[ начало ] [ Р ]

Русалка

— по русским народным поверьям речная дева. В Малороссии и в Галиции есть три рода представлений о русалках. По одним представлениям русалки отожествляются с мавками (см.), по другим — с Мелюзиной (см.) и называются мелюзинами, по третьим — с дикими женами, вилами сербов и болгар, мамунами поляков. В малорусских сказках в Р. обращаются умершие девицы и дети, преимущественно утопленницы. Р. живут в воде, а на троицких святках — в лесах и на полях. Они имеют вид маленьких девочек, очень бледных, с зелеными волосами и длинными руками; иногда обращаются в белок, крыс, лягушек. Любят качаться на деревьях; нападают на людей и щекочут их до смерти. Оберегают от них любисток и полынь. В некоторых местах Малороссии различают русалок полевых (= полудницы) и лесных (фаляроны, войска фараона, погибшие в Чермном море). В Великой и Малой России существуют русальные песни, которые поют на Троицыну неделю. Говорят, что русалок из умерших некрещеных мальчиков (а не девочек) можно крестить чтением над ними 12 глав Евангелия или раздачей детям сорока крестиков. На представлениях о Р. отразились поверья, связанные с русалиями (см.), древние классические представления о душах умерших. В одной великорусской песне поется: "русалка царица, красная девица, не загуби душки, не дай удавиться, а мы тебе кланяемся". В малорусской песне русалки называются земляночками. Поверья и сказки о Р. быстро исчезают, даже в Малороссии; мужчины совсем уже не признают их, и хранительницами сказок о Р. служат ныне исключительно женщины. В истории развития литературно-поэтических образов Р. занимает видное место. Особенно любили изображать Р. поэты-романтики, например Жуковский, и, под его влиянием, Пушкин и Шевченко. Повсеместно в Малороссии и Великороссии распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчесывают свои косы (у Чубинского, I, 207; у Афанасьева, в "Поэтических воззрениях", и др.). Поверьем этим часто пользовались художники и поэты, например Шевченко (в стих. "Утоплена"). Это поверье встречается у многих народов, стоящих на весьма низкой ступени культурного развития, например у лопарей.

Литература. Афанасьев, "Поэтические воззрения славян" (см. по указателю в III т.); Веселовский, "Разыскания в области русского духовного стиха" (1891, § XV); Hanush Machal, "Nakres slov. bajeslovi" (115—119); Сумцов, "Культурные переживания" (§ 8); Иванов, в V т. "Сборника харьковского историко-филологического общества" (67—74); "Этнографическое Обозрение" (I, 61; II, 76; VII, 31, 37; IX, 125, 154; XIII, 213; XVII, 82; XX, 163, XXVI, 2; XXVIII, 91; XXX, 162, 294); Чубинский, "Труды этнографическо-статистической экспедиции" (I, 207); Садовников, "Сказки и предания Самарского края" (387); "Живая Старина" (II, 59); "Wisla" (1890, стр. 240, 255); "Сборник материалов для изучения Кавказа" (XVII, отд. 3).

Н. Сумцов.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:22 MSK