[ начало ] [ Р ]

Рид, Фома

(Reid, 1710—1796) — шотландский философ, сын священника, был священником, потом профессором философии в Абердине и в Глазго. В 1748 г. напечатал в "Philosophical Transactions" статью: "Essay upon quantity". В 1764 г. появился главный труд Р.: "Inquiry into the human mind and the principles of Common Sense", в 1785 г. — "Essays on the Intellectual powers of man", в 1788 г. — "Essay on the Active powers of man". P. — наиболее талантливый представитель так называемой шотландской школы. Философия его развилась в зависимости от учений Локка, Беркли и Юма; но вместе с тем она направлена против скептицизма, вытекающего из принципов Локка. Два главных учения составляют сущность философии Р. и вместе с тем определяют его историческое значение: это — учение о восприятии (theory of perceptions или theory of ideas) и учение о здравом смысле (doctrine of common sense). В посвящении к своему "Inquiry" Р. пишет: "я очень доволен тем, что серьезно занялся исследованием принципов, на которых покоится скептическая система; я был весьма удивлен, найдя, что эта система всецело покоится на предположении, весьма древнем, правда, и весьма распространенном, но для которого я не могу найти серьезных оснований. Гипотеза, о которой я говорю, состоит в том, что мы воспринимаем не реальные предметы, находящиеся вне нас, а лишь известные изображения и образы их, запечатленные в уме и называемые впечатлениями или идеями". Теория о восприятии у Р. состоит из двух частей — отрицательной, направленной против Юма и Беркли, и положительной, в которой изложены воззрения самого Р.

Доводы против теории идей сводятся к следующему: 1) эта теория противоречит общепринятому взгляду людей, не имеющих соприкосновения с философией; 2) защитники теории идей предполагают существование идей (или представлений), но отнюдь не доказали этого предположения (следует отметить, что Р., говоря об идеях [представлениях], разумел tertium quid, независимое от предмета и познающего субъекта); 3) все защитники идей расходятся во всем, за исключением лишь одной общей им теории об идеях; 4) идеи нисколько не поясняют и не увеличивают знания нашего о деятельности ума; 5) выводы из теории идей противоречат здравому смыслу.

Положительная сторона учения Р. сводится к следующему: ощущение есть простое и необъяснимое состояние ума; оно существует только в уме познающего и предшествует восприятию (perception): восприятия предполагают веру в существование объекта. В каждом восприятии находятся три признака: известное понятие (conception or notion) о воспринимаемом объекте, твердая вера (belief) в существование в настоящее время объекта и, наконец, непосредственность этой веры, которая не есть результат рассуждения. Р. принимает мнение Локка относительно первичных и вторичных качеств предмета, но он убежден, что первичные качества познаются непосредственно, т. е. без помощи идей, и путь такого познания недоступен для анализа. Восприятие Р. отожествляет с воображением, а воображение называет способностью непосредственного познания. Второй пункт учения Р., который он противопоставляет скептицизму — это учение о здравом смысле (common sense). "Если существуют, — говорит он, — как я думаю, принципы, в которые устройство нашей природы заставляет нас верить и которые мы по необходимости применяем постоянно, не будучи в состоянии дать себе отчета о них, то такие принципы мы называем принципами здравого смысла (principles of common sense), a все, что очевидно противоречит им — абсурдным". В указании этих принципов Р. был не особенно счастлив, ибо внес в число принципов и чисто эмпирические обобщения. Р. указывает два класса принципов. К первому классу — познанию фактов — он относит 12 понятий, напоминающих 12 категорий Канта. Второй класс касается необходимых истин — это идеи Бога, души и т. д. В этом же направлении Р. вел борьбу и против скептицизма в сфере нравственной, защищая сознание свободы, нравственный закон и восставая против гедонистических начал в этике. Главная заслуга Р. в этой области — разграничение деятельности по нравственному долгу от деятельности из мотивов гедонистического характера. Основанием долга — цели нравственной деятельности — Р. считает совесть. Значение Р. для современной философии заключается в его учении о восприятии. Принцип: "мир есть мое представление", общераспространенный в современной философии, нуждается в пересмотре.

См. Heshey Sneath, "The philosophy of Reid" (Нью-Йорк, 1892; здесь указана вся литература о Р.).

Э. Радлов.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:20 MSK