[ начало ] [ Р ]

Рангоут*

(см. Паруса). — Под названием Р. на судах прежнего парусного флота подразумевались все деревянные части парусного вооружения судна. На изготовление частей Р. идет так наз. мачтовый лес, от которого требуется, кроме крепости и прочности, требующихся вообще от всякого строевого леса, еще легкость, гибкость и упругость. Наиболее подходящими породами леса для это послужат: сосна, пихта и ель. На части Р. больших размеров идет несколько штук деревьев, напр. на изготовление мачт, реев и т. п. у больших парусных судов. Составные мачты напр. делались из нескольких брусьев (фиг. 1): средняя часть назыв. шпинделем, боковые боковыми брусьями, передние и задние накладки — фишами.

Фиг. 1. а, а — шпиндель, в, в — боковые брусья, с, с — фиши, d — бугель.

Составной рей, напр., состоял из двух дерев, соединенных комлями посредством длинного замка, с боковыми накладками (фиг. 2).

Фиг. 2. Составной рей — сечение по ab в увеличенном виде.

При переходе от деревянного судостроения к железному — части Р. стали изготовлять также из железа и стали. В настоящее время на всех почти судах дальнего плавания главные части Р. — мачты, реи, бушприт — склепаны из стальных листьев; из дерева же изготовляются лишь стеньги, небольшие реи и т. п. Такой железный Р. дешевле и легче деревянного, так как при больших размерах трудно было найти большой величины деревья, обладающие всеми условиями, необходимыми для хорошего мачтового леса. На мелких и каботажных судах рангоут продолжают делать деревянный. Для военных судов в 1860-х годах был предложен железный Р. английским капитаном Кользом; по его проекту вместо вант мачты имели железные боковые упоры, так что образовывали треножник, для большего укрепления которого делались поперечины, на которых устраивали места для помещения стрелков во время боя.

Фиг. 3. Рангоут капитана Кольза. А — поперечное сечение — место установки треножника.

После гибели фрегата с этим Р. "Captain", опрокинувшегося в 1870 г., он больше не применялся вследствие своей чрезмерной тяжести. Железные мачты иногда делаются со стеньгами, опускающимися внутрь их; такие мачты носят название телескопических. По мере развития типа боевых судов надобность в парусном стала уменьшаться, так как на судах с 2-мя и более двигателями вероятность остановки из-за неисправности машины уменьшилась; кроме того, большой рангоут в бою неудобен, так как по разрушении его выстрелами может осколкам и перебить команду, а такелаж, попавший за борт, может запутаться около руля и винта. Поэтому в последнее время совершенно отказались от употребления Р. для парусов на новых боевых судах и к Р. стали применять лишь след. требования: 1) служить для подъема сигналов; 2) для помещения скорострельной артиллерии на некоторой высоте — на боевых марсах; 3) для помещения электрического прожектора. Затем мачты, как полые внутри, служат хорошим средством для вентиляции помещений; для подъема же тяжестей, которые в прежнее время поднимались при помощи реев, теперь делаются особые грузовые стрелы, поднимающие главным образом те шлюпки, которые за недостатком места помещаются не у борта на шлюпбалках, а на рострах около середины судна. Более подробный вид мачты показан на фиг. 4.

Фиг. 4. Боевая мачта; а — жилая(броневая) палуба, b, с — батарейные палубы, f f — входы, g — труба d — верхняя палуба, e — мостик для подачи патронов, h — марс для скорострелок, k — марс для прожектора, l — стеньга.

Вследствие своего большого диаметра (до 8' у наиболее широкого конца) мачты почти перестали требовать применения вант. Внутри мачты установлена труба для подачи патронов скорострелок на марс. Между этой трубой и мачтой имется винтовая лестница для прохода на марсы. Первый марс служит для скорострелок, которых ставится до 10 шт. — у нас обыкновенно 37 мм пушек Готчкисса. Борта марса стальные, иногда выше роста человека, и тогда для пушек делаются в них порта. Верхний марс — для электрического прожектора. Сзади его прикреплена стеньга (деревянная, реже — также стальная). На коммерческих пароходах мачты также служат лишь для сигналов, для приспособлений к подъему тяжестей — при помощи грузовых стрел гафелей (фиг. 5).

Фиг. 5. Мачта коммерческого судна; а — площадка с прожектором, b — грузовая стрела с блоком, с — гафель с блоком, d — грузовая лебедка.

Иногда на фок-мачте ставится площадка для прожектора (см. фиг. 5). — Мачты без гафелей и служащие только для подъема сигналов назыв. флагштоками. Иногда для устойчивости на волнении современный Р. (не боевой), как военный, так и коммерческий, имеет еще паруса — большей частью латинские (треугольные), или трисели; на фок-мачте иногда поднимается один прямой парус (брифок). См. также Яхты, Гребные суда; ср. "Мачтовое искусство" (изд. Морск. мин СПб., 1862 г.); Гозе, "Руководство по кораблестроению" (СПб., 1890); "История корабля" Боголюбова (М., 1880) и описания судов в "Мор. сборнике", "Справочной книге о военных флотах" вел. кн. Александра Михайловича и др.

Р. Л—н.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:17 MSK