[ начало ] [ С ]

Салиас де-Турнемир Елизавета Васильевна

(гр., рожденная Сухово-Кобылина) — писательница (1815—92), известная под псевдонимом Евгения Тур. Образование ее было поручено выдающимся московск. учителям и ученым: литературу ей преподавал С. Е. Раич (поэт), историю — Морошкин, физику — Максимович. Самое сильное влияние на нее имел Надеждин. Образование ее было закончено за границей. В Париже она вышла замуж за графа С.; часто проживала по некольку лет за границей, где, как и в Москве, собирала вокруг себя известных писателей и ученых. Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, И. С. Тургенев, А. Н. Афанасьев были из числа ее близких друзей. Известный писатель гр. Салиас — родной сын С., а Сухово-Кобылин, автор "Свадьбы Кречинского", — брат ее. На литературное поприще выступила в "Современнике" в 1849 г., повестью "Ошибка". В следующем же году "Современник" объявлял, что печатание обещанного романа Некрасова и Стебницкого "Мертвое озеро" откладывается, чтобы дать место новому произведению автора "Ошибки", так понравившейся публике — роману "Племянница". Как повесть, так и роман имели большой успех. Тургенев пророчил автору блестящую будущность и посвятил разбору вводного эпизода в романе (под заголовком "Антонина") большую статью. Также тепло отнеслись к дебютантке Дружинин и Ап. Григорьев, но дальнейшие произведения С. ("Три поры жизни", "Долг", "На рубеже", "Старушка" и др.) большого успеха не имели. Гepoи повестей и романов С. — люди большого света, без дела, без воли и каких бы то ни было интеллектуальных стремлений; отношение к ним автора — отрицательное; положительными типами являлись героини, олицетворявшие обманутую добродетель и безвинное страдание. Любовь в произведениях С. имела значение "единственной задачи, для которой строились подмостки и леса повести". Написаны они все хорошим языком, живым, изящным и тонко отделанным. Начиная с 1857 г. С. пишет в "Русском вестнике" статьи критико-биографического характера, но в 1860 г. покидает страницы журнала вследствие полемики с редактором (о г-же Свечиной), по поводу которой Писарев тогда же говорил, что "Русский вестник" не уважает умственной самостоятельности своих сотрудников. В 61-м году она основывает собственный журнал "Русская речь"; здесь она вела отдел художественной и литературной критики. "Русская речь" просуществовала всего один год, а под редакцией С. — лишь полгода, так как в мае 1861 г. журнал был соединен с "Моск. вестником", а главную редакцию взял на себя один из друзей С., Е. М. Феоктистов. В "Русской речи". С. писала об Авдееве, о Крестовском, Достоевском. Достоевский напечатал тогда лишь первые свои четыре крупные вещи, но тонкому литературному чутью С. уже тогда было вполне ясно, что это громадный, великий талант. Историко-литературный интерес представляет ее критический очерк об "Отцах и детях" Тургенева ("Сев. пчела"). Некогда сама прославленная знаменитым писателем и своим другом, она ополчается на "Отцов и детей" с искренним возмущением, с большой злобой и горечью. "Неужели, — писала она, — все молодое поколение, эта надежда России, эти живые, зреющие силы, эти ростки и соки должны походить на Базарова, Аркадия или Ситникова?!". По ее мнению, Тургенев "лучшие исключения из старого поколения воплотил в отцах, а самые уродливые из молодого — в сыновьях, в детях". Уменье С. отрешаться от личных интересов и счетов выразилось еще яснее в разборе романа сына ее "Пугачевцы". Она выступила в "Нов. времени" с обвинением его в "реализме", который ей представлялся в виде грозного чудовища, поглощающего все то лучшее, что было привито русскому обществу сороковыми годами. Последние годы своей жизни С. посвящает детской литературе и повестям для юношества. Все написанное ею в этой области ("Катакомбы", "Последние дни Помпеи", "Княжна Дубровина", "Сергей Бор. Раменский", масса сказок) имеет большую ценность и занимает видное место в литературе для юношества. В 80-х гг. С. напечатала несколько произведений духовного характера.

А. Л—ая.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:24 MSK