[ начало ] | [ Р ] |
Робусти
(Якопо Robusti, 1519—1594; прозванный по профессии своего отца, который был красильщик (tintore), Тинторетто) — один из первостепенных живописцев венецианской школы. Очень рано обнаружив свою необыкновенную способность к живописи, он поступил в ученики к Тициану и под его руководством делал столь быстрые успехи, что этот мастер, как гласит предание, не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нем опасного себе соперника. После выхода из школы Тициана, Р. не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять Тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: "il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano". Но влияние великих флорентийца и венецианца не заглушило в нем самостоятельности: заимствованные от них элементы переработались у него в новый, индивидуальный стиль, отличительные качества которого — живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок, широкий прием письма. Сочиняя и исполняя свои произведения с удивительной легкостью, занимаясь ими день и ночь, простирая свою нестяжательность до такой степени, чтобы работать даром для своих товарищей и возмещать себе только расход на краски, Р. не замедлил приобрести громкую известность наравне с Тицианом и П. Веронезе. Однако, не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись. В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными; впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно, и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени.
Наиболее замечательны картины Р., относящиеся к первой поре его деятельности — "Грехопадение Адама и Евы" и "Убийство Авеля", исполненные совершенно в духе Тициана (находятся в венецианской академии художеств), затем, "Поклонение золотому тельцу" и "Страшный Суд", две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа-дель-Орто, в Венеции, в которых уже заметна его оригинальность. В полном блеске талант Тинторетто выказывают "Чудо св. Марка" (в венецианской академии), "Брак в Кане Галилейской" (в ризнице церкви C.-Mapиa-делла-Салуте), "Философ Диоген" (в Новой Библиотеке, в Венеции), "Открытие мощей св. Марка в Александрии" и "Перенесение их на корабль" (в Ст. Библиотеке, там же) и многие другие картины, рассеянные по разным европейским музеям, например "Венера, Вулкан и Амур" (в галерее Питти, во Флоренции), "Рождество Христово" и "Омовение ног" (в Эскориальском дворце, в Мадриде), "Несение креста" (в венской галерее), "Девять муз" (в Гемптонкортском музее в Лондоне), "Юдифь" (в мадридском музее дель-Прадо) и "Рождество Иоанна Крестителя" (в Императорском Эрмитаже, в СПб.).
Еще с большей яркостью, чем живопись масляными красками, выражают искусство Р. его фресковые работы, дававшие его фантазии простор для развития обширных и сложных композиций и позволявшие ему пускать в полный ход свою смелую, широкую фактуру. Из сохранившихся его фресок особенно великолепны стенные картины и плафоны в здании Школы св. Роха ("Распятие", "Избиение младенцев", "Мария Магдалина в пустыне", "Медный змий" и др.) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное "Воскресение праведников", "Венеция, богиня морей", "Завоевание Цары" и др.).
Занимаясь преимущественно исторической живописью, Р. охотно писал также и портреты, из которых многие поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом исполнения. Таковы, например, портреты дожа Н. да-Понте (в венской галерее), адмирала Н. Капелло (у герцога Девоншайрского, в Англии), медика А. Везаля (в мюнхенской пинакотеке), самого художника (в копенгагенском музее) и некоторые др.
Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Его дочь, Мариетта Р. (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Немецкий император Максимилиан и король Филипп II испанский приглашали ее к себе на службу, но она не захотела расстаться с обожаемым родителем, которому суждено было вскоре после того оплакивать ее безвременную кончину. Брат этой художницы, Доменико Р. (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.
А. С—в.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:21 MSK |