[ начало ] | [ Р ] |
Регулирование казенных имений в Прибалтийских губерниях
— Имения эти в прежнее время либо поступали во владение частных лиц по всемилостивейшему пожалованию, либо отдавались в арендное содержание с публичных торгов, либо состояли в администрационном управлении: в последнем случае назначался администратор из местных дворян, получавший известный процент с дохода, или приглашался вольнонаемный управляющий. Повинности поселенных в имении казенных крестьян определялись вакенбухами (см.), значительно устаревшими. В видах ограждения крестьян от произвольных требований были введены в экономиях особые книжки под названием кадров. Основания исчисления повинностей не всегда, однако, были известны крестьянам; отсюда проистекали злоупотребления, доходившие до того, что личный труд крестьян был иногда отдаваем на откуп посторонним лицам. В начале нынешнего столетия положение государственных крестьян в Прибалтийских губерниях было бедственное. В 1823 г. для нового обмежевания и Р. казенных имений Лифляндской губ. была учреждена межевая канцелярия, которой была дана в руководство особая инструкция, основанная на прежних шведских постановлениях. Земля ценилась на талеры с подразделением земли по свойству почвы на классы: лучшей земли полагалось на талер одна тонна (5/11 дес.), а в следующих классах полагалось на каждый талер соразмерно более земли (60 талеров = одному гаку). В Эстляндской губ. повинности крестьян по отношению к казенным имениям были распределены местной казенной палатой после съемки и оценки земель. На о-ве Эзеле Р. казенных имений производилось особой ревизионной комиссией еще с 1766 г. В Курляндии была учреждена межевая комиссия по образцу лифляндской. С учреждением министерства государственных имуществ дело Р. перешло в его ведение. К производству Р. было приступлено в 1844 г. Регулированный имения должны были быть управляемы через отдачу в администрационное заведование из платежа администратором в казну полного инвентарного дохода; администратор получал имение на 12 лет по аншлагам (инвентарям) и в виде вознаграждения удерживал в свою пользу 10% с чистого дохода имения; в требованиях своих к крестьянам администратор был ограничен аншлагами. В последствии м-во госуд. имущ. заменило барщинные и натуральные повинности крестьян денежным оброком, соразмерным с пространством и доходностью участков. В 1854 г. изданы новые положения о Р. и о разборе поземельных и сервитутных дел, упразднившее в Лифляндской и Курляндской губ. межевые комиссии; заведование делами по Р. было возложено на лифляндскую и курляндскую палаты и эстляндское окружное управление государственными имуществами. По положению о Р., крестьянским дворам назначались усадебные, пахотные, сенокосные и выгонные земли в количестве, в каком они владели ими до Р.; за отведенные в пользование крестьян земли платился поземельный оброк, исчисляемый за все предоставленные крестьянам земли на основании произведенной при Р. оценки; кроме того, крестьяне уплачивали государственные подати и исполняли натуральный земские и мирские повинности; от всяких повинностей в пользу арендаторов казенных имений крестьяне были освобождены. Самое Р. производилось по правилам о сортировке и оценке земель, изданным министерством в 1846 г. К предметам Р. казенных имений было отнесено: 1) предварительное распоряжение о имениях, подлежащих Р.; 2) геометрическая съемка и поверка внешних границ имений; 8) составление статистического и инвентарного описания имений; 4) определение сервитутов и размежевание угодий спорных, чересполосных и общего владения; 5) сортировка и оценка земель; 6) распределение земель между обывателями и экономией; 7) определение крестьянских повинностой и правила о переводе их на оброчное положение; 8) устройство лесов, строений и хозяйственных заведений; 9) исчисление общего хозяйственного дохода от имений и 10) окончательное составление и приведение в исполнение инвентарного положения. В 1860 г. разрешено было в виде опыта продавать крестьянам состоявшие в их пользование земельные участки: продажная цена определялась по капитализации регуляционного оброка из 4%; из этой суммы крестьяне должны были внести единовременно не менее 15%, а остальная сумма рассрочивалась на 16—28 лет. Правом выкупа воспользовались весьма немногие крестьяне. Новой инструкцией, изданной в 1866 г., предписано было при Р. имений подвергать все угодья самостоятельной оценке по чистому доходу согласно стоимости рабочего труда и местным ценам на хлеб вместо прежней оценки одних пахотных земель; оброчная подать подлежала исчислению для всех крестьян в размере 1/3 чистого дохода от земель. На основании этой инструкции было приступлено к новому Р. всех как прежде обрегулированных, так и необрегулированных казенных имений. В 1869 г. изданы новые правила об административном и поземельном устройстве крестьян, водворенных в казенных имениях Прибалтийских губ., и учреждена Прибалтийская комиссия Р. По правилам 1869 г. водворенные в казенных имениях Прибалтийских губ. крестьяне сохраняют в постоянном своем пользовании предоставленные им земельные участки в границах, определяемых на месте комиссией для Р. казенных имений. При производстве Р. допускается, по мере возможности, прирезка к крестьянской земле угодий из казенных земель, а также обмен части крестьянских земель на свободные казенные для округления границ и для уничтожения чересполосицы. Комиссия Р. определяет количество оценочного дохода за пользование земельным участком, сообразно чему распределяется между отдельными участками назначенный на каждую из трех губерний поземельный оброк с крестьян, водворенных в казенных имениях (на Курляндскую губ. — 557000 руб., на Лифляндскую 260000 р., на Эстляндскую — 4000 р.). Натуральные повинности заменяются поземельным оброком. По воспоследовании высочайшего разрешения на введение в действие нового Р. каждому владельцу участка выдается на постоянное пользование им регуляционный акт. Размер поземельного оброка остается неизменным в течение 20 лет. Крестьяне получают право выкупить в полную собственность участки, предоставленные им по регуляционным актам: продажная цена участка определяется по капитализации, из 4% ежегодно причитающегося с участка поземельного оброка; вся эта сумма погашается постепенно в течение 49 лет. Крестьяне, перешедшие на выкуп, получают купчие крепости на выкупленные участки. Участие управления государственных имуществ в административном заведовании крестьянами прекращено. Р. в казенных имениях должно было быть закончено в течение 6 лет. Регуляционные работы были окончены в Эстляндской губ. в 1871 г.: обрегулированы 3 казенных имения и во владение 417 крестьянских дворов отведено 5094 дес. земли. В Лифляндской губ. Р. 123 казенных имений было окончено в 1874 г.: во владение крестьян отведено 13389 участков, заключающих в себе 306572 дес. Регуляционные работы по Курляндской губ. начались лишь по окончании работ в Лифляндской губ. и замедлялись тем, что приходилось разрешать также дела о сервитутах; к 1887 г. было отведено крестьянам 14979 участков, в 372529 дес. При Р. производился на основании изданных в 1866 и 1869 г. законов надел землей православных причтов, школ и православных безземельных крестьян, из мызных угодий казенных земель Лифляндской и Курляндской губ. Р. подлежат также состоящие в Курляндской губ. 15 судейских и гауптманских видм (на основании закона 1883 г.) и казенные имения, срок временного пожалования которых оканчивается. Законом 12 июня 1886 г. оброчная подать бывших государственных крестьян преобразована в выкупные платежи. В 1887 г. Прибалтийская комиссия Р. присоединена к управлению государственных имуществ в Прибалтийских губерниях с преобразованием в регуляционную часть его. В последний раз
бюджет регуляционной части определен сроком на три года в 1893 г.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:20 MSK |