чего становилась актом, подлежащим исполнению. Если помещик представлял мировому посреднику уставную грамоту только от своего имени или не представлял ее в узаконенный срок совсем, то мировой посредник должен был выехать на место или для проверки грамоты, составленной помещиком, или для составления грамоты. Приехав на место, мировой посредник в присутствии владельца имения или его поверенного прочитывал "от слова до слова" составленную уставную грамоту в присутствии трех добросовестных свидетелей шести избранным мирским сходом уполномоченным от крестьян, в случае согласия последних составлял акт об этом, а в случае несогласия склонял стороны к миролюбивому соглашению и постановлял свое решение по всем вопросам, не касавшимся количества земель, подлежавших отводу крестьянам. Если крестьяне оспаривали количество земель, показанное владельцем в уставной грамоте, то мировой посредник производил приблизительное измерение их или через землемера, или домашними средствами, руководствуясь известными по местным условиям отношениями десятины земли к количеству высеваемых семян или ежегодно собираемого сена и другими подобными сведениями. Впрочем, по желанию владельца мировой посредник мог и не производить такого измерения и допустить условное введение уставной грамоты с тем, что в случае обнаружения в течение шести лет ошибки в размере не менее 10% (в ту или другую сторону) уставная грамота должна быть исправлена, а повинности крестьян соответственно повышены или понижены, но только на будущее время. Составители Положений 19 февраля установили в виде общего правила, что крестьянам отводятся только удобные земли. При первоначальном отводе в состав крестьянских наделов, кроме усадеб, должны были войти выпуски, пахотные, сенокосные и пастбищные земли и водопои для скота, а в Бессарабской губ. и Закавказье — виноградные, фруктовые и тутовые сады. В степной полосе великороссийских губерний при первоначальном утверждении надела помещик имел право отвести крестьянам надел из полевых земель в том месте, которое он назначал сам [Это правило имело силу и для крестьянских на делов Константиноградского у. Полтавской губ. ]. Правда, в Положении сказано, что отводимый в этом случае надел должен был быть приурочен к селению, но это правило было лишь факультативно и могло быть изменено с разрешения губернского по крестьянским делам присутствия. Лес, по общему правилу, в состав надела не включался. Исключение сделано только в двух случаях, а именно: 1) для участков дровяного леса, состоявших в постоянном пользовании крестьян в пяти последних местностях первой (нечерноземной) полосы великороссийских губерний, если они не находились вблизи значительных городов, сплавных рек и жел. дорог, и 2) для тех лесных участков, которые состояли в постоянном пользовании не всего мира, а отдельных крестьянских семейств или дворов. В состав пахотных полей в великороссийских губерниях могли быть включены солончаки, с тем, однако, ограничением, чтобы весь надел не состоял из них одних и чтобы при отводе солончаков три десятины их приравнивались к одной десятине удобных земель. Крестьянам оставлялся тот водопой, которым они пользовались; если они пользовались им сообща с помещиком, то помещику предоставлено было право или отвести крестьянам особый водопой, или оставаться при прежних порядках пользования. Мудрое правило, в силу которого крестьянам было предоставлено право пользования помещичьим водопоем, а помещику — крестьянскими в степной полосе, если бы тот или другой высохли, было установлено только на девять лет. При первоначальном утверждении наделов владельческих крестьян должны были быть произведены все отрезки и прирезки земель, которые допускались Положением. Отрезка земель должна была быть произведена из тех крестьянских ненавозных пашен, непоемных покосов, кустарных зарослей и лесных пространств, которые отдалены от селений или расположены среди помещичьих угодий — и не должна была быть произведена из огородных земель, хмельников и конопляников, не вошедших в состав усадебной оседлости. За недостатком "пустошных и полевых угодий" отрезка допускалась, однако, и из навозных пашен и поемных лугов (из последних, впрочем, только часть, соразмерная общей доле подлежащих отрезке угодий). В пяти последних местностях первой полосы великороссийских губерний при первоначальном отводе не подлежали отрезке при несогласии на то крестьян присельные пахотные поля; в безвозмездном пользовании крестьян должны были оставаться "в уважение труда, употребленного на расчистку" запольные пашни, разбросанные отдельными участками по лесным пространствам, принадлежащим помещику. Помещик мог оставить такие поля за собою не иначе, как вознаградив крестьян, или по добровольному соглашению с ними, или по решению мирового съезда. Такого вознаграждения не было установлено при отводе крестьянских покосов и пашни, находившихся среди господских лесов, во второй (черноземной) и первой и второй местностях первой (нечерноземной) полосы, а также в губерниях малороссийских. В черноземной полосе пашни могли быть заменены в таком случае покосами и наоборот, покосы — пашнями, без согласия на то крестьян. Что касается до прирезки земли, то она должна была быть произведена из удобной и смежной с крестьянским наделом земли; но если таковой не оказывалось или она была занята помещичьим садом, усадьбой, навозной пашней, поемным лугом, лесом, то крестьянам прирезывались несмежные с их наделами земли и давалось, "если к тому оказывалась возможность", некоторое пространство, не входившее в состав надела, для прогона скота на эти земли. Почти такие же условия были созданы при первоначальном отводе наделов бывших владельческих крестьян в других частях империи. Окончательное Р. пометичьих и крестьянских земель могло происходить по добровольному соглашению заинтересованных сторон без всяких ограничений и во всякое время; обязательное же Р. по требованию помещика могло быть произведено только один раз в шестилетний срок, по истечении двух лет, назначенных для первоначального отвода наделов. Требование об обязательном Р. угодий подавалось помещиком мировому посреднику с объяснением, какие угодья предполагается обратить из крестьянского надела в распоряжение помещика и какие взамен того предоставляются крестьянам. Мировой посредник с землемером и добросовестными от крестьян должен был произвести на месте посредством обхода в натуре меж, границ и других знаков и осмотра земель проверку проекта помещика и внести его затем с своим заключением на утверждение мирового съезда или губернского по крестьянским делам присутствия; после этого составлялся план угодий, отводимых в пользование крестьянам, и производился самый отвод в натуре. Р. угодий могло обнимать или весь крестьянский надел, или только часть его, смотря по тому, весь ли надел или только часть его находились в общем или чересполосном пользовании помещика с крестьянами; при этом закон установлял общее правило, что взамен отходящих от крестьян земель им отводятся смежные с их угодьями участки, равняющиеся, по возможности, достоинством тем участкам, которые от них отходят. Это общее правило было, однако, существенно ограничено следующими постановлениями. Если взамен лесных покосов, находящихся среди помещичьих лесов, но состоявших в пользовании крестьян, не представлялось возможности отвести одинаковые по достоинству земли из других помещичьих угодий, то крестьяне должны были быть вознаграждены за это другим способом; в крайнем случае эти лесные сенокосы могли быть обращены в непосредственное распоряжение помещика с освобождением крестьян от соразмерной части повинностей. Огороды, капустники, хмельники и конопляники, не вошедшие в состав усадебных земель, могли быть для уничтожения чересполосности обращены в полное распоряжение помещика, но крестьянам, кроме замены их другой землей, предоставлялось бесплатное пользование этими угодьями в течение трехлетнего срока со времени разверстания. Фруктовые и тутовые сады в Закавказских губерниях были подчинены тому же правилу; обращение в пользу помещиков крестьянских виноградников в этих губерниях допускалось лишь в крайних случаях, по определению губернского по крестьянским делам присутствия и с обязательством для помещика или дать крестьянину другой равноценный сад, или отвести землю, удобную для разведения сада, в количестве, равном прежнему саду, и кроме того вознаградить крестьянина за все сопряженные с этим потери. Окончательное отделение приобретенных крестьянами при посредстве выкупной операции угодий от помещичьей земли, если такое отделениe не было сделано до совершения выкупной сделки, производилось на основании общих узаконений для полюбовного размежевания дач частных владельцев или по распоряжению правительства на основании правил, для этого изданных (см. Межевание). О разверстании земель бывших государственных крестьян — см. Владенные записи. По обследованию, произведенному в 1881 г. [Сведений о распределении по угодьям всей площади Европейской России на более позднее время не имеется, хотя по отдельным губерниям и уездам и был произведен учет после 188 1 г.] Центральным статистическим комитетом, общая поверхность Европейской России распредлялась по угодьям следующим образом: пахотной земли 106666463 дес., или 26,2% всей поверхности; лугов, выгонов и остальных удобных земель 64806253 дес. (38,8%); Лесной площади 157616608 дес. (38,8%); неудобной земли 77807613 дес. (19,1%). Угодья распределялись по категориям владения следующим образом (в десятинах):
Надельные крестьян |
Владельч. |
Казенные и удельн. |
|
Пахотные | 74318310, или 53,8% | 29656139, или 27,2% | 2692004, или 1% |
Луга, выгоны и остальн. удобн. земли | 36775883, или 26,67% | 25420510, или 23,3% | 2649860, или 1,6% |
Лесная площадь | 14016838, или 10,1% | 41003321, или 37,6% | 102596449, или 64,3% |
Неудобные | 13166453, или 9,5% | 13007114, или 11,9% | 51634046, или 32,4% |
Сведения о распределении земель по угодьям в относительных цифрах к удобной земле на крестьянских надельных и на владельческих землях по районам:
Пахотной |
Огородов и усадебной |
Лугов |
Выгонов |
Лесной площади |
||||||
Крестьян. надельн. |
Владельч. |
Крестьян. надельн. |
Владельч. |
Крестьян. надельн. |
Владельч. |
Крестьян. надельн. |
Владельч. |
Крестьян. надельн. |
Владельч. |
|
Центр. землед. |
78,6 |
63,9 |
5,4 |
2,1 |
6,2 |
10,6 |
4,1 |
2,3 |
5,7 |
21,1 |
Малороссийский |
75,6 |
57,2 |
7,1 |
2,6 |
7,0 |
14,6 |
4,7 |
6,9 |
5,6 |
18,7 |
Средневолжский |
74,5 |
52,3 |
4,2 |
1,1 |
7,9 |
9,4 |
5,1 |
4,5 |
8,3 |
32,7 |
Юго-западный |
70,9 |
46,7 |
9,3 |
2,8 |
11,7 |
8,4 |
4,9 |
3,0 |
3,2 |
39,1 |
Новороссийский |
58,0 |
41,6 |
3,9 |
1,5 |
8,7 |
18,2 |
26,9 |
34,6 |
2,4 |
4,1 |
Нижневолжский |
55,1 |
19,3 |
2,0 |
0,3 |
13,8 |
13,5 |
19,5 |
50,1 |
9,6 |
16,8 |
Литовский |
61,6 |
34,1 |
5,0 |
2,0 |
20,6 |
13,5 |
10,9 |
8,0 |
1,9 |
42,4 |
Моск.-промышл. |
55,5 |
12,5 |
3,7 |
1,0 |
20,2 |
11,3 |
6,7 |
6,8 |
13,9 |
68,4 |
Белорусский |
57,5 |
18,0 |
4,9 |
1,2 |
20,2 |
11,0 |
6,3 |
3,5 |
11,1 |
66,3 |
Прибалтийский |
30,9 |
19,3 |
1,3 |
0,6 |
33,4 |
18,3 |
31,5 |
13,5 |
2,9 |
48,3 |
Приуральский |
50,2 |
5,3 |
2,8 |
0,2 |
14,9 |
5,0 |
6,8 |
1,5 |
25,3 |
88,0 |
Приозерный |
40,9 |
9,5 |
2,5 |
0,6 |
25,7 |
9,1 |
10,8 |
5,0 |
20,0 |
75,8 |
Крайний Север |
23,4 |
9,0 |
2,0 |
1,2 |
19,7 |
14,3 |
12,2 |
9,3 |
42,7 |
66,2 |
См. "Статистический временник Российской империи" (сер. III, вып. 4).
И. Н. М.
Крестьянские положения 1861 г. предусматривают еще один случай Р. угодий, именно обмен земель и угодий между помещиками и крестьянами. Полюбовное соглашение по этому предмету допускается во всякое время и должно быть засвидетельствовано мировым посредником или земским начальником при посторонних свидетелях. Обязательный обмен по одностороннему требованию помещиков установлен лишь по отношению к невыкупленным землям — следов., в настоящее время может иметь место лишь в Закавказье. Помещику предоставляется для приведения в исполнение своих хозяйственных предприятий требовать обмена необходимых ему участков из земли, отведенной в надел крестьянам, в случаях: 1) открытия в землях крестьянского надела источников минеральных вод и ценных ископаемых; 2) предполагаемого помещиком устройства промышленных заведений с водяными двигателями, когда один или оба берега состоят в пользовании крестьян; 3) неизбжности подтопа крестьянских угодий вследствие устройства на помещичьей земле действующих водой заведений; 4) необходимости провести по крестьянским угодьям канавы ирригационные и т. п.; 5) необходимости провести по крестьянским угодьям дорогу или прогон и 6) предпринимаемого помещиком устройства на крестьянских угодьях пристани или перевоза. На усадебную землю и сады, состоящие в подымном пользовании крестьян, обязательный обмен распространяется только в первых четырех случаях (по положениям великоросс. и малорос. распространялся только в первых трех случаях). При обмене земель и угодий земля, предназначаемая для хозяйственного предприятия помещика, поступает в его распоряжение не прежде, как по отводе крестьянам взамен этой земли другого участка и по выдаче им вознаграждения за стеснения и убытки, понесенные ими вследствие отобрания отведенной в их пользование земли. Помещик требование свое об обмене земель и угодий представляет мировому посреднику, причем обязан доказать как пользу предполагаемого им хозяйственного предприятия, так и необходимость обмена. Решения по этому предмету мирового посредника подлежат обжалованию в губернское по крестьянским делам присутствие. О Р. в России угодий в видах уничтожения сервитутов и чересполосности см. Выгоны.
А. Я.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:17 MSK |