[ начало ] | [ С ] |
Сафтлевен
или Сахтлевен (Saftleven, Sachtleven) — семейство голландских живописцев, главными представителями которого были: 1) Корнелис С. (1606—81), ученик Германа С. II, или Старшего, умершего в 1627 г., развившийся под влиянием А. Броувера, работал в Утрехте (ок. 1634 г.), преимущественно же в Роттердаме. Изображал военные караульни, простонародные сцены в закрытых помещениях и на воздухе, деревенские рынки, пейзажи с фигурами животных и неодушевленные предметы, отличаясь старательной выработкой рисунка, силой и теплотой тона красок и прекрасно разыгранной светотенью. Особенно хорошо писал домашних животных и передавал блеск металлической посуды. Иногда брал для себя темы из священной истории, но трактовал их совершенно как жанровые сцены. Картины этого художника встречаются во многих публичных и частных коллекциях. В Имп. Эрмитаже находятся его "Скотный рынок" и "Отдыхающее стадо"; в Дрезденск. галерее — "Скотный двор", "Деревенские музыканты", "Кормление кур", "Перед крестьянской хижиной" и "Внутренность хижины"; в Стокгольмск. музее — "Пейзаж с человеческими фигурами, животными и хозяйственными принадлежностями" и "Гуляки, пьянствующие пред входом в деревенский кабачок"; в Амстердамск. музее — "Плохая сделка лучше хорошей тяжбы" (голландск. пословица) и "Внутренность крестьянского дома"; в Брауншвейгск. галерее — "Бегство во Египет"; в Эрфуртск. гал. — "Адам в земном раю"; у А. и. Сомова, в СПб. — "Христос изгоняет злых духов из двух бесноватых в стада свиней" и т. д. 2) Герман С. III, или Младший (1610—85), брат предыдущего, подобно ему, ученик своего отца, еще будучи молодым человеком переселился в Утрехт, где и жил до конца своей жизни, предпринимая иногда поездки вверх по Рейну. Он был в дружбе с К. Пуленбюргом, как то доказывают две парные картины на сюжеты и Pastor fido Гварини, из которых одна написана Пуленбюргом, а другая С. (наход. в Берл. музее). В 1655—67 гг. был трижды председателем и четыре раза старшиной утрехтской гильдии св. Луки. Первые картины этого художника, пейзажи и изображения неодушевленных предметов, очень близко походят на произведения его брата; потом он стал писать пейзажи в светло-коричневом общем тоне, широким и сочным приемом кисти — картины, напоминающие Я. ван-Гойена, каков он был во второй период своей деятельности; наконец С. пристрастился к изображению прирейнских видов, исполнение которых доводил до тонкой оконченности, ища при этом эффектности в утрированно-яркой передаче предметов на переднем и втором плане, голубой дали и солнечности неба. В Имп. Эрмитаже имеется образец ранних работ С., вообще очень редких, — "Внутренность крестьянского дома" (1634) и четыре его вида на Рейне. Из прочих музеев Европы картинами С. особенно богаты Дрезденск. галерея (15 номеров), Шверинский музей (9 ном.), Венск. музей (5 ном.) и Копенгагенск. галерея (6 ном.). Оба брата известны не только как живописцы, но и как искусные граверы. Корнелисом С. исполнено 36 офортов (карикатуры, "Четыре чувства", изображения простолюдинов, собак, кошек и пр.). Офортов Германа С. насчитывается до 40 (горные виды, "Четыре времени года" и пр.); в них его талантливость выказывается еще сильнее, чем в живописи.
А. С—в.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:27 MSK |